Ян ван дер Хейден

редактировать
Ян ван дер Хейден
Портрет Яна ван дер Хейдена 001 cropped.jpg Портрет Яна ван дер Хейдена
Родился(1637 -03-05) 5 марта 1637 г.. Горинхем
Умер28 марта 1712 г. (1712-03-28) (в возрасте 75 лет). Амстердам
Род занятийХудожник, инженер, городской чиновник
Супруг (ы)Сара Териэль
ДетиЯн, Самуэль, Сара
Родитель (и)Ян Горисзун, Нилтье Янс Мюнстер

Ян ван дер Хейден (5 марта 1637, Gorinchem - 28 марта 1712, Амстердам ) был голландцем Барокко -эра живописец, художник по стеклу, рисовальщик и гравер. Ван дер Хейден был одним из первых голландских художников, специализирующихся на городских пейзажах, и стал одним из ведущих архитектурных художников Золотого века Голландии. Он написал несколько натюрмортов в начале и в конце своей карьеры.

Ян ван дер Хейден был также инженером и изобретателем, внесшим значительный вклад в современную пожаротушение. технология. Вместе со своим братом Николаесом, который был инженером-гидротехником, он изобрел усовершенствованный пожарный шланг в 1672 г. Он модифицировал руководство пожарной машины, реорганизовал добровольческую пожарную команду (1685) и написал и проиллюстрировал первое руководство по пожаротушению (Brandspuiten-boek). Комплексная схема уличного освещения Амстердама, разработанная и реализованная ван дер Хейденом, действовала с 1669 по 1840 год и была принята в качестве модели во многих других городах и за рубежом.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работа
    • 2.1 Общие
    • 2.2 Архитектурные картины
    • 2.3 Натюрморты
  • 3 Музеи с работами Яна ван дер Хейдена
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь

Янв Ван дер Хейден родился в Горинхеме, сын меннонита отца и третий из восьми детей. Его отец по очереди был владельцем маслобойни, торговцем зерном и маклером. Семья переехала в Амстердам в 1646 году, и отец ван дер Хейдена получил местное гражданство. Сам Ян ван дер Хейден никогда не получил бы гражданство Амстердама.

Вид Аудезийдс Ворбургвал с Ауде Керк в Амстердаме

Ян ван дер Хейден, возможно, получил начальное художественное образование в мастерской родственника, возможно, его старший брат, Горис ван дер Хейден, который делал и продавал зеркала. Он присоединился к своему брату Горису в его бизнесе по производству и продаже зеркал. Возможно, он также научился рисованию у художника по стеклу. Вполне возможно, что его учителем был один из самых уважаемых художников по стеклу того времени, Якоб ван дер Ульфт, который также был родом из родного города Яна ван дер Хейдена. Несколько примеров картин ван дер Хейдена на стекле (verre eglomisé) сохранились и, вероятно, относятся к этому раннему периоду его карьеры.

Он женился на Саре тер Хиль Утрехт 26 июня 1661 года в Амстердаме. На момент женитьбы он жил на самом фешенебельном канале Амстердама, Херенграхт. Он тогда уже был практикующим художником. Его самые ранние датированные работы - это два нарисованных портрета его зятя Самуэля тер Хиля и его невесты, Жакеминтье ван дер Пассе, датированные 1659 годом. Его самая ранняя датированная картина датируется 1663 годом.

В молодости он был свидетелем пожар в старой ратуше произвел на него глубокое впечатление. Позже он описал или нарисовал 80 пожаров практически в любом районе Амстердама. В 1668 Козимо III Медичи купил одну из своих картин, вид ратуши с измененной перспективой.

Перекресток в лесу

Живопись была не единственным занятием и интересом ван дер Хейдена. Фактически он никогда не вступал в гильдию художников Амстердама. Несмотря на то, что его работы пользовались большим спросом, он не полагался на свое искусство, чтобы зарабатывать на жизнь. Фактически, его основным источником дохода была не живопись. Скорее он работал инженером, изобретателем и муниципальным чиновником. Он явно был очень озабочен проблемой эффективного тушения пожаров и вместе со своим братом Николаесом посвятил много времени в период с 1668 по 1671 год изобретению нового, весьма успешного механизма откачки воды.

Он построил улицу. -система освещения Амстердама и в 1669 г. был назначен директором уличного освещения. В 1673 году два брата получили официальные назначения руководить пожарным оборудованием и организацией города. Назначения двух чиновников было достаточно, чтобы обеспечить процветание художника.

Ян ван дер Хейден переехал в 1680 году в Кёстраат недалеко от Санкт-Антонисмаркта. Здесь он построил новый семейный дом и фабрику по производству пожарного оборудования. В сотрудничестве со своим старшим сыном Яном он опубликовал в 1690 году иллюстрированную книгу по пожаротушению под названием «Beschrijving der nieuwlijks uitgevonden en geoctrojeerde Slangbrandspuiten» («Описание недавно изобретенных и запатентованных шланговых пожарных машин»).

Ян ван дер Хейден умер богатым человеком в 1712 году. Его жена пережила своего мужа всего на месяц. Опись поместья, сделанная вскоре после ее смерти, включает более 70 его собственных картин. Его единственный известный ученик - его сын Ян.

Работа

Генерал

Вид на Вестеркерк, Амстердам

Ван дер Хейден был одним из первых голландских художников, посвятивших большую часть своих работ. вывод на городские пейзажи и другие изображения групп зданий. Кроме того, он также написал около 40 чистых пейзажей, из которых два на стекле. В конце своей карьеры он писал натюрморты в помещениях.

Архитектурные картины

Его наиболее частым предметом были различные виды Амстердама. Кроме того, он рисовал виды других голландских, фламандских и немецких городов (в частности, региона у голландско-немецкой границы), загородных домов, поместий и пейзажей. Считается, что он лично посетил эти места. Полагают, что картина с изображением итальянской сцены была основана на рисунке Даниэля Шеллинкса. Другие зарубежные сцены могли быть основаны на рисунках других художников. Ван дер Хейден часто рисовал загородные усадьбы. Существует несколько точек зрения на Гудештайн, поместье, принадлежащее Иоанне Гюйдекопер II, бургомистру Амстердама. Набор из 14 картин, изображающих сцены внутри и вокруг деревни Маарссен, вероятно, также был сделан по заказу Джоан Хайдекопер II, которая построила недвижимость вокруг этой деревни.

Архитектурная фантазия

Ван Дер Хейден также создавал совершенно вымышленные архитектурные фантазии, так называемые capricci. Примером может служить Архитектурная фантазия (ок. 1670, Национальная художественная галерея ), которая, кажется, является продуктом чистого воображения. Итальянские влияния видны в классической структуре, напоминающей здания Палладио, и в декоративных скульптурных элементах. С другой стороны, фигуры, вероятно нарисованные Адрианом ван де Вельде, несомненно, голландские. В то время как большой дом с его залитыми солнечным светом садами напоминает идеализированный мир, у сложных ворот из кирпичных стен, окружающих сады, элегантный джентльмен встречает нищего со своим младенцем. Включение этих диссонирующих элементов, подрывающих деревенскую идиллию, отличало ван дер Хейдена от его современника Геррита Беркхейда. Различные его композиции включают неуместные скульптуры, бездомных сельскохозяйственных животных или даже городских пастушек, которые добавляют ощущение аномальности и противоречия. Эти элементы вносят свой вклад в ощущение современности, характерное для его работ. Только одна картина, известная как «Триумф Мардохея» (Staatliches Museum Schwerin ), изображает сцену истории. Вероятно, это ранняя работа, которая, как и полагается архитектурному художнику, придает большое значение зданиям в композиции.

Несмотря на явно натуралистический стиль, который был настолько детализирован, что был виден каждый кирпичик, художник не стремился к топографической точности своих городских пейзажей. Даже в изображениях узнаваемых мест он регулярно адаптировал и перестраивал архитектуру и обстановку, чтобы соответствовать своим общим композиционным целям. Топографическая точность явно не была его основной целью. Скорее он стремился представить идеализированное видение мира вокруг себя. Несмотря на внимание к деталям, главной целью Яна ван дер Хейдена было достижение общей гармонии в своих композициях. Возможно, ван дер Хейден достиг деталей в своих картинах с помощью увеличительного стекла или даже камеры-обскуры, линз и зеркал.

Плотина и Дамрак

Сцены Ван дер Хейдена обычно залиты ярким, четким светом почти неестественной ясности. Мастерство Ван дер Хейдена в распределении областей света и тени и его мастерство тонких атмосферных эффектов способствуют чувству связности и единства его работ.

Staffage в его картины часто добавлялся других художников, таких как Йоханнес Лингельбах, Адриан ван де Вельде и Эглон ван дер Нир. Чаще всего он сотрудничал с опытным художником фигур и животных Адрианом ван де Вельде. У двух художников сложилось особенно успешное партнерство, основанное на их взаимодополняющих навыках: Адриан ван де Вельде внес свои живые и хорошо описанные фигуры в изысканно расписанные архитектурные декорации ван дер Хейдена. Прекрасным примером их сотрудничества является Плотина и Дамрак (ок. 1663, Музей Фогга ). Композиция изображает Плотину и Дамрак, залитые поздним полуденным солнцем, отбрасывающим длинные тени на булыжники Плотины. Дамрак, водный путь, соединявший плотину с гаванью Амстердама, заканчивается в крайнем левом углу композиции.

Натюрморты

Ян ван дер Хейден писал натюрморты в начале и в конце. его карьеры. Сохранились девять его натюрмортов. Один из его ранних датированных натюрмортов - это Натюрморт с библией (подписан и датирован 1664 годом, Маурицхейс ). Этот и другие ранние натюрморты обычно изображают Библию и другие предметы на столе с ковром.

Натюрморт с глобусом, книгами, скульптурой и другими предметами

Примером его ранних работ в этом жанре является Натюрморт с глобусом, книгами, скульптурой и другими предметами (ок. 1670, Венская академия изящных искусств ). Эта картина является продолжением давних традиций голландских натюрмортов с изображением vanitas символов. Эти символы включают в себя не только песочные часы, черепа и дымящиеся свечи, но также атрибуты учености и интеллектуального поиска, собранные в кабинете любительского коллекционера или в кабинете ученого-гуманиста. Эта традиция также присутствует в редких натюрмортах голландского художника Жерара Доу, которые, как считается, оказали большое влияние на натюрморты ван дер Хейдена. Аллегорический автопортрет в студии Доу, который включает в себя элементы натюрморта, был определен как важное влияние на эту композицию. В частности, как и в композиции Доу, натюрморт ван дер Хейдена изображает широкий спектр предметов как художественного, так и научного характера. Эти объекты отражают страсть современных ученых к созданию коллекций различных предметов. Объекты в «Натюрморте с глобусом, книгами, скульптурой и другими объектами ван дер Хейдена», очевидно, были выбраны так, чтобы вызвать два интеллектуальных атрибута активной и созерцательной жизни. Созерцательная жизнь - это жизнь искусства, философии и теологии, в то время как активная жизнь характеризуется любопытством к внешнему миру и, в частности, коммерцией с Новым Светом, в которой родная страна ван дер Хейдена принимала активное участие. Этот мир торговли представлен на земном шаре и атласе, а также на импортных товарах, таких как китайская шелковая ткань на столе, лакированная японская шкатулка и экзотическое животное (южноамериканская игуана), подвешенное на задней части композиции. Карта, на которой открыт атлас, представляет собой план укреплений Берген-оп-Зум. Эти укрепления были построены во время Восьмидесятилетней войны с Испанией и сыграли важную роль в достижении первых побед против испанских войск. Таким образом, они ссылались на основополагающие мифы нации. Ван дер Хейден, возможно, также выбрал эту карту как ссылку на недавние военные действия с Францией. Эта же карта также включена в два его более поздних натюрморта. В правом нижнем углу картины находится большая протестантская Библия, открытая до конца Het Boeck der Psalmen (Книга Псалмов ) в главе, озаглавленной PROVERBIA / Spreuken / SALOMONIS (Притчи Соломона ). Вполне вероятно, что художник намеревался сослаться на сообщения в Притчах Соломона о мудрости, самодисциплине и справедливости, а также на весть vanitas, поскольку в одной из Притч говорится, что только праведность может спасти от смерти.

Уголок комнаты с Курьезы

Ван дер Хейден перестал писать натюрморты около 1670 года только для того, чтобы вернуться к этой теме в последние два года своей жизни. Мотивы, узоры и темы в его поздних натюрмортах такие же, как и в его ранних натюрмортах, но их исполнение сильно отличается, намного суше.

Ван дер Хейден написал свой шедевр натюрморта Уголок комнаты with Curiosities в возрасте семидесяти пяти лет в 1712 году, когда он умер. Сейчас в Музее изящных искусств в Будапеште композиция воспроизводит темы его ранних натюрмортов с особым вниманием к символике vanitas. Библия на переднем плане открывается известной строкой из Экклезиаста : «Суетность сует, все суета». Это сообщение могло особенно резонировать с художником, который приближался к концу своей жизни. Присутствующие в композиции предметы указывают на различные аспекты мирской культуры, не только на богатство, но и на благородные интеллектуальные устремления. Атлас снова открывается на странице с изображением укреплений Берген-оп-Зума. Другие экзотические предметы относятся ко всем маршрутам, проходимым голландским торговым флотом: турецкий ковер, китайский шелк и фарфор, японское оружие и чучело броненосца из Южной Америки. Классическая культура, колыбель европейской цивилизации, представлена ​​на картине над камином, изображающей трагедию Дидоны, и немецком шкафу, украшенном изображением Минервы. Земные и небесные глобусы привносят универсальное измерение в смесь символов.

Музеи с работами Яна ван дер Хейдена

Сравнение старых пожарных машин с пожарной машиной Ван дер Хейдена, рисунок Яна ван дер Хейдена

Ссылки

Внешние ссылки

  • СМИ, связанные с Яном ван дер Хейденом на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:28:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте