Ян ван Кримпен (12 января 1892 г., в Гауда - 20 октября 1958 г., в Харлем ) был голландским типографом, дизайнером книг и шрифтовиком. Работал в типографии Koninklijke Joh. Эншеде. Он также работал с Monotype в Англии, который выпустил или переиздал многие из своих дизайнов за пределами Нидерландов.
Ван Кримпен при своей жизни был ведущей фигурой международной репутации в области книгопечатания. Он создавал книги как в Нидерландах, так и для Нью-Йоркского клуба ограниченных тиражей. Его работы были охарактеризованы как традиционные и классические по стилю с упором на простоту и высокое качество книжной печати.
Шрифт Ван Кримпена - это элегантные книжные гарнитуры, изначально созданные для ручной печати и для машины Monotype. Хотя многие из них были оцифрованы (Romulus, Haarlemmer, Spectrum), шрифты используются в публикациях очень редко. Ван Кримпен был противником идеи прямого возрождения шрифтовых рисунков прошлого, и на его работу повлияла структура классических римских квадратных капителей в верхнем регистре и канцелярской каллиграфии эпохи Возрождения, выделенной курсивом. Его подход к личному пути в шрифтовом дизайне был продолжен Семом Харцем, его преемником в Enschedé, и был интересен более поздним голландским дизайнерам, таким как Мартин Майор.
Обширный обзор работ ван Кримпена - это шрифт Аккредитивы дизайнера Уолтера Трейси, в одной главе которой дается оценка всей продукции Ван Кримпена. С его точки зрения как дизайнера, который работал над шрифтами для сложных задач, таких как газеты и мелкая печать, Трейси чувствовал, что любовь ван Кримпена к классическим формам букв делала его работы иногда интересными, но часто непрактичными для общего использования: «человек знания, способности и вкус... эмпирический подход и практический метод, похоже, не были подходом Ван Кримпена... он работал с внутренним видением, а не с широкой точки зрения практических реалий и требований ". Трейси считала Spectrum "четким и позитивным" и "самым практичным" типом Ван Кримпена. Ван Кримпен имел сомнения относительно качества машинной гравировки штампов, и большая часть его рисунков была вырезана из металла на фабрике Эншеде дыроколом P.H. Rädisch, по крайней мере, в пилотных размерах.
Обычно такой перфоратор, как Rädisch, добавляет довольно личную интерпретацию конечного результата шрифта. Так и было с первым испытанием шрифта Lutetia. Но ван Кримпен с этим не согласился, он настоял на том, чтобы все удары были нанесены заново. Сем Харц описывает это следующим образом: «Дизайнер, однако, настоял на переделке шрифта, и хотя он определенно безупречен в своей окончательной форме, он имеет слегка неестественный вид, отсутствующий в его первой форме».
Особо следует отметить «суперсемейство» Ромула, состоящее из шрифта с засечками, наклонного римского, канцелярского курсива (Cancelleresca Bastarda), без засечек и греческого шрифта с разным весом. Такое обширное семейство было бы первым, сопоставимым с сегодняшним семейством Scala от Майора. Начало Второй мировой войны сорвало проект до его завершения. После войны Ван Кримпен не был заинтересован в его возобновлении. На решение использовать наклонный римский шрифт вместо настоящего курсива повлияли теории его друга Стэнли Морисона, который какое-то время полагал, что курсив слишком мешает потоку текста и его следует постепенно исключить, за исключением для декоративной печати. И Ван Кримпен, и Морисон позже отошли от этой идеи.
Эти литейные типы были разработаны Яном ван Кримпеном:
Рэдиш провел первое испытание этого шрифта, а штампы и матрицы второй версии контролировал ван Кримпен. были два размера открытых заглавных букв. Ван Кримпен начал изменять заглавные буквы размером 36 и 48 пунктов, отводя некоторый упор от поверхности. Используя их в качестве инициалов в печатных текстах Эншеде. Позже было решено сделать матрицы и для этих вариантов.
Летом 1929 года ван Кримпен посетил Портер Гарнетт, владелец дома в Питтсбурге. Гарнетту было предложено напечатать Каталог коллекции Фрика. Он хотел бы использовать для этого Лютецию, но попросил внести некоторые изменения. Это привело к изменению следующих символов: CEFGLQ ehij.,:; () - `'[]. Ван Кримпен был вполне доволен изменением. Но когда Берт Кларк и Дэвид Уэй из Clarke Way Inc. в Нью-Йорке примерно в 1947 году предложили свою версию шрифта для общего пользования... Ван Кримпен отклонил это предложение. Наличие альтернативной версии, по его словам, только вызовет дополнительную путаницу.
Некоторые инициалы, созданные ван Кримпеном для Curwen Press, также были оцифрованы ARTypes of Chicago. ARTypes также оцифровали некоторые наборы начальных дизайнов ван Кримпена, которые больше не продаются.
Ван Кримпен был известен своим перфекционизмом и вспыльчивым характером. Архивы Monotype сохраните письмо к Стэнли Морисону, в котором говорится: «Я не хочу, чтобы меня принимали за человека, который разработал что-то настолько смехотворно плохое, как наклонный смелый Ромул», который Monotype произвел без его участия, пока он был в ловушке Нидерланды во время войны. Некоторые из его работ находятся в Амстердамском университете.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Яном ван Кримпеном. |