Ян Уилденс (1586 в Антверпене - 16 октября 1653 в Антверпене) был фламандским живописцем и рисовальщиком, специализирующимся на пейзажах. Его реалистичные пейзажи отличаются вниманием к деталям и имеют безмятежный характер. Он регулярно сотрудничал с Рубенсом и другими ведущими фламандскими художниками эпохи барокко своего поколения, в чьих композициях он писал пейзажи.
Ян Вильденс родился в Антверпене в семье Хендрика Вильденса и Магдалены ван Фосберген. Его отец умер, когда он был еще молод. Его мать снова вышла замуж за Корнелиса Кока, который позже стал тестем антверпенского портретиста Корнелиса де Вос. В 1596 году Ян Вильденс был зарегистрирован в Антверпенской гильдии св. Луки как ученик Питера ван дер Хюльста (I) (также известного как «Питер Ферхульст» или «Флорис Ферхульст») (ок. 1565 г.) - около 1628 г.), второстепенный художник из Мехелена.
Чимона и Эфигения, сотрудничество с Рубенсом и СнайдерсомВильденс стал хозяином Антверпенской гильдии Святого Луки в 1604 г. Он основал свою собственную мастерскую и взял Абрахама Лирса в ученики в 1610 году. С этого периода датируется серия из 12 рисунков месяцев, которые были выгравированы и опубликованы в печатной форме. Вильденс путешествовал в 1613 или 1614 году в Италию, где оставался до 1616 года. Около 1615-1616 годов он создал серию из 12 пейзажных картин, представляющих 12 месяцев в году, примерно похожих на его ранние рисунки. Эти картины показывают его возрастающий интерес к реализму, который, вероятно, был результатом его знакомства с пейзажами своего соотечественника Поля Бриля, который работал в Риме.
Вернувшись в Антверпен, он стал частым сотрудником и близким другом Питера Пауля Рубенса. Уилденс был ответственным за пейзажи в мультфильмах Рубенса для его серии гобеленов на Публий Деций Мус. Два художника продолжали сотрудничать над многими работами. Уилденс также часто сотрудничал с другими ведущими художниками Антверпена. В 1619 году Вильденс женился на Марии Стаппарт, и Рубенс выступил свидетелем на свадьбе. Племянница Марии Элен Фурман позже стала второй женой Рубенса. Мария Стаппарт умерла в 1624 году после рождения двух сыновей Вильденса, оба из которых стали художниками: Ян Креститель (1620–37) и Иеремиас (1621–53). Оба его сына умерли молодыми.
Пейзаж со Христом и его учениками по дороге в ЭммаусВилденс стал очень преуспевающим благодаря своему профессиональному успеху. Он работал на выдающихся меценатов и, как и многие другие антверпенские художники, участвовал в оформлении Радостного въезда в Антверпен нового губернатора Габсбургских Нидерландов кардинала-инфанта Фердинанда. Рубенс полностью руководил этим проектом. Wildens предоставил два вида на Антверпен по этому случаю.
В доме, который он унаследовал от своей матери на улице Lange Nieuwstraat в Антверпене, он открыл картинную галерею с более чем 700 картинами. Галерея была очень успешной, и позже ею руководил его сын Иеремиас. Когда Рубенс умер в 1640 году, Ян Вильденс выступил в качестве распорядителя завещания его поместья.
Среди его учеников были его сыновья Ян Баптист и Иеремиас и Хендрик ван Бален Младший.
Ян Вильденс был специалистом по ландшафту. На композиции его ранних пейзажей до его визита в Италию оказали влияние такие фламандские художники, как Ян Брейгель Младший, Гиллис ван Конинкслоо, Джоос де Момпер и Адриан ван Штальбемт. В этот ранний период он создал серию из 12 рисунков месяцев, которые были выгравированы и опубликованы Хендриком Хондиусом, Якобом Матамом и Андриесом Стоком. Как это было не редкость в то время, гравюры резко контрастируют с сельскохозяйственными работами и изысканными городскими развлечениями.
Пейзаж с Меркурием и ГерсомВ Италии Вильденс открыл для себя пейзажное искусство своего соотечественника Поля Бриля с его реализмом. и внимание к деталям. По возвращении в Антверпен Вильденс стал частым сотрудником Рубенса. Он отвечал за пейзажные фоны различных сцен в проектах Рубенса для серии гобеленов Деция Муса и многих исторических картин Рубенса, в том числе «Похищение дочерей Левкиппа» (ок. 1618; Старая пинакотека, Мюнхен), Самсон и Лев (ок. 1618; частная коллекция), Кимон и Ифигения (ок. 1617–1618; Художественно-исторический музей, Вена) и Диана и ее нимфы, отправляющиеся в погоню (ок. 1616 г.) ; Кливлендский музей искусств ).
Позже в своей карьере он писал пейзажи для многих других художников Антверпена, таких как Якоб Йорданс, Франс Франкен Младший, Франс Снайдерс, Поль де Вос, Авраам Янссенс, Ян Бекхорст, Жерар Сегерс, Теодор Ромбоут и Корнелис Шут.
Его работы в 1620-х и 1630-х годах использовали декоративные формы, свободные композиции и широкую технику, напоминающую Рубенса. Более ранние влияния на него, такие как Ян Брейгель Младший и Пауль Брил, продолжали играть значительная роль. В работах Уилденса отдается предпочтение спокойному и нежному подходу, выраженному в выраженной симметрии композиции и мягких тонких цветах. Контраст с Рубенсом очевиден в безмятежном Пейзаже с танцующими пастухами Уилденса (Королевский музей изящных искусств Антверпена ), который частично был вдохновлен более динамичным Рубенсом «Пейзаж с пастырь и его стадо (Национальная галерея, Лондон)
Пейзаж с танцующими пастухамиПосле 1640 года он применил довольно схематичный метод и вибрирующий атмосферный свет, который Рубенс использовал в своих собственные более поздние пейзажи. С того времени Уилденс также усилил драматизм в своих пейзажах.