Ян Вацлав Гуго Воржишек (чешское произношение: ; Johann Hugo Worzischek, 11 мая 1791 г., in Vamberk, Богемия - 19 ноября 1825 г., в Вене, Австрия ) был чешским композитором, пианистом и органистом.
Воржишек родился в город Вамберк, Богемия, где его отец был школьным учителем, хормейстером и органистом. вундеркинд, он начал публично выступать в городах Богемии в возрасте девяти лет. Отец обучал его музыке, поощрял его игру на фортепиано и помог ему получить стипендию для учебы в Пражском университете, где он изучал философию. У него также были уроки игры на фортепиано и композиции у Вацлава Томаша. Он счел невозможным получить достаточную работу в качестве музыканта в Праге, поэтому в 1813 году в возрасте 22 лет Воржишек переехал в Вену, чтобы изучать право и, как он надеялся, познакомиться с Бетховеном. В Вене он смог значительно улучшить свою фортепианную технику под руководством Иоганна Непомука Хаммеля, но снова не смог найти постоянную работу в качестве музыканта.
Хотя Воржишек был очарован классическим стилем Моцарта, его больше заинтриговал зарождающийся романтизм Бетховена.
В 1814 году, когда он только начинал сочинять, он действительно встретил Бетховена в Вене. Там он также встретил других ведущих музыкантов, в том числе композиторов Луи Шпора, Игнаца Мошелеса, Хаммеля и особенно Франца Шуберта, с которыми он быстро сдружился.
Он закончил юридическое образование в 1821 году и был назначен барристером военного тайного советника суда, для которого в основном составлял юридические документы. Но в 1822 году он наконец нашел музыкальную работу в качестве второго придворного органиста и закончил свою юридическую карьеру. Он был назначен первым органистом в 1824 году.
Вскоре он получил признание как композитор оркестровой, вокальной и фортепианной музыки для оркестра. В 1818 году он стал дирижером Венского общества друзей музыки (Gesellschaft der Musikfreunde).
Воришек умер в Вене от остановки дыхания в 1825 году в возрасте 34 лет. Он был похоронен на общем кладбище в Веринге (сегодняшний парк Верингер).
Воржишек написал только одну симфонию, свою Симфонию ре мажор, в 1821 году. Ее стиль сравнивают с двумя первыми симфониями Бетховена, но в раннем возрасте она отличается изобретательностью в мелодическом отношении. Романтическая идиома была похожа на Шуберта.
В качестве имперского придворного органиста Воржишек сочинил мессу си-бемоль мажор. Вместе с его единственной симфонией, некоторые из его фортепианных произведений и его Соната для скрипки соль мажор, соч. 5, месса была записана.
Первое зарегистрированное использование импровизированного в качестве музыкального термина произошло в 1817 году в Allgemeine musikalische Zeitung, задумке издателя описать фортепианную пьесу Воржишека. Его экспромт, соч. 7 были опубликованы в 1822 году, пьесы были известны его другу Шуберту, который впоследствии использовал это описание для нескольких наборов нот для фортепиано, как и Фредерик Шопен и многие другие композиторы.
В 1823-24 гг., Как и Шуберт, он был одним из 50 композиторов, написавших вариацию того же вальса Антона Диабелли для Vaterländischer Künstlerverein, на которой Бетховен написал свои 33 вариации (Op.120).