Ян Стин

редактировать
Голландский художник 17 века
Ян Стин
1670 Ян Хавикс. Steen - zelfportret.jpg Автопортрет (1670)
РодилсяЯн Хавиксзоон Стин. c. 1626. Лейден, Голландия, Голландская Республика
Умерпохоронен 3 февраля 1679 г. (52–53 года). Лейден, Голландия, Голландская Республика
НациональностьГолландец
ОбразованиеНиколас Кнапфер
ИзвестенЖивопись
ДвижениеЖивопись Золотого века Голландии

Ян Хавиксзоон Стин (ок. 1626 - похоронен 3 февраля 1679) был голландским художником Золотого века, одним из ведущих жанровых художников 17 века. Его работы известны своей психологической проницательностью, чувством юмора и обилием цвета.

Содержание

  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Влияния
    • 3.1 Связь с Редериджкерами
    • 3.2 Театр
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки

Жизнь

Крестьяне Ян Стин перед трактиром Зимняя сцена, 1650 Женщина у туалета, 1663 Игра в боулинг, c. 1655 Урок рисования, 1665, Музей Дж. Пола Гетти, Лос-Анджелес Риторики у окна

Стин родился в Лейдене, городке в Южной Голландии, где его хорошо- Семья католиков была пивоварами, которые в течение двух поколений управляли таверной «Красный Гальберт». Отец Стина даже арендовал ему собственную пивоварню в Делфте с 1654 по 1657 год. Он был старшим из восьми или более детей. Как и его еще более известный современник Рембрандт ван Рейн, Ян Стин учился в латинской школе и стал учеником в Лейдене. Живописное образование получил у Николаса Кнупфера (1603–1660), немецкого художника, изображавшего исторические и образные сцены в Утрехте. Влияния Кнупфера можно найти в использовании Стином композиции и цвета. Другими источниками вдохновения были Адриан ван Остаде и Исаак ван Остаде, живописцы сельских сцен, жившие в Харлеме. Неизвестно, действительно ли Стин учился у Остаде.

В 1648 году Ян Стин и Габриэль Метсу основали гильдию художников Святого Луки в Лейдене. Вскоре он стал помощником известного пейзажиста Яна ван Гойена (1596–1656) и переехал в свой дом на Биркаде в Гааге. 3 октября 1649 года он женился на дочери ван Гойена Маргрит, от которой у него было восемь детей. Стин работал со своим тестем до 1654 года, когда он переехал в Делфт, где он три года без особого успеха управлял пивоварней De Slang («Змея»). После взрыва в Делфте в 1654 году художественный рынок пришел в упадок, но Стин написал «Бургомистра Делфта и его дочь». Непонятно, следует ли называть эту картину портретной или жанровым произведением.

Стин жил в Вармонде, к северу от Лейдена, с 1656 по 1660 год и в Харлеме с 1660 по 1670 год, и в оба периода он был особенно продуктивным. В 1670 году, после смерти жены в 1669 году и отца в 1670 году, Стин вернулся в Лейден, где и остался до конца своей жизни. Когда рынок искусства рухнул в 1672 году, названном годом бедствия, Стин открыл таверну. В апреле 1673 года он женился на Марии ван Эгмонт, которая родила ему еще одного ребенка. В 1674 году он стал президентом гильдии Святого Лукаса. Франс ван Миерис (1635–1681) стал одним из его собутыльников. Он умер в Лейдене в 1679 году и был похоронен в семейной могиле на Питерскерк.

Работах

Повседневная жизнь была главной темой живописи Яна Стина. Многие из изображенных им жанровых сцен, например, в Праздник Святого Николая, живы до хаоса и похоти, даже настолько, что «дом Яна Стин», что означает грязная сцена стала голландской пословицей (een huishouden van Jan Steen). Тонкие намеки на его картины, кажется, предполагают, что Стин имел в виду предупредить зрителя, а не предложить ему повторить это поведение. Многие картины Стина содержат отсылки к старым голландским пословицам или литературе. Он часто использовал членов своей семьи в качестве моделей и написал немало автопортретов, в которых не проявлял склонности к тщеславию.

Стин не чурался и других тем: писал исторические, мифологические и религиозные сцены, портреты, натюрморты и сцены природы. Его детские портреты известны. Он также хорошо известен своим мастерством в освещении и вниманием к деталям, особенно в персидских коврах и других тканях.

Стин был плодовитым художником, написав около 800 картин, из которых около 350 сохранились. Его работа высоко ценилась современниками, и в результате ему неплохо платили за свою работу. У него было не так много учеников - записан только Ричард Бракенбург, - но его работы оказались источником вдохновения для многих художников.

Влияния

Связь с Редерикерами

В 1945 году Стурла Гудлаугссон, специалист по голландской живописи и иконографии семнадцатого века и директор Нидерландов Институт истории искусств и Маурицхейс в Гааге написали «Комедиантов» в произведениях Яна Стина и его современников, которые показали, что большое влияние на творчество Яна Стина оказала гильдия риторов или редериджкеров и их театральные подвиги.

Часто предполагают, что картины Яна Стина - реалистичное изображение голландской жизни XVII века. Однако не все, что он делал, было чисто реалистичным представлением его повседневной среды. Многие из его сцен содержат идиллические и буколические фантазии и декламационный акцент, пахнущий театром.

Связь Яна Стина с театром легко проверяется через его связь с Редериджкерами. Есть два вида доказательств этой связи. Во-первых, дядя Яна Стин Стин принадлежал к риторам Лейдена, где Стин родился и прожил значительную часть своей жизни. Во-вторых, Ян Стин изобразил множество сцен из жизни Редериджкеров, примером чего является картина «Риторики у окна» 1658–1665 годов. В настоящее время произведение хранится в Художественном музее Филадельфии, который был основан в феврале 1876 года. Гуманность, юмор и оптимизм фигур позволяют предположить, что Ян Стин хорошо знал этих людей и хотел изобразить их положительно.

Театр

Веселая семья, 1668 Остерегайтесь роскоши, 1663 Танцующая пара, 1663 Интерьер в стиле фэнтези с Яном Стин и семьей Геррита Схоутена, 1663

С его щедрым и нравоучительным стилем вполне логично, что Стин использовал бы театральные уловки для своих целей. Имеются убедительные доказательства того, что персонажи картин Стин - преимущественно театральные персонажи, а не действительные.

Многочисленные картины Стина на тему, чаще всего называемую «Визит врача», такие как композиция 1665–1670 годов в Рейксмузеуме, иллюстрируют его театральный подход. История проста: врач, осматривающий девушку, обнаруживает, что она не больна, а на самом деле беременна. Доктор - забавный персонаж, одетый в биретту, дублет и небольшой складчатый воротник. Фактически, он одет по моде 1570 года, а не 1670 года. В отличие от этого, девушка носит то, что было бы на пике моды во время написания картины, - свободное кимоно в японском стиле.

Этот анахронизм можно объяснить только одним способом: это не настоящий врач, а актер в традиционном театральном костюме. По словам Гудлаугссона, «никогда не встретится столь необычный и совершенно не современный костюм, как у врачей в работе [Стина]».

Источники

Внешние ссылки

Wikimedia Commons содержит материалы, относящиеся к Яну Стину.
Викиисточник содержит оригинальный текст, связанный с этой статьей: Обзор жизни Яна Стина и анализ праздника Святого Николая.
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:24:49
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте