Ян Стэндонк

редактировать
Ян Стэндонк
Ян Стэндонк (1453-1504).png

Ян Стэндонк (или Жан Стэндонк; 16 августа 1453 г. - 5 февраля 1504 г.) был Фламандский священник, схоластик и реформатор.

Он был частью великого движения за реформы во французской церкви 15 века. Его подход заключался в реформировании набора и обучения духовенства в очень аскетических направлениях, находившихся под сильным влиянием святого отшельника Франциска из Паолы. С этой целью он основал множество колледжей, все они строго контролировались и были предназначены для бедных студентов с настоящим призванием. Главным из них был Collège de Montaigu, недавно входивший в состав Парижского университета. Он жил в то время, когда эта модель реформы подвергалась все большему давлению со стороны более обстоятельной критики, в том числе критики одного из его самых известных учеников, Эразма.

Содержание
  • 1 Ранние годы
  • 2 Collège de Montaigu
  • 3 Реформа духовенства
  • 4 Реформа распространяется
  • 5 Оппозиция растет
  • 6 Последние годы
  • 7 Влияние
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
Ранние годы

Он родился в Мехелене (в то время часть Бургундских Нидерландов ) в чрезвычайно скромных условиях, сын бедного сапожника. Он получил там свое раннее образование, но быстро перешел в Гауда, где Братья Общей Жизни руководили известной школой монашеской линии. Здесь Ян развил свое предпочтение мистическому, а не интеллектуальному подходу к религии, вместе с решительным аскетическим подходом к религиозной жизни. Образование, которое он получил от Братьев, было традиционным Средневековым, включая Грамматику и Логику, полученное в течение долгих дней, прерываемых религиозными обряды и сопровождаемые бережливой едой, холодными кроватями и множеством наказаний. Однако древние писатели не остались без внимания - Вергилий, Овидий, Гораций, Цицерон и Катон. изучал с целью создания хорошего латинского стиля и множества моральных посланий. Но его предостерегали от взглядов этих языческих авторов, в противовес которым он изучал Библию и Отцов церкви. В частности, он изучал Devotio Moderna ; мистический подход, основанный на Фоме Кемпиевском Подражании Христу, в частности, подражанию его страданиям. Ян оплачивал учебу, как и многие бедные мальчики, служа на кухне или помогая более богатым студентам и выполняя черную работу, например, звоня в колокольчик. По словам анонимного монаха, который был его первым биографом (1519 г.), он не мог позволить себе свечи, поэтому после тяжелого дня он читал высоко на колокольне при свете луны. Ему так и не удалось выработать хороший латинский стиль - он, по всей видимости, всегда был грубым и полным ошибок - и он ничего не знал о греческом языке, который разжигал энтузиазм многих его современников, но он никогда не терял своей любви к суровой религиозной жизни учился в Гауда.

22 ноября 1469 года он поступил в Левенский университет, но, похоже, вскоре после этого переехал в Париж. Здесь он снова совершил черную службу - на этот раз для монахов Сент-Женевьев - взамен своего образования. Он получил степень в 1475 году. Его немедленно попросили стать регентом - то есть студентом-магистром - в Collège de Montaigu, где он также начал свое (более продвинутое) обучение. в Богословие. Вскоре после этого он посетил известного итальянского отшельника, который был приглашен во Францию ​​королем Карлом VIII. Это был Святой Франциск из Паолы, основатель Minims, который отказался от всего имущества (он прибыл во Францию ​​из Италии), включая личное использование денег, и подчинил себе сам подвергся тяжелым лишениям в плане еды, одежды, чистоты, тепла и постельных принадлежностей. Яна поразила святость Франциска.

Коллеж де Монтейгу

30 мая 1483 года он стал магистром Коллеж де Монтейгу, дом для бедных студентов издалека. Колледж был основан в 1314 году Жилем Эйсленом в Нормандии, Франция - который был архиепископом Руана с 1311 по 1319). Позже в том же году он был также назначен библиотекарем Сорбонны, знаменитого теологического факультета Парижского университета.

. Колледж был в очень плохом состоянии, когда Ян Стэндонк занял его место - некоторые из них стены падали. Он стал известен как Коллеж де Монтейгу в честь брата архиепископа, и Ян должен был сделать его известным. Он наложил на студентов очень строгий режим. Они могли уйти только с его разрешения и должны были вернуться до наступления темноты - он каждую ночь забирал ключ у портье. На них было только одно тканевое платье, и каждый день им давали только кусок хлеба. Каждое утро в одиннадцать часов им приходилось идти к дверям ближайшего монастыря, чтобы получить раздачу еды. Их наказывали за малейшие проступки и поощряли - из чистой благотворительности - сообщать о любых проступках и критиковать поведение друг друга. Эразм, один из студентов, позже сказал, что он не думал, что кто-то сможет забыть - или даже выжить невредимым - время, проведенное в Колледже.

16 декабря 1485 г. Стандонк был избран ректором университета. Студенты подняли яростный протест, такова была его репутация суровости и строгости. (10 апреля 1490 г. он подал официальную жалобу властям, что студенты не посещают его лекции).

Реформа духовенства

В 1490 году он получил свою докторскую степень по теологии, хотя никогда не делал оригинального вклада в теологию. Его просто не интересовали эти абстрактные домыслы. Действительно, в диспутах, которые он вел с другими университетскими докторами, он всегда оказывается вторым. Его больше интересовали практические средства спасения - по его словам, возвращение к бедности и полное самоотречение - и он проповедовал их с фламандским акцентом, но на сильном французском. Он очень строго следовал правилам Франциска из Паолы и проповедовал, что все священники и монахи должны поступать так же. К 1493 году в училище обучалось 80 студентов. Они уезжали только тогда, когда шли в монастырь или чтобы стать приходским священником. Стэндонк надеялся таким образом реформировать церковь. В том же году король учредил комиссию для расследования злоупотреблений в церкви, и его попросили прочитать им лекцию, которую он и сделал 12 ноября в Tours. В этом он изложил длинный список требований. Большинство из них были знакомы церковным реформаторам - священниками должны быть только достойные и достойные люди, за их услуги или за занятие должности не нужно платить. Должны быть свободные выборы (подходящими и надлежащими священниками) своих епископов или монахов их настоятелей, а также всех других религиозных должностей (включая преподавателей в университете). Он добавил, что требует, чтобы священники и монахи вели образцовый образ жизни. Это означало, что к настоящему времени он вел строго аскетический образ жизни, включая соблюдение безбрачия среди духовенства.

Тем временем его репутация святого росла. 11 ноября 1493 года он стал каноником в Бове. В следующем году он попросил монахов Шартре присмотреть за духовным благополучием его колледжа. который он поставил на более прочную основу, с обычными правилами, утвержденными главой Собора Парижской Богоматери. адмирал Франции дал ему собственность, приносившую 120 ливров в год, которую он использовал для колледжа. Адмирал также оплатил новое здание. В следующем году он получил еще один подарок той же ценности, который посвятил колледжу. Когда он проповедовал в церкви Святого Георгия в Аббевиле во время Великого поста в 1496 году, единственной платой, которую он просил, была черная и серая ткань для одежды своих учеников.

В 1498 году король Португалии Мануэль I официально пожаловался Франции на продажу португальских товаров, захваченных французскими корсарами через адмирала Гравилля. Чтобы успокоить короля, Стэндонк предложил две стипендии для достойных португальских студентов в колледже. Король согласился, став благодетелем Коллеж де Монтейгу, отправив Диого де Гувейя учиться туда в 1499 году.

Реформа распространяется

Его послание реформированного духовенства было в большой спрос (хотя ему пришлось обратиться за вооруженной помощью к людям адмирала, чтобы изгнать августинца монаха с кафедры в Аббевиле ). Позже в том же году он попытался привести еретика, чтобы он увидел ошибочность своего пути. Жан Ланглуа был священником, который много путешествовал - в Испании, Провансе, Италии и Богемии, где он почерпнул некоторые опасные идеи. 3 июня 1496 г. он толкнул священника, служившего мессу в Соборе Нотр-Дам, и рассыпал Воин из чаши, прежде чем топтать по ним и объявляют идею реального присутствия Христа в них суеверием. Он также был братом одного из учеников Стэндонка, поэтому Ян посетил его в тюрьме, чтобы попытаться заставить его покаяться, что он и сделал. Однако, когда он узнал, что он должен быть передан гражданским властям - для казни, - он отказался от своего раскаяния. Его торжественно лишили священства перед Нотр-Дамом, а публичный палач отрубил ему руку, оскорбительно коснувшуюся священной чаши. Затем его посадили на осла задом и повели на свиной рынок, чтобы сжечь. Стэндонк следовал за ним всю дорогу, проповедуя и умоляя его покаяться, пока он не настолько изнемогал, что не мог говорить. Ланглуа раскаялся, когда его сожгли. Стандонк заявил, что отныне он будет поддерживать строгий пост пост.

Потребность в его услугах была настолько велика, что ему пришлось обратиться за помощью к Братьям общей жизни из Виндесхайм в Нидерландах, который согласился послать к нему шесть священников во главе с переводчиком, включая переводчика. Их вместе с выпускниками Монтейгу он отправил в монастыри и к епископам, которые просили помощи в исправлении их священников. Они будут работать, подавая пример строгой аскетической жизни в молитве и преданности. Многие монахи начали подозревать какой-то порядок захвата. Третьи начали возмущаться предположением, что они не знают, как жить святой жизнью, в то время как третьи считали подход Стэндонка слишком крайним. Он имел смешанный успех, и голландские братья вернулись домой. Он победил нескольких могущественных врагов в нескольких престижных монастырях, в том числе в Св. Викторе.

Оппозиция растет

27 октября 1496 г. капитул Собора Парижской Богоматери приказал всем священникам в епархия отказаться от всех женщин, с которыми они жили. Этому было яростное сопротивление. В следующем году он получил один голос на выборах архиепископа Реймса, и Яна убедили использовать это как вызов сомнительным методам, использованным победителем, кандидатом в Король. Карл VIII умер, и новый король Людовик XII был коронован новым архиепископом в Реймсском соборе 17 декабря 1498 года. Чтобы укрепить свое положение, Людовик развелся со своей женой, Жанна, и женился на вдове, королеве Анне, покойного короля, который был его племянником. Ян неблагоразумно посоветовал королеве отказаться от брака и проповедовал против развода (кроме случаев супружеской неверности). В начале следующего года он вместе с другими докторами университета объявил забастовку в знак протеста против незаконного вмешательства короля в их дела. Он сыграл важную роль в изложении их дела. Он также помог сбежать одному из самых ярых противников развода. Король получил развод и приступил к наказанию своих противников. Стэндонку посчастливилось попасть в ссылку всего на два года. Он передал управление Колледжем и Джону Мэру и отправился в Камбре в своей родной Фландрии, где его встретил епископ.

Последние годы

Он использовал время в изгнании, чтобы продолжить проповедь, и он основал школы, основанные на правилах Коллеж де Монтейгу в разных городах, включая его родной город из Мехлина, Бреда и его старого Левенского университета. Позже он основал один в Бове, где был каноником Собора. В Брюсселе он проповедовал эрцгерцогу Австрийскому Филиппу и посетил Братьев в Виндесхайме и Гауда. Людовик XII, находясь под давлением, уступил в 1500 году, подписав 17 апреля весьма неутешительную грамоту. 21 августа того же года Папа Александр VI официально согласился с правилами, установленными Стандонком для его колледжей, и в следующем году он намеревался посетить новые в Валансьен, Leyden и Harlem, а также повторно Mechlin. В 1502 году он получил один голос за епископство Парижа, но мудро не последовал этому. Он попытался обратить другого еретика, но на этот раз ему это не удалось, но он не утратил свой типично средневековый вкус к судебным тяжбам. В 1503 году он подал в суд на одного из мастеров колледжа (Жак Альмэн ) за отъезд, взяв с собой некоторых студентов. Им было приказано вернуться. Позже у него поднялась температура, настолько сильно, что врачи настояли, чтобы он съел немного мяса, что он и сделал. Он вторил Святому Франциску Ассисскому в приветствии приступов лихорадки словами «Добро пожаловать, сестра Fever!». Он немного поправился, но в начале 1504 года у него случился рецидив. Он умер в ночь с 4 на 5 февраля в возрасте 50 лет и был немедленно без церемоний похоронен у дверей часовни, чтобы люди могли пройти по его могиле. Надпись была «Souvenez-vous du pauvre homme Standonck» - вспомните беднягу Стандонка.

Влияние

Несомненно огромное влияние Стандонка в то время, и основанный колледж на протяжении веков был одним из самых престижных в мире, готовя ученых и ярых реформаторов всех лагерей. в том числе Беда, Джон Мэр, Эразм и позже Кальвин и Лойола. Его форма реформы - образование образцового духовенства - была взята на вооружение в католической реформации, но была отвергнута более радикальной реформой, которую требовали Лютер, Кальвин и Нокс, для которых личное умерщвление скорее упустило суть. католик реформатор Эразм согласился. Его суждение о Яне Стандонке заключалось в том, что его намерения были хорошими, но ему не хватало суждений. Суждение самого Эразма о Коллеж де Монтейгу было поистине жестоким. Другие - например, Джон Мэр - вспоминали об этом с огромной благодарностью и уважением.

Примечания
  1. ^Иначе (старший), де Монтейгу или Монтейгу.
  2. ^LACH, Дональд Ф. (1994). Азия в становлении Европы: Том II, Век чудес. Издательство Чикагского университета. п. 11. ISBN 0-226-46733-3.
  3. ^ПЕЛЛЕРИН, Аньес, Анн Лима, Ксавье де Кастро (2009). Les Portugais à Paris: au fil des siècles des arrondissements. Франция: Издания Chandeigne. п. 45. ISBN 2-915540-35-7.
Источники
  • Реноде, Огюстен Жан Стандонк, католический реформатор авангарда Парижа, Société de l'histoire du protestantisme français, 1908. Выдержка из Bulletin de la Société de l'histoire du protestantisme français (Janvier-Février 1908) Библиотека Мичиганского университета
  • Реноде, Augustin Préréforme et Humanisme à Paris pendant les premières guerres d'Italie (1494 г.) –1516) Bibliotèque del l'Institut Français de Florence (Université de Grenobles, 1-я серия, том VI), Эдуард Чемпион, Париж, 1916
  • Реноде, Огюст «Гуманизм и Возрождение»: Данте, Петрарк, StandonÉtètétété, Эразм, Лефевр, Маргарита де Наварра, Рабле, Гишардин, Джордано Бруно. Женева: Э. Дро, 1958. 279 стр. Серия: Travaux d’humanisme et Renaissance; нет 30
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:24:43
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте