Ян Мостарт

редактировать
Голландский художник эпохи Возрождения (ок. 1475-1552 / 53)

Ян Янс Мостарт
West indies.jpg Пейзаж с эпизодом завоевания Америки
Родилсяок. 1475, Харлем
Умер1552/1553 (76–78 лет), Харлем
НациональностьГолландец
ИзвестенЖивописью

Ян Мостарт (ок. 1475 - 1552/1553) был голландским художником эпохи Возрождения, который известен в основном своими религиозными сюжетами и портретами. Одним из самых известных его творений стал «Пейзаж с эпизодом покорения Америки». Маргарет Австрийская, губернатор Габсбургских Нидерландов назначил его «painctre aux honneurs» (живописец с отличием), но не стал придворным художником Маргарет.

  • 1 Жизнь
  • 2 Работы
  • 3 Портрет африканца
  • 4 Пейзаж Вест-Индии
  • 5 Источники
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Есть очень несколько подробностей о жизни Яна Мостарта, которые известны достоверно. Традиционное повествование о его жизни было основано на биографии фламандского художника и историка искусства 16 века Карела ван Мандера, включенной в его Schilder-boeck, опубликованную в Харлеме в 1604 году. Современная наука ставит под сомнение многие утверждения Карела ван Мандера о жизни Мостарта.

Св. Кристофер, Музей Майер ван ден Берг

Мостарт родился в Харлеме в семье владельца мельницы, которого также звали Ян и Алийт Диркс. Карел ван Мандер заявил, что Мостарт был учеником Якоба ван Харлема, художника, нарисовавшего алтарь гильдии Перевозчиков в Св. Бавочёрч Харлема.

Имя Мостарта впервые появилось в городских записях в 1498 году, когда он купил дом на своем родном месте. Художник упоминается в Харлеме почти каждый год с 1498 по 1552 год, за исключением десятилетнего периода между 1516 и 1526 годами. В 1500 году Мостарту было поручено расписать ставни для сосуда, в котором хранились мощи Святого Баво в Грут Керк, Харлем. С этой даты он стал значиться в записях Гарлемской гильдии св. Луки и продолжал часто фигурировать до 1549 года. Он стал диаконом гильдии художников в 1507 году, а затем в 1543 году. и 1544.

Плач, основанный на той же теме, Гертген тот Синт Янс

Маргарет Австрийская, губернатор Габсбургских Нидерландов, назначила Мостарта «painctre aux honneurs» (художник с отличием) в марте 1518 года. Ван Мандер писал, что он работал на Маргарет 18 лет и получил от нее заказ на создание портретов. Поскольку нет никаких доказательств того, что он был ее придворным художником, нет причин доверять заявлению Ван Мандера о том, что он работал в суде Маргарет в Мехелене 18 лет. Его нет в записях в Харлеме всего 10 лет, и только в двух документах 1519 и 1521 годов упоминается, что он работал при ее дворе в то время.

Современное мнение историков искусства. заключается в том, что Мостарт всю свою жизнь проработал в Харлеме. Поскольку его дом был сдан в аренду другим в 1553 году, а выплаты ему прекратились около Пасхи 1553 года, считается, что он умер в начале 1553 года или, возможно, в конце 1552 года. В 1554 году его имя было вычеркнуто из списка членов Харлемской гильдии. Святой Лука.

Мостарт женился на Ангнезе (Агнес) Мартейнсдр, вдове Класа Класа Зайкера, до 8 июня 1498 года. Его жена умерла до июля 1532 года. Мостарт был коммерчески успешен и владел несколькими домами в Харлеме.

Ван Мандер утверждает, что у Мостарта был сын, который был обычным художником. Искусствоведы больше не считают, что Франс Мостарт и Гиллис Мостарт были внуками Яна Мостарта.

Работы
Портрет молодого человека

Мостарт был главным художником портретов и религиозных сюжетов. Он также был очарован первобытными народами и землями, что видно из его пейзажа Вест-Индии. Примерно в 1520–1525 годах он представил семейную жизнь Адама и Евы в «Первой семье» как примитивов, работающих на своей земле. Мостарт был заинтересован в сочетании языческих и христианских интерпретаций происхождения человечества. Учитель Мостарта Якоб ван Харлем на самом деле мог быть анонимным Мастером Брауншвейгского диптиха. Карел ван Мандер подробно описал несколько работ, в том числе свой странный пейзаж Вест-Индии, который он считал незаконченным. Большая часть работ Мостарта была уничтожена во время большого пожара в Харлеме в 1576 году, и некоторые картины, которые когда-то приписывались ему, теперь приписывают Адриану Изенбранту.

На его ранние работы заметно повлиял Geertgen tot Sint Jans, более ранний художник из Гарлема. Некоторые полагали, что Мостарт действительно был учеником Гертгена, но сомнительно, чтобы у художника были ученики или помощники в мастерской во время его карьеры. У Гертгена Мостарт перенял изысканный стиль и продуманные композиции для своих работ, а также жесткие угловатые формы своих фигур.

Изгнание Агарь и Измаила

Между 1510 и 1516 годами Мостарт разработал тонкий стиль, в котором его кукольные фигуры населяли яркие голубые пейзажи, как, например, в его Поклонении волхвов (ок. 1520–1525, Рейксмузеум). Его изысканная манера письма точна, с почти религиозным вниманием к деталям. Также следует отметить пейзаж, который демонстрирует его склонность к более романтическим видам с обширными холмами. В 1520-х годах на Мостарта также оказало влияние восприятие пейзажей Иоахима Патинира. Св. Кристофера Мостарта, картина с пейзажем, на котором река впадает в обширный и холмистый фон, когда-то даже приписывали Патиниру.

Портретная работа Мостарта этого раннего периода включает в себя произведение под названием «Портрет Абеля ван ден Кулстера (ок. 1500–1510 гг.)», На котором элегантный мужчина с тонким лицом находится в столь же элегантной обстановке. Эта картина также содержит одну из любимых тем Мостарта, то есть Видение Августа и тибуртинскую сивиллу. Сцена появляется во дворе на заднем плане портрета Абеля ван ден Кулстера. Другой вариант можно увидеть в гризайльных рельефах на колонне и архитраве ворот в его Поклонении волхвов (ок. 1520–1525, Рейксмузеум). Мостарт был известен тем, что копировал оригинальные портреты для некоторых из своих придворных заказов, но, как и в случае с Портретом Авеля, он также рисовал фигуры с натуры и добавлял аристократических штрихов. Он был известен тем, что представлял свои портреты натурщиков в три четверти длины и клал руки на подушки.

Опытный придворный художник позволил Мостарту зарабатывать на жизнь своим искусством и получать постоянное покровительство. Последнее задокументированное упоминание о нем относится к 1549 году, когда он подал прошение в городской совет Харлема о разрешении жить в Хорне, чтобы он мог закончить там алтарь.

Как это было принято в Нидерландах XV и XVI веков, Мостарт часто воспроизводил портреты политических деятелей по оригинальным моделям. В 1521 году Мостарт подарил Маргарет портрет ее третьего мужа, герцога Филиберта Савойского, в качестве новогоднего подарка. Портрет был сделан через шестнадцать лет после смерти герцога Филиберта.

Портрет африканца
Портрет африканца

Мостарт написал «Портрет африканца», который является одним из самых ранних и единственных сохранившихся индивидуальных портретов чернокожего африканца. Написанная примерно в 1525–1530 годах, работа находится в коллекции Рейксмузеума. Точно неизвестно, кем был этот человек, но есть признаки того, что он был связан либо со двором Маргарет, либо был слугой ее племянника Карла V, у которого был черный лучник Кристофль ле Мор среди своих телохранители. Мужчина носит богатую одежду, перчатки и держит меч, что свидетельствует о его важном статусе. Знаки отличия на его шляпе и сумке указывают на возможное испанское или португальское происхождение. Многие африканцы, прибывшие в Европу в период позднего средневековья и раннего Возрождения, были учеными и советниками.

Пейзаж Вест-Индии

Самая известная работа Мостарта - Пейзаж Вест-Индии (около 1535 г., Рейксмузеум ), который, как полагают, является видом на Зуни пуэбло в Нью-Мексико. Никогда не побывавший в Америке, Мостарт должен был представить себе, как выглядит Новый Свет. Было предположение, что художник, возможно, видел зарисовки пейзажей, но это маловероятно, поскольку большая часть живописной документации того времени была связана с экзотическими животными, инструментами или костюмами, а не с панорамными видами. Кроме того, на причудливые скалы, похоже, повлиял пейзажный стиль Патинира, а не аутентичные визуализации. Считается, что Мостарт создал картину, основываясь либо на письменных, либо на устных отчетах о недавно обнаруженном районе, в котором он был бы причастен благодаря своим контактам при дворе Маргарет Австрийской, тети Карла V.

Хотя считалось, что повествование на картине изображает ряд различных событий, в том числе Колумб на острове Гуанаха, Эрнан Кортес в Мексике и Вторжение Португалии в Бразилию, на самом деле это история Коронадо поисков семи золотых городов в Зуни деревня Сибола в Нью-Мексико и Аризона в 1540–42 гг.

Лучшее доказательство того, что картина основана на истории Коронадо, можно найти на правой стороне картины у подножия скал. Во время своего путешествия коренные индейцы забросали Коронадо камнями у входа в деревню. Его спасли двое его офицеров, которые пришли ему на помощь и отразили нападение индейцев. Мостарт, возможно, добавил это событие в ландшафт, чтобы придать ему определенную достоверность.

Рельеф местности, а также внешний вид туземцев также соответствуют описаниям члена команды Коронадо, сделанным во время его путешествий. По его словам, земля была полна скал, на некоторых из которых были лестницы, ведущие на разные уровни, люди были высокими и обнаженными, а их хижины были построены в земле и сделаны из соломы, а крыши выступали из земли.

Мостарт посвящает лишь небольшую часть картины Коронадо и его людям, показывая нам единство и силу коренных народов, сражающихся за свою землю. Картина является одним из самых ранних изображений вторжения европейцев в Америку и «благородного дикаря ».

Ссылки
Внешние ссылки
  • СМИ, связанные с Яном Мостартом на Wikimedia Commons
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:22:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте