Ян Лехонь | |
---|---|
![]() | |
Родился | Лешек Юзеф Серафинович. (1899-03 гг. -13) 13 марта 1899 г.. Варшава, Конгресс Польша |
Умер | 8 июня 1956 (1956-06-08) (57 лет). Нью-Йорк, США |
Место упокоения | Лесное кладбище в Ласки |
Род занятий | Поэт |
Язык | Польский |
Национальность | поляк |
Литературное движение | Скамандер |
Лешек Юзеф Серафинович (псевдоним: Ян Лехонь ; 13 марта 1899 г. в Варшаве, Конгресс Польша, Российская Империя - 8 июня 1956 г. в Нью-Йорке ) был польским поэтом, литературным и театральным критиком, дипломатом и соучредитель литературного движения Скамандер и Польского института искусств и наук Америки.
Лехонь изучал польский язык и литературу в Варшавском университете, к этому моменту он уже написал два сборника стихов и пьесу. Он был соредактором журнала Pro arte et studio. Лехонь придумал название Skamander для этой литературной группы и произнес вступительную речь на первом заседании группы 6 декабря 1919 года. Во время польско-советской войны (1919–21) он работал в пресс-службе Глава государства Юзеф Пилсудский.
Лехонь был членом литературного кабаре Пикадор, членом Союза польских писателей и генеральным секретарем ПЕН-клуб. В 1926–29 он редактировал сатирический журнал Cyrulik Warszawski («Варшавский цирюльник» - назван в честь Севильского цирюльника ). В 1925 году он получил награду Ассоциации польских книжных издателей, а в 1935 году награду от Польской литературной академии.
. В 1921 году он предпринял попытку самоубийства и провел некоторое время в больницах или санаториях, пытаясь преодолеть депрессия. Беспокойный гомосексуальный роман повлиял на решение Лехоня покинуть Варшаву. С 1930 по 1939 год он был атташе по культуре в посольстве Польши в Париже. После падения Франции перед нацистской Германией он уехал в Бразилию, а затем поселился в Нью-Йорке. Там он был соредактором многих польских газет и журналов; в 1942 г. он стал соучредителем Польского института искусств и наук Америки.
. По предложению психиатра Лехонь начал вести дневник (1949–56). Среди заумных автобиографических воспоминаний дневник также документирует попытки Лехоня примириться со своим гомосексуализмом. «Подавленный чувством эмигрантского устаревания и поэтического бесплодия, неспособный разрешить конфликт между своей программно традиционалистской польской публичной персоной и тревогами стареющего, нищего гомосексуалиста в Америке, охваченной маккартизмом...», Лехонь покончил жизнь самоубийством 8 июня 1956 года, спрыгнув с двенадцатого этажа гостиницы Hudson Hotel. В то время его мотивом для этого была депрессия, усугубленная «социальной деградацией». Воспоминания Адама Чолкоша указывают также на депрессию, вызванную усилением коммунистического режима в Польше.
В 1991 году останки Лехоня были эксгумированы с кладбища на Голгофе в Квинс и перенесен на кладбище в Ласки, в семейную гробницу его родителей, Владислава и Марии Серафинович.
Лехонь дебютировал в литературе в 14 лет с поэтическими сборниками «На золотом поле», 1913) и По różnych ścieżkach («На разных путях», 1914). В 1916 году в Старой оранжерее Варшавы состоялась премьера его драмы «Палацу Станислава Августа» («Во дворце Станислава Августа »). За сборник стихов Srebrne i czarne («Серебро и черное») он получил награду Союза польских книжных издателей. Однако растущий интерес к творчеству Лехоня и его успехи в области поэзии оказали на него негативное влияние. Он нашел свой статус и известность ошеломляющими и больше не публиковался до тех пор, пока начало Второй мировой войны.
Польша военное время не разбудило в нем страсть продолжать писать. Он опубликовал Lutnia po Bekwarku в 1942 году и Aria z kurantem в 1945 году, а также Marmur i róża. Среди других его произведений - поэма «Кармазиновый» и «Илиада».
Поэзия Лехоня, сочетающая в себе элементы романтика и классицизма, отличалась от поэзии других членов группы Скамандр. Он также перевел несколько драм, написал рецензии и эссе.
«Человечество процветает в одной из самых ложных иллюзий, что миром правят мудрые люди. Это было бы невозможно, хотя бы потому, что большинство людей - посредственные люди, если не откровенно глупые люди. Если мы говорим с врачом, скажем о писателе, врач убежден, что писатель - хороший писатель. Мы, писатели, знаем, что, может быть, 10 процентов писателей хорошие, а остальные - посредственность и идиоты. Точно так же писатель предполагает, что врач, с которым он не знаком, является опытным специалистом в своей области работы, тогда как он обычно посредственен. Удивительно, что, несмотря на это, мир выглядит таким, как он есть ».
СМИ, связанные с Яном Лехонь на Wikimedia Commons