Ян Ладислав Дусек

редактировать

Гравированный портрет Дуссека, опубликованный в 1867 г.

Ян Ладислав Дусек (крещенный Ян Вацлав Дусик, с фамилией также пишется как Душек или Дюссек ; 12 февраля 1760 - 20 марта 1812) был чешским композитором и пианистом. Он был важным представителем чешской музыки за рубежом во второй половине XVIII - начале XIX века. Некоторые из его более перспективных фортепианных произведений имеют черты, часто ассоциируемые с романтизмом.

. Душек был одним из первых виртуозов фортепиано, которые много путешествовали по Европе. Он выступал при дворах и концертных площадках от Лондона до Санкт-Петербурга до Милана и прославился своим техническим мастерством. Во время почти десятилетнего пребывания в Лондоне он сыграл важную роль в увеличении размера фортепиано и стал обладателем одного из первых 6-октавных фортепиано Джона Бродвуда. СС-c4. Гарольд Шенберг писал, что он был первым пианистом, который сел за пианино с его профилем к аудитории, за что получил прозвище «le beau visage». Так сидели на сцене все последующие пианисты. Он был одним из самых уважаемых пианистов в Европе до того, как Бетховен стал известен.

В его музыке присутствует лиризм, прерываемый внезапными динамическими контрастами. Помимо множества сочинений для фортепиано, он также сочинял для арфы: его музыка для этого инструмента содержит большое разнообразие фигураций в основном диатонической гармонии, избегает опасных хроматических пассажей и в высшей степени удобна для игры. Его концертное сочинение захватывающе. Его музыка считается стандартным репертуаром для всех арфистов, особенно его Шесть Сонат / Сонатин и особенно Соната до минор. Менее известный широкой публике, чем его более известные современники классического периода, его фортепианная музыка высоко ценится многими учителями и нередко программируется. Ференца Листа называли косвенным преемником Дуссека в композиции. и исполнение виртуозной фортепианной музыки. Его музыка оставалась до некоторой степени популярной в 19 веке Великобритании и США, некоторые из них все еще печатаются, а другие доступны в исторических изданиях в Интернете.

Содержание

  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Нидерланды и Гамбург
    • 1.3 Восточная и Центральная Европа
    • 1.4 Франция и Италия
    • 1.5 Лондон
      • 1.5.1 Деловая неудача
    • 1.6 Поздние годы
  • 2 Стиль
    • 2.1 Сольные фортепианные произведения
    • 2.2 Фортепианные концерты
  • 3 Новинки фортепиано
  • 4 Список произведений
  • 5 Теоретические работы
  • 6 Избранная дискография
  • 7 Примечания
  • 8 Источники
  • 9 Внешние ссылки

Жизнь

Мемориальная доска в Чаславе, на месте его рождения

Ранние годы

Семья Душек имела долгую профессиональную историю музыканты, начиная, по крайней мере, со времен деда Яна Ладислава, Яна Йозефа Дусика (р. 1712), и продолжая свою деятельность в моравской ветви семьи по крайней мере до 1970-х годов. Мать Яна Ладислава, Вероника Дусикова (урожденная Штебетова), вместе с фортепиано играла на арфе, инструменте, для которого ее сын написал много музыки. Его отец, Ян Йозеф, также был известным органистом и композитором. Его сестра Катерина Вероника Анна Дусикова тоже была музыкантом и композитором.

Ян Ладислав, старший из троих детей, родился 12 февраля 1760 года в богемском городке Часлав, где его отец преподавал и играл на органе. Его первый музыкальный урок получил отец, который начал обучать его игре на фортепиано в 5 лет и игре на органе в 9 лет. Его голос также оказался хорошим, поэтому он также пел в церковном хоре.

Св. Румбольда в Мехелене.

Он изучал музыку в иезуитской гимназии в Йиглаве, где он учился у Ладислава Шпинара, ее хорового директора; его оценки были плохими. С 1774 по 1776 год он учился в иезуитской гимназии в Кутна Гора, где он также служил органистом в иезуитской церкви Санта-Барбары. В 1776 году он поступил в Новогородскую гимназию в Праге, где снова был объявлен ленивым учеником. В 1777 году он поступил в Пражский университет, где проучился один семестр.

Нидерланды и Гамбург

После этих первых исследований в Богемии он поступил на службу к капитану Меннеру, австрийскому военному., в 1778 году. Душек путешествовал с капитаном в то, что с тех пор стало Бельгией в 1779 году, где он стал органистом в соборе Св. Румбольда в Мехелен. В Мехелене он дал свой первый публичный сольный концерт, сыграв собственные произведения. Затем он отправился в Голландскую республику, где хорошо принятый концерт в Амстердаме привлек к нему внимание королевской семьи. Его пригласили в Гаагу, где он давал уроки трем детям штатного держателя Уильяма V. Находясь в Гааге, он выступил перед кайзером Иосифом II Австрийским, который признал доблесть Дуссека.

К ​​1782 году, оставив службу Меннера, он был в Гамбурге, где дал концерт. на тему «новое английское фортепиано». Находясь в Гамбурге, он, возможно, учился у С. П. Э. Бах. Он также опубликовал свои первые произведения, три фортепианных концерта и три скрипичные сонаты (C 2–7), все из которых были отнесены к Opus 1.

Восточной и Центральной Европе

Из Гамбурга он переехал в Ул. Петербург, где он был любимцем Екатерины Великой. Там он познакомился с техником по имени Хессель, который разработал клавишную версию стеклянной гармоники, инструмента, который Дассек освоил. Душек был вынужден покинуть Россию довольно внезапно, как раз перед секретной полицией Екатерины, на фоне подозрений в его причастности к заговору с целью убийства Екатерины. В возможно апокрифической сказке, связанной с его отъездом, он был на пути к Екатерине, когда нашел кольцо, которое он надел. Екатерина узнала кольцо как принадлежащее известному заговорщику, что вызвало у нее подозрения в отношении Дуссека.

Мария-Антуанетта была одной из покровительниц Дуссека.

После того, как Дуссек покинул Санкт-Петербург, он занял должность музыкального руководителя в «Принце». Антоний Радзивилл в Литве, где пробыл около года. Его отъезд из Литвы мог быть вызван любовью, которую, по слухам, он имел с женой принца, принцессой Турн-унд-Таксис. В течение следующих нескольких лет он гастролировал по Германии в качестве виртуозного исполнителя на фортепиано и стеклянной губной гармонике, в конце концов прибыв в Париж в 1786 году. значительный успех для него. В одной из рецензий на концерт в Берлине говорилось: «Он получил большое признание как пианист, и его игра на [стеклянной] губной гармошке восхищалась немного меньше... некоторые критики притворяются, что прослеживают в этом его мастерство. инструмент многих из его стилистических особенностей как пианиста и композитора ». Другой рецензент писал о концерте в Касселе : «Он очаровал всех слушателей медленной, гармоничной и тщательно выверенной прелюдией и хоралом». Возможно, он также был в Людвигслюсте в 1786 году, где он исполнил бы отрывок из пасхальной канаты (C 26) для герцога Мекленбург-Шверинского.

Франции и Италии

В Париже Душек стала фаворитом Марии-Антуанетты, которая пыталась отговорить его от гастролей в Милан в 1788 году. Однако она потерпела неудачу, как того хотел Дуссек. навестить своего брата Франца в Милане. Поездка Дуссека в Милан была весьма успешной; его выступления «производят настоящий фурор». Он вернулся в Париж, где оставался незадолго до начала революции в 1789 году. Во время своего пребывания в Париже он, возможно, встречался и играл со скрипачом по имени Наполеон Бонапарт. Он также опубликовал серию скрипичных сонат (C 27–29), посвященную Эжени де Бомарше, дочери писателя Пьера Бомарше.

Лондон

Портрет Дуссека (дата и автор неизвестны).

Дуссек слева. Франция для Англии в мае или июне 1789 года, где он поселился в Лондоне. Иногда утверждается, что он взял с собой арфистку, жену композитора Жан-Батиста Крампхольца, который в результате утонул в Сене ; однако это, вероятно, неправда, поскольку Анна-Мари Крампхольц уехала в Лондон в 1788 году. Также неясно, покинул ли он Париж из-за надвигающегося кризиса во Франции или это было просто совпадением. Ранние биографы обычно утверждали, что он уехал из-за надвигающейся революции. Сообщается, что в начале июня 1789 года у него был концерт в Лондоне; это потребовало бы его отъезда из Парижа перед некоторыми критическими шагами в начале революции.

Дюссек сделал Лондон своим домом до 1799 года. К 1790 году он стал хорошо зарекомендовавшим себя исполнителем и учителем. Он был настолько востребован, что Дэвисон в биографическом очерке 1860 года отметил, что «он стал одним из самых модных профессоров того времени, и его уроки оба искали с жадностью и оплачивались по ставке оплаты, которая не знала прецедентов, кроме экземпляр Джон Крамер. " Он также установил отношения с пианистом Джоном Бродвудом, получив одно из первых 5,5-октавных фортепиано (FF-c4): Бродвуд отметил в своем деловом журнале от 13 ноября 1793 года: «Мы сделали около 5 ½ октавных грандов за эти три года, первый, который понравился Дусеку, который, будучи любимым, был у Крамера младшего ». Его сотрудничество с Бродвудом продолжало приносить плоды, когда в 1794 году он также получил первое 6-октавное (CC-c4) фортепиано.

Я рад сообщить вам, что у вас есть порядочный, вежливый и музыкально одаренный сын. Я люблю его так же, как ты, потому что он это заслужил. Дай ему свое благословение, чтобы он всегда был счастлив, чего я желаю ему, учитывая его большие таланты.

Йозеф Гайдн, в письме отцу Дуссека, 26 февраля 1792 г.

Весной В 1791 году Дуссек дал серию концертов, в нескольких из которых участвовала София, юная дочь музыкального издателя Доменико Корри. На концерте 15 июня того же года пара сыграла вместе фортепианный дуэт; они поженились в сентябре 1792 года. София Корри была певицей, пианисткой и арфисткой, которая стала известна сама по себе. У них была дочь, Оливия, но брак не был счастливым, предполагая связи обеих сторон.

На некоторых концертах 1791 и 1792 годов участвовали и Душек, и Йозеф Гайдн ; старший Гайдн весьма положительно отзывался о Душеке в письме отцу последнего после одного из концертов 1792 года. Другие важные события 1792 года (помимо его брака с Софией) включали начало музыкального издательского предприятия с отцом Софии Доменико. Этот бизнес, хотя поначалу был успешным, в последующие годы процветал плохо, и обстоятельства его неудачи побудили Дуссека покинуть Лондон в 1799 году, оставив Корри в тюрьме должников.

Деловая хватка Дуссека, очевидно, мало повлияла на него. выступая и сочиняя в Лондоне. Каждый год он выступал в серии концертов, по крайней мере на некоторых из которых также выступала София, и часто представляли новые произведения. Некоторые произведения были настолько успешными, что были повторены на более поздних концертах серии. Об одном произведении рецензент написал в 1798 году: «Военный концерт Дусека был повторен. Мы считаем его очень достойным восхищения». Концерт (C 153), который рецензент назвал повторным исполнением, был сыграен снова на следующей неделе.

В 1796 году у Душека и его жены начались серьезные семейные проблемы. В отчете с сомнительной достоверностью сообщалось, что София, влюбившаяся в другого мужчину, попросила у Душека денег на ремонт ее арфы. Затем она использовала деньги, чтобы покинуть дом, убрав свои вещи в футляр для арфы и утверждая, что уехала ужинать с подругой. Подозрительный Душек пошел со своим тестем в дом этого мужчины, где София заперлась. Она и Душек поссорились, и она прокляла его, утверждая, что беременна от другого мужчины. Дуссек, смягчившись, пообещал ей свободу делать то, что она хочет; это привело к своего рода примирению. Кажется маловероятным, что Душек когда-либо видел Софию и свою дочь Оливию после того, как покинул Лондон в 1799 году; Софии пришлось подождать, пока она не узнает о смерти Дуссека, прежде чем она сможет снова выйти замуж, что она и сделала в 1812 году.

Некоторые композиции Дуссека включали аранжировки оперных и театральных увертюр для фортепиано. Он решил попробовать свои силы в опере в 1798 году; Результатом стал «Пленник Спилберга» на либретто принца Хора. Опера открылась на Друри-лейн 14 ноября 1798 года, и музыка была хорошо принята критиками European Magazine : «Музыка г-на Дусека была такой как называть его одним из первых композиторов того времени ».

Хотя сюжет можно считать слишком мрачным для послесловия, в нем есть значительный интерес... Мистер Дуссек, в музыке, которая является совершенно новой, продемонстрировала полное знание принципов искусства.... Мелодия во всем естественна, а припевы - без исключения идеальные образцы, какие мы можем найти в произведениях театральных композиторов наших дней. Увертюра... была встречена неоднократными аплодисментами.

Рецензия на «Пленника Спилберга» в The Times

Деловой провал

В 1799 году бизнес-предприятие с Корри, которое никогда не было очень успешным, столкнулся с финансовыми трудностями. Дуссеку и Корри удалось убедить либреттиста Лоренцо да Понте одолжить им деньги для покрытия их долгов. Неспособность выплатить этот долг поместила Корри в тюрьму Ньюгейт и заставила Дассека бежать. Да Понте считал, что Душек бежал в Париж; фактически он вернулся в Гамбург. Дело закончилось банкротством Корри и Да Понте.

Затем Душек совершил поездку по Германии, где стал одним из первых «гламурных» пианистов, предшествовавших Ференцу Листу. Согласно Луи Шпору, Душек был первым, кто повернул пианино боком на сцене, «чтобы дамы могли любоваться его красивым профилем». Вскоре он занял должность у принца Пруссии Луи Фердинанда, который относился к нему больше как к другу и коллеге, чем как к служащему. Вместе они иногда наслаждались тем, что называлось «музыкальными оргиями». Когда принц Луи Фердинанд был убит в битве при Заальфельде, Дуссек написал трогательную сонату фа-диез минор, Elégie Harmony, соч. 61 (C 211).

Ян Ладислав Дуссек, фрагмент рисунка.

Поздние годы

В 1807 году, несмотря на его более раннюю связь с Марией-Антуанеттой, Дуссек вернулся в Париж на работу Талейран, могущественный министр иностранных дел Франции. Несомненно, познакомившись с Себастьяном Эрардом в Лондоне, он стал тесно связан с фортепианной деятельностью братьев Эрар, подписав рояль Эрара 1808 года, который еще предстоит увидеть в замке Талейрана в Валансе, и дал первое публичное выступление их новый рояль в стиле стремени в 1810 году. Он написал мощную сонату (Соната ля-бемоль мажор, соч. 64, C 221) под названием Le Retour à Paris (Возвращение в Париж). Эта впечатляющая соната также получила прозвище Plus Ultra в ответ на фортепианную сонату Джозефа Вулфля, названную «Non Plus Ultra», которая стала последним словом в трудностях пианизма. Остаток своей жизни он провел, выступая, преподавая и сочиняя музыку в Пруссии и Франции. Его личная красота поблекла, и он сильно располнел. Он также пристрастился к крепким напиткам, что, вероятно, ускорило его смерть. Душек умер от подагры 20 марта 1812 года в стиле Сен-Жермен-ан-Лэ.

стиле

Дюссек был предшественником композиторов-романтиков для фортепиано, особенно Шопен, Шуман и Мендельсон. Многие из его произведений разительно расходятся с преобладающим позднеклассическим стилем других композиторов того времени. Эволюция стиля, обнаруженная в фортепианном сочинении Дуссека, предполагает, что он следовал независимой линии развития, которая предвосхищала, но не влияла на ранний романтизм.

Его наиболее известные работы включают несколько крупных сольных фортепианных пьес, фортепиано. сонаты, многие фортепианные концерты, сонаты для скрипки и фортепиано, музыкальная драма и различные произведения камерной музыки, в том числе Трио для фортепиано, валторны и скрипки, а также весьма необычная соната для фортепиано, скрипки, виолончели и ударных, озаглавленная Морское сражение и полное поражение голландцев адмирала Дункана (1797, C 152), которая является чрезвычайно редким примером Камерная музыка до ХХ века, включая ударные.

Сольные фортепианные произведения

Начало Большой сонаты Дюссека фа минор, соч. 77. Об этом звуке Пьеса

Дуссек был одним из многих композиторов иностранного происхождения, в том числе Муцио Клементи и Джон Филд, которые внесли значительный вклад в развитие различных " Лондонская школа фортепианного сочинения. Отчасти это было связано с особенностями производства фортепиано в Англии. Йозеф Гайдн, например, написал свою знаменитую сонату ми-бемоль после игры на фортепиано большего диапазона, которое ему дал Дассек. Большая часть фортепианного творчества Дуссека основывалась на более модулируемых и мощных тональных качествах и более широком диапазоне клавишных инструментов английских пианофортов. Расширенные возможности, предлагаемые инструментом, помогают объяснить некоторые из его стилистических новшеств.

Душек написал множество сольных фортепианных произведений, в том числе 34 фортепианные сонаты, а также ряд программных композиций. Например, его «Страдания королевы Франции» (сочинение 1793 г., C 98) представляет собой эпизодический рассказ о Марии-Антуанетте с интерполированными текстами, относящимися к несчастьям королевы, в том числе ее печали по поводу разлучения с ней. дети и ее последние минуты на эшафоте перед гильотиной.

Наряду с Клементи, Душек, возможно, был источником стилистического вдохновения и влияния для Бетховена, чье распространение идиоматических нововведений лондонской школы привело к их быстрому замиранию с появлением Бетховена собственная клавиатура работает. Стилистические, мелодические, динамические и даже структурные сходства наблюдаются, например, между Сонатой Опус 10, № 3 Бетховена и Сонатой 31, № 2 Дуссека и Опусом 35, № 2. Точно так же вступление к Сонате Опус Бетховена. 10, № 1, прямо цитирует Сонату Дуссека Opus 39, № 3 (см. Изображение).

Начало Сонаты Дусека Опус 39/3 Об этом звуке Пьеса и Опуса Бетховена 10/1 Об этом звуке Пьеса.

Также возможно, что влияние Душека можно увидеть в знаменитом Опусе Сонаты Бетховена 81a, les Adieux : «и программа, и реализация во многом были связаны с« Прощанием »Душека, Opus 44».

Концерты для фортепиано

Между тем, Дюссек сочинил ряд фортепианных концертов 1779 и 1810, восемнадцать из которых сохранились. Дуссек внес одно примечательное стилистическое новшество в фортепианную концертную форму. В отличие от преобладающего классического концертного стиля, примером которого являются фортепианные концерты Моцарта, Душек исключил солиста каденцию во вступительной части всех своих концертов, написанных после 1792 года. Следует отметить и другие индивидуальные особенности. Его концерт до мажор, соч. 29, изданная в 1795 году, начинается с вступительного Ларгетто в 3/8 времени - торжественной тематической декламации, уникальной для классического концерта. Его последняя сохранившаяся работа в этом жанре, Opus 70 ми-бемоль мажор, была одной из первых, существенно удлинивших вступительную часть: при длине 570 тактов она примерно на треть длиннее, чем его предыдущие работы, и предвещает практику игры доминирующая вступительная часть в написании концертов, обнаруженная, например, в концертах Шопена и двух минорных концертах Opus 85 и Opus 89 Иоганна. Непомук Хуммель, а также пятый Бетховен.

Инновации в фортепьяно

Помимо собственной музыки, Душек важен в истории музыки из-за его дружбы с Джоном Бродвудом, разработчиком фортепьяно "English Action". Поскольку его собственная музыка требовала силы и диапазона, недоступных для современных фортепиано, он выдвинул Бродвуда на несколько расширений диапазона и звучности инструмента. Это был инструмент Бродвуда с усовершенствованиями Дуссека, который был отправлен Бетховену.

Дуссек также был первым композитором, написавшим указания по использованию педалей фортепиано.

Список произведений

Подавляющее большинство Музыка Дуссека каким-то образом связана с фортепиано или арфой. Он написал 35 сонат для фортепиано и 11 для фортепианного дуэта, а также множество других произведений для обеих конфигураций. Его продукция для камерной музыки включает 65 скрипичных сонат, 24 фортепианных (или арфовых) трио и множество произведений для арфы, арфы или фортепиано или арфы и фортепиано. В некоторые сонаты были добавлены трио части Дж. Б. Крамером. Оркестровые произведения ограничивались концертами, в том числе 16 для фортепиано (один из них утерян, а атрибуция двух из них остается сомнительной), шесть для арфы (три из них утеряны) и одно для двух фортепиано. Он написал скромное количество вокальных произведений, включая 12 песен, кантату, мессу и одну оперу «Пленник Спилберга». В его композиции также входили аранжировки других произведений, особенно оперных увертюр для фортепиано.

Каталогизация произведений Дуссека имеет свою историю. Творчество Душека исторически было трудно организовать, отчасти из-за количества издателей, первоначально опубликовавших его работы, а также из-за того, что некоторые из его работ были опубликованы более чем одним издателем. Некоторым произведениям, опубликованным несколькими издателями, были присвоены разные номера опусов ; иногда разные произведения давали один и тот же номер опуса разными издателями. Дуссек еще больше усложнил это, аранжировав произведения для разных комбинаций инструментов.

Компания Артария опубликовала неполный тематический каталог его работ, что побудило Ховарда Кроу разработать новый тематический каталог в 1964 году. Работы нумеруются в том порядке, в котором они были написаны, с префиксом " C »или« Craw »; произведения сомнительного происхождения перечислены в отдельном пронумерованном разделе с префиксом "Craw D".

Теоретические труды

  • Инструкции Дюссека по искусству игры на фортепиано или клавесине (Лондон, Корри c. 1796)
  • Kleine Theoretisch-Praktische Klavierschule von Pleyel, Dussek und Cramer (Вена, Haslinger, без даты)
  • Méthode pour le Piano Contenant tous les Principes généraux du Doigté, 24 Leçons Faciles et Gradues Des Exercices progressifs ainsi que des Passages difficiles, terminée par une Fantaisie et Fugue composée Par IL Dussek (Париж, без даты)
  • Dodici lezzioni progress. con arie caratteristiche di diff. nazioni (автограф в библиотеке консерватории во Флоренции)

Избранная дискография

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 14:20:54
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте