Ян Кубелик (5 июля 1880 - 5 Декабрь 1940 г.) был чешским скрипачом и композитором.
Он родился в Michle (ныне часть Праги ). Его отец, садовник по роду занятий, был скрипачом-любителем. Он обучал двух своих сыновей игре на скрипке и, обнаружив талант Яна, которому в то время было пять лет, организовал для него занятия с Карелом Ондржичеком. В восемь лет он учился в Пражской консерватории у Отакара Шевчика, чью технику он стал самым известным представителем. В детстве он практиковал от 10 до 12 часов в день, или «пока мои пальцы не начали кровоточить». После 1898 года он гастролировал как солист, вскоре прославившись своей большой виртуозностью, безупречной интонацией и очень полным и благородным тоном. Он играл на Гварнери дель Джезу, а также на двух скрипках Страдивари : он приобрел 1715 в 1910 году.
После большого успеха после своего дебюта в Вене, а также в Лондоне (где он впервые появился на концерте Ханса Рихтера в 1900 году) Кубелик впервые гастролировал в США в 1901 году. Он впервые выступил в Королевском филармоническом обществе в Лондоне в сезоне 1901–1902 годов, а в 1902 году был награжден Золотой медалью общества (вслед за Эженом Изаи ). В 1902 году он привез Чешский филармонический оркестр в Лондон, оказав ему финансовую помощь в предыдущем году.
В 1903 году он женился на графине Анне Юлии Мари Селль фон Бессеньё (родилась 1 марта 1880 года в Будапеште ), племяннице бывшего премьер-министра Венгрии Кальмана Селля, с которым у него было восемь детей, пять дочерей-скрипачей и три сына, среди которых дирижер Рафаэль Кубелик.
Кубелик сделал несколько записей; его акустические записи были сделаны для The Gramophone Company, и для Fonotipia / Polydor (который также записал Váša Příhoda, Franz фон Веси и Жак Тибо ). Компания «Граммофон» записала его как облигато даме Нелли Мельба в 1904 году, матч, который отражал классическую формулировку, тональную чистоту и безопасность его искусства и был идеальным дополнением к нему. Их ранняя версия Баха -Гуно Ave Maria (GC 03033) была записана дважды, в октябре 1904 г. и снова в феврале 1905 г., и это была одна из великая ранняя классика граммофона, одна из тех пластинок, которые «сделали» инструмент популярным, хотя двойное одностороннее название «знаменитость» продавалось в розницу за одну гинею. Девять лет спустя (когда технологии улучшились) партнерство было реформировано, чтобы переделать пластинку (как 03333), в мае 1913 года с аккомпанементом органа и снова в октябре 1913 года. Это была последняя версия, которая затем сохранилась. в межвоенном каталоге в двухстороннем виде. Его концерт 1935 Карнеги-Холл также был записан и переиздан.
Он написал музыку, в том числе шесть скрипичных концертов, и продолжал выступать перед публикой до своей смерти с перерывом между концом Первой мировой войны и 1920 годом. в течение которого он сочинял. В 1920 году он возобновил концертную карьеру, но с приходом Яши Хейфеца его карьера несколько пошла на убыль. В 1917 году он был избран почетным членом Phi Mu Alpha Sinfonia музыкального братства альфа-отделением братства в Консерватории Новой Англии в Бостоне.
Ян Кубелик умер в Праге в 1940 году в возрасте 60 лет.
В 1907 году во время просмотра концерта Кубелика в огромном Театре «Ипподром» в Нью-Йорке., пишет New York Times,
г. Артистизм Кубелика самый замечательный. Он не очень трогательный игрок; у него нет силы ни глубоко и немедленно затронуть сердца своих слушателей, ни раскрыть внутреннюю тайну величайшей музыки. В нем есть что-то отстраненное
, когда он это играет; и все же немногие обладают способностью так восхищать чувства чистой красотой его тона, очарованием его кантилены, элегантностью и легкостью, с которой он справляется со всеми техническими трудностями того, что он играет, так что они больше не кажутся трудностями.. Октавы, трети и шестые падают из его инструмента в тон медовой сладости и маслянистой гладкости; не большой тон, а неописуемой округлости и чистоты; всевозможные его пробежки и переходы - как жемчуг из его рук. В игре г-на Кубелика есть что-то женское изящество и обаяние, и он редко побуждает своей властью или возбуждением своей страстью и мужественностью, но в своем роде она совершенно восхитительна.
В 1903 году портрет Кубелика был написан Филип де Ласло, а картина в стиле кубизма 1912 года художника Жоржа Брака включает рекламную листовку со словами «Моцарт Кубелик» (sic). Карл Сэндберг упоминает Яна Кубелика в своих стихах «Чикаго», 1916. Его обожают сестры в сборнике рассказов Салли Бенсон, который позже стал фильмом Встретимся на улице Св. Луи (1944). Он также упоминается в романе Роберта Ладлума 2002 года Директива Янсона.
Источник : JR Bennett, Dischi Fonotipia Numerical Каталог - Золотая сокровищница (Дж. Деннис / Коллекционер пластинок Магазин, Ипсвич, 1953 г.).
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Яном Кубеликом или. |