Ян Блох | |
---|---|
Родился | (1836- 07-24) 24 июля 1836 г.. Радом, Польша |
Умер | 25 декабря 1902/1901. Варшава, Польша |
Ян Готлиб (Богумил) Блох (русский : Иван Станиславович Блиох или Блох) (24 июля, 1836, Радом - 25 декабря 1901/1902, Варшава) был польским банкиром и железнодорожным финансистом, посвятившим свою частную жизнь изучению современного Промышленная война. Уроженец еврейского происхождения и обращенный в кальвинизм, он приложил значительные усилия, чтобы противостоять распространенной антисемитской политике царского правительства, и симпатизировал молодому сионистскому движению.
Блох учился в Берлинском университете, работал в варшавском банке, а затем переехал в St. Петербург, столица Российской империи (которая в то время управляла большей частью польских земель). Там он принимал участие в развитии РЖД, как в финансировании строительства новых железных дорог, так и в написании исследовательских работ по этой теме. Он основал несколько банковских, кредитных и страховых компаний. В 1877 году он был назначен членом Ученого комитета Минфина России.
Блох был заинтригован победой Северо-Германской Конфедерации над Францией во время франко-прусской войны 1870–1871 гг., Которая показала ему, что решение дипломатических проблем с помощью войны стало в Европе устаревшим. Он опубликовал свой шеститомный магистерский труд «Будущая война и её экономические последствия» (русский : Будущая война и её экономические последствия, Будущая война и её экономические последствия), популяризированный в английском переводе как Is War Now Impossible ?, в Париже в 1898 году.
Его подробный анализ современной войны, ее тактических, стратегических и политических последствий, был широко прочитан в Европе. Блох утверждал, что
Блох посетил первую Гаагскую мирную конференцию в 1899 году, возможно, по приглашению царя Николая II, и распространил копии своей работы среди делегатов дипломатических миссий 26 государств., безрезультатно. Британский публицист У. Т. Стед также работал над распространением идей Блоха. В каждом конкретном случае теоретические исследования Блоха отвергались или игнорировались. Британским читателям The Contemporary Review Блох писал в 1901 году:
Занимаясь более четырнадцати лет изучением войны во всех ее фазах и аспектах, я с удивлением обнаружил, что замечательные эволюция, стремительно превращающая меч в лемех, прошла почти незамеченной даже профессиональными сторожами, которым платят за то, чтобы они внимательно наблюдали. В своей работе о войне будущего я попытался нарисовать картину этого интересного процесса. Но, работая для специалистов, я был вынужден вдаваться в подробности, анализ которых составил 3084 страницы. Факты, которые здесь собраны вместе, и вытекающие из них последствия слишком сильно противоречат корыстным интересам самого могущественного класса общества, чтобы признать их немедленное воплощение в мерах реформы. И это я предвидел с самого начала. Чего я не мог предвидеть, так это упорства, которое [оно] не только отказывалось от принятия мер, но и заставляло себя искажать и искажать факты. Патриотизм очень уважаем, но его опасно отождествлять с интересами класса. Стойкость, с которой военная каста хранит память об уже умершем положении вещей, жалка и почетна. К сожалению, это также дорого и опасно. Поэтому я осмеливаюсь сейчас обратиться к британским массам, чьи жизненные интересы поставлены на карту и чей вердикт должен быть окончательным.
Патриоты Европы остались непоколебимыми. Командиры французской кавалерии и британской пехоты извлекли уроки из Блоха только путем проб и ошибок, когда началась невозможная война Блоха Первая мировая. Русская и немецкая монархии оказались одинаково неспособны усвоить предостерегающие слова Блоха относительно революции, заплатив за это суммарную казнь и ссылку соответственно.
Предвидение Блоха в некоторой степени обусловлено недооценкой тактического и стратегического значения непрямого (например, артиллерийского ) огня и его неспособностью предвидеть развитие бронетранспортера танковый и военный самолет. Блох также не осознавал потенциал нерельсового автомобильного транспорта. Однако ни один из этих упущений не был достаточно значительным, чтобы подорвать его самые широкие наблюдения за период до 1930 года.
Международный музей войны и мира был основан в Люцерне, Швейцария., на имя Блоха в 1902 году. Музей закрылся в 1919 году из-за нехватки посетителей
Блох выжил достаточно долго после публикации своей теории, чтобы обратить его аналитические таланты к исследованию институциональных барьеров, которые препятствовали принятию теории военным истеблишментом. Судя по всему, он пришел к выводу, что военных нужно обойти путем более прямого обращения к избирателям.
Современная теория рассматривает Блоха как Клаузевица начала 1900-х годов. Обзор 2000 года в журнале «Война в истории» сосредоточен на взаимодействии теории Блоха с военными профессионалами того времени. Короче говоря, он обнаружил, что они имели тенденцию отклонять Блоха на том основании, что, хотя его «математика» могла быть верной, его общее послание могло оказаться плохим для морального духа.
Блох обратился в кальвинизм, религию небольшого меньшинства в Российской империи. Таким образом, он смог избежать юридических инвалидностей, наложенных на евреев при царском правлении, особенно географического ограничения черты оседлости, запрещающего евреям жить в основных городах Империи - без необходимости регулярно посещать церковь и явно исповедовать христианство. Как стало очевидно, особенно в более поздний период его жизни, он по-прежнему сильно беспокоился о положении евреев, даже если формально больше не являлся одним из них
После волны погромов В 1880-х и начале 1890-х годов комиссия во главе с яростным антисемитским министром внутренних дел Вячеславом фон Плеве рекомендовала дальнейшее ухудшение правового положения евреев. В ответ Блох направил правительству серию хорошо аргументированных меморандумов, призывающих положить конец дискриминации евреев.
Блох также предпринял обширное исследование социально-экономического положения еврейских подданных Российской империи. Для этого он создал группу научных исследователей во главе с русским экономистом А.П. Суботиным, на работу которой он потратил сотни тысяч рублей.
Результат, завершенный только в 1901 году - за год до смерти Блоха, - был пятитомный труд «Сравнение материального и морального уровня в западных великорусских и польских регионах». На основе обширных статистических данных, собранных в основном для черты оседлости, он дал исчерпывающий отчет о роли евреев в экономической жизни Империи, в ремеслах, торговле и промышленности. Исследование показало, что евреи были благом для российской экономики, а не наносили ей вред и угрожали, как в то время регулярно утверждали антисемиты.
Однако большие усилия Блоха оказались напрасными. Совет Министров России запретил произведение, и почти все копии были конфискованы и сожжены. В обращении остались лишь несколько уцелевших экземпляров, как большие раритеты. Однако позже Суботин смог опубликовать резюме под названием «Еврейский вопрос в правильном свете».
С 1897 года Блох стал участвовать в сионистской деятельности в России и подружился с Теодором Герцлем. В июне 1899 года Герцль прибыл на Гаагскую мирную конференцию, чтобы получить аудиенцию у царя, для чего он встретился с Блохом, как и с другими людьми, имеющими доступ к высшим эшелонам российского правительства. Блох поддержал усилия Герцля и телеграфировал царю рекомендательный меморандум через барона де Сталя. Блох отметил, что Герцль активно продвигал цели Гаагской конференции по установлению международного мира, и что среди прочего он отправил письмо Фридриху I, великому герцогу Баденскому, с призывом изменить позицию Германии по вопросу вопрос о международном арбитраже.
В июне 1899 года Блох, по просьбе Герцля, лоббировал российское правительство с целью снятия запрета на продажу на его территории акций сионистского Еврейского колониального фонда (предшественника нынешний Национальный банк Израиля).