Ян Булхак | |
---|---|
Родился | (1876-10-06) 6 октября 1876 г.., Русский Империя |
Умер | 4 февраля 1950 (1950-02-04) (73 года),. Гижицко, Польша |
Место упокоения | Повонзковское кладбище, Варшава |
Национальность | Российская Империя, затем Вторая Польская Республика |
Известна | Фотография |
Стиль | Пикториализм |
Дети |
Ян Брунон Булхак (1876–1950) был пионером фотографии в Польше и современной Беларуси и Литве, а также один из самых известных польских фотографов начала 20 века. Теоретик и философ фотографии, он был одним из самых выдающихся представителей пикториализма. Он наиболее известен своими пейзажами и фотографиями разных мест, особенно города Вильнюс (тогда в Польше, теперь в Литве). Он был основателем Wilno Photoclub и Polish Photoclub, предшественников современного Союза польских фотохудожников (ZPAF), почетным руководителем которого он был. Он также известен как этнограф и фольклорист.
Ян Булхак родился 6 октября 1876 года в городе Осташин (Белорус : Асташын ), рядом с Новогрудком (Белорусский : Навагрудак ), Российская Империя (ныне Беларусь). Его родителями были Валери Антони Станислав Булхак из Сырокомла и Юзефа, урожденная Гачиска, местные землевладельцы в Осташине. В селе Воронча (Белорус : Варонча ) близ Новогрудка, недалеко от Римско-католического костела Святой Анны (белорусский : Касцёл св. Ганны ) есть четыре могилы предков Яна Булхака.
В 1888 году Ян поступил в гимназию (дореволюционную гимназию Российской Империи) в Вильно (современный Вильнюс), окончив ее в 1897. С 1897 по 1899 год он изучал литературу, историю и философию в Ягеллонском университете, Краков, но не окончил его из-за нехватки денег. Вернувшись домой, он жил в селе Пересека (Белорус : Пярэсека ) недалеко от Минска, где он унаследовал имение после смерти двоюродного деда. Оттуда Булгак отправлял свои новости в газеты Вильно. В 1901 году он женился на двоюродной сестре Ханне Гачиской. После смерти отца он продал имение и купил особняк у Радзивиллов в Белице под Минском. 27 апреля 1906 года у пары родился сын Януш Булхак, который впоследствии стал композитором и фотографом.
Ян Булхак совершенно случайно заинтересовался фотографией в 1905 году, когда его жене подарили фотоаппарат. В том же году сделал свои первые снимки: портреты, пейзажи, окрестности. Вначале его посоветовал болеслав Игнаций Домейко, новогрудский фотограф, который помогал ему в основах фотографии.
В 1908 году он создал в Пересеке собственную темную комнату. В декабре того же года он дебютировал и получил главную награду на фотоконкурсе, организованном cycie Ilustrowane («Иллюстрированная жизнь»), еженедельном приложении к Kurier Litewski («Литовский курьер»).
В 1910 году Ян Булхак впервые участвовал во Всемирной фотовыставке в Брюсселе. Он переписывался с Парижским фотоклубом и французскими фотографами Эмилем Ж. Константом Пуйо, Робертом де ла Серанн и Леонаром Мисонном. Два выпуска Berlin Photographische Mitteilungen («Новости фотографии») за 1910 год содержали его фотографии. Булгак отправил свои фотографии и новости в варшавский журнал Ziemia («Земля»), а также в Польское краеведческое общество. Он опубликовал множество переводов и статей в польских журналах и привил эстетику пикториализма в умах своих читателей.
С ноября 1910 года Булхак регулярно публиковал свои статьи о фотографии в ежемесячном журнале Fotograf Warszawski («Варшавский фотограф»). Вскоре он также начал сотрудничать с Tygodnik Wileński ("Вильнюсский еженедельник") (до 1939 г.) и Deutscher Almanach ("Немецкий альманах").
В 1911 году Булгак организовал фотовыставку в Минске. Участвовал в фотовыставке в Цехоцинеке, Польша; и получил почетный диплом в категории художественных портретов на конкурсе в Антверпене.
Фотографика действительно выделяется из фотокниг среди остальных благодаря твердой печатной форме, проявленной не слишком много в живописном и импрессионистском стилях фотоискусства, а в макетах книг. В «Фотографике» Булхак показывает, что он заботится и привлекает внимание определением фотографических репродукций. Fotographika была пионером в сознательном рассмотрении формы и качества фотопубликаций в Польше. Книга показывает Яна Булхака как человека, которого считают отцом для поколений удивительных новичков в фотографии, которые стремились практиковать и стремились к призванным художникам, а также вносит интересный вклад в размышления об образе художников. Яна Булхака также можно считать выдающийся продюсер, когда дело дошло до концепции саморекламы и предпринимательской организации деятельности фотографа.
Именно публикация Булхака в «Фотограф Варшавский» в 1910 году привлекла внимание Фердинанд Рущиц, польский художник, гравер и профессор кафедры изящных искусств Университета Стефана Батория (ныне Вильнюсский университет ); и именно Рущиц помог Булхаку переехать в Вильнюс.
Позже Рущиц оказал на него заметное влияние как на фотографа. Хотя взгляды Булхака на искусство, вдохновленные французскими эстетиками, уже сформировались, Рущиц помог превратить фотографа-любителя в профессионала: художник научил его некоторым особым техникам композиции для восприятия природы и архитектуры.
После этого Булхак изучал фотографию в Дрездене, Германия, где он получил некоторые практические занятия у немецкого портретиста Хуго Эрфурта. Он также посетил различные дрезденские общества, где познакомился с символистами и импрессионистами.
В 1911 году Рущиц предложил Вильнюсскому магистрату (городскому совету) должен был создать позицию «городского фотографа», и Булхаку было предложено занять ее. Таким образом, Булгак стал городским фотографом Вильнюса, а фотография стала его основным бизнесом.
В 1912 году он открыл фотоателье на улице Портовая, 12 в Вильнюсе. По просьбе Вильнюсского магистрата и в сотрудничестве с городским куратором Булгак начал делать «фотоинвентаризацию» города и фотографировал его исторические достопримечательности с 1912 по 1915 год.
Большая часть творчества Булгака связана с Вильнюсом и его окрестностями; он также задокументировал памятники и пейзажи некоторых других частей Польши: Варшавы, Кракова, Гродно, Люблина и так далее. Булхак отправил серию своих фотографий в журнал Vestnik fotografii («Фотобюллетень», русский : «Вестник фотографии»), с которым сотрудничал с 1913 по 1914 год. В доме Булхака на улице Элизы Ожешковой. хранилась коллекция из двенадцати тысяч фотографий, большая часть из которых сделана с 1912 по 1915 год.
С 1919 года с помощью и поддержки Рущица Булхак начал читать лекции по художественной фотографии на факультете изящных искусств Университета Стефана Батория. ; он будет продолжать до 1939 года.
В 1919 году он стал одним из основателей и председателем Вильнюсского фотоклуба (польский : Fotoklub Wileński) (другие источники говорят, что он основал фотоклуб и возглавлял его с 1927 г.); и возглавлял его до начала Второй мировой войны. Он и Мариан Дедерко были основателями Польского фотоклуба (польский : Fotoklub Polski) в 1929 или 1930 году.
С 1919 по 1939 год Ян Булгак возглавлял фотографический отдел (мастерскую) Факультет изящных искусств Университета Стефана Батория в Вильнюсе.
С 1935 по 1939 год он был одним из редакторов журналов Przegląd Fotograficzny («Фотографическое обозрение») и Fotograf Polski («Польский фотограф»).
В 1939 году коллекция под названием Polska w obrazach fotograficznych Jana Bułhaka («Польша в фотографиях Яна Булгака») содержала более 11 000 фотографий, разложенных по 158 тематическим альбомам: Vilnius, Kresy, Волынь, Львов, Варшава, Краков, Познань, Померания, Гданьск, Новогрудское воеводство и другие. К началу Второй мировой войны Булхак сделал от 40 000 до 100 000 фотографий. В 1939 году он подарил коллекцию польскому государству, но большая часть этих негативов погибла во время войны.
В условиях оккупации во время Второй мировой войны Ян Булхак вместе со своим сыном продолжал фотографировать разрушения многих мест. на территории тогдашней Польши.
В 1944 году после бомбардировок мастерская Булхака в Вильнюсе сгорела; погибло около 30 тысяч негативов, но некоторые остались.
После Второй мировой войны, в июле 1945 года, он переселился в Варшаву. Там он сделал около тысячи фотографий разрушенной и восстановленной Варшавы и около двух тысяч западных земель, присоединенных к Польше.
. Хотя сын Яна Булхака Януш изучал музыку в Вильнюсской консерватории, Отец обучал его фотографии, поэтому Януш присоединился к нему в 1940-х годах, и все фотографии, сделанные с 1945 по 1949 год, подписаны «Ян Булхак и сын».
В 1946 году, в Варшаве, с помощью Станислава Лоренца, директора Muzeum Narodowe w Warszawie (Национальный музей ), состоялась первая послевоенная выставка Яна Булхака: Warszawa 1945 roku w obrazach fotograficznych Jana Bułhaka («Варшава 1945 года в фотографиях Яна Булгака»
В 1946 году он и Леонард Семполинский стали основателями возрожденного Союза польских пикториалистов (польский : Związek Polskich Artystów Fotografików), преемника Польского фотоклуба, и возглавляли его до его смерть. Его членский билет был под номером 1.
Булхак принял участие более чем в 170 международных выставках и получил ряд высоких наград. За свою фотографию под названием Radość życia («Радость жизни»), на которой изображена затененная комната с солнечными лучами, он получил Золотую медаль на Международной выставке фотографий (польский : X Międzynarodowy Salon Fotografii Artystycznej) в Варшава в 1937 году.
Он внезапно скончался в Гижицко во время фотографической экскурсии 4 февраля 1950 года.
Ян Булгак прославился и популярен своими фотографиями Вильнюса и его окрестностей, а также других городов и сельской местности современной Литвы. По словам Томаса Венцловы :
изображение Булгака Вильнюса и его окрестностей не просто документальное: напоминающие картины импрессионистов, его ценные художественные фотографии отражают особую ауру Старого города и его окрестностей. Его образ города сохранился в сознании нескольких поколений и стал одним из городских мифов.
По оценке Лаймонаса Бриедиса:
[Булхак] говорил и в своем завораживающем черно-белом гравюры, попытка запечатлеть извилистую природу [Вильно]. Булхак поместил город в текучий ландшафт человеческой души и бросил вызов закаленным, знакомым параметрам европейского времени и пространства.
Булхак написал ряд книг по технике и искусству фотографии, мемуары Фердинанда Рущиц (1939), а также несколько стихов и рассказов. Он издал серию альбомов Wędrówki fotografa («Путешествие фотографа») (I – IX, 1931–1936). Его фотографии используются для иллюстрации путеводителя по городу Юлиуша Клоса, книги Ежи Ремера о Вильно и других публикаций.
Творчество Яна Булгака оказало большое влияние на развитие художественной фотографии Литвы. Его взгляды на искусство переняли практически все вильнюсские живописцы. Это влияние способствовало развитию фотографии в районе Вильнюса, Западной Беларуси и всей Польши.
Фотографии Яна Булхака находятся во многих польских учреждениях, включая Национальный музей в Варшаве, Варшавский институт искусств, Музей изящных искусств в Лодзи, Национальную библиотеку Польша и Музей истории фотографии Валерия Жевуского в Кракове. Некоторые фотографии находятся в коллекциях Канадского центра архитектуры и Центра визуальных искусств Ирис и Б. Джеральда Кантора в Стэнфордском университете (Калифорния).
Там четыре народа, которые считают Яна Булгака выдающимся человеком: Польша (он был из польской семьи), Беларусь (он родился и некоторое время жил на белорусской земле), Литва (долгое время жил и работал в Вильнюсе), и Россия (в империю которой входили первые три).
Цифровые коллекции
В октябре 2013 года Библиотеки Университета Буффало объявили о создании коллекции Яна Булхака. Эта цифровая коллекция состоит из 116 фотографий Булгака, в основном из Варшавы, Кракова и района Креси. Первоначально коллекция фотографий была подарена Польской комнатой в Университете Буффало в 1955 году Джоном М. Вальчаком. Коллекция Яна Булгака также была интегрирована в сайт исторического картографирования Historypin.
Викискладе есть материалы, связанные с Яном Булхаком. |