Ян Булхак

редактировать
Ян Булхак
Родился(1876-10-06) 6 октября 1876 г.., Русский Империя
Умер4 февраля 1950 (1950-02-04) (73 года),. Гижицко, Польша
Место упокоенияПовонзковское кладбище, Варшава
НациональностьРоссийская Империя, затем Вторая Польская Республика
ИзвестнаФотография
СтильПикториализм
Дети
Вилкомеж

Ян Брунон Булхак (1876–1950) был пионером фотографии в Польше и современной Беларуси и Литве, а также один из самых известных польских фотографов начала 20 века. Теоретик и философ фотографии, он был одним из самых выдающихся представителей пикториализма. Он наиболее известен своими пейзажами и фотографиями разных мест, особенно города Вильнюс (тогда в Польше, теперь в Литве). Он был основателем Wilno Photoclub и Polish Photoclub, предшественников современного Союза польских фотохудожников (ZPAF), почетным руководителем которого он был. Он также известен как этнограф и фольклорист.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Фотография
    • 2.1 Начало
    • 2.2 Первые успехи
    • 2.3 Профессиональная деятельность
      • 2.3.1 Знакомство с Фердинандом Рущицем
      • 2.3.2 Учеба в Германии
      • 2.3.3 Начало в Вильнюсе
      • 2.3.4 Вильнюсский период
    • 2.4 Последние годы
  • 3 Творческий результат
  • 4 Книги произведений Булгака
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Ян Булхак родился 6 октября 1876 года в городе Осташин (Белорус : Асташын ), рядом с Новогрудком (Белорусский : Навагрудак ), Российская Империя (ныне Беларусь). Его родителями были Валери Антони Станислав Булхак из Сырокомла и Юзефа, урожденная Гачиска, местные землевладельцы в Осташине. В селе Воронча (Белорус : Варонча ) близ Новогрудка, недалеко от Римско-католического костела Святой Анны (белорусский : Касцёл св. Ганны ) есть четыре могилы предков Яна Булхака.

В 1888 году Ян поступил в гимназию (дореволюционную гимназию Российской Империи) в Вильно (современный Вильнюс), окончив ее в 1897. С 1897 по 1899 год он изучал литературу, историю и философию в Ягеллонском университете, Краков, но не окончил его из-за нехватки денег. Вернувшись домой, он жил в селе Пересека (Белорус : Пярэсека ) недалеко от Минска, где он унаследовал имение после смерти двоюродного деда. Оттуда Булгак отправлял свои новости в газеты Вильно. В 1901 году он женился на двоюродной сестре Ханне Гачиской. После смерти отца он продал имение и купил особняк у Радзивиллов в Белице под Минском. 27 апреля 1906 года у пары родился сын Януш Булхак, который впоследствии стал композитором и фотографом.

Фотография

Начало

Ян Булхак совершенно случайно заинтересовался фотографией в 1905 году, когда его жене подарили фотоаппарат. В том же году сделал свои первые снимки: портреты, пейзажи, окрестности. Вначале его посоветовал болеслав Игнаций Домейко, новогрудский фотограф, который помогал ему в основах фотографии.

В 1908 году он создал в Пересеке собственную темную комнату. В декабре того же года он дебютировал и получил главную награду на фотоконкурсе, организованном cycie Ilustrowane («Иллюстрированная жизнь»), еженедельном приложении к Kurier Litewski («Литовский курьер»).

Первые успехи

В 1910 году Ян Булхак впервые участвовал во Всемирной фотовыставке в Брюсселе. Он переписывался с Парижским фотоклубом и французскими фотографами Эмилем Ж. Константом Пуйо, Робертом де ла Серанн и Леонаром Мисонном. Два выпуска Berlin Photographische Mitteilungen («Новости фотографии») за 1910 год содержали его фотографии. Булгак отправил свои фотографии и новости в варшавский журнал Ziemia («Земля»), а также в Польское краеведческое общество. Он опубликовал множество переводов и статей в польских журналах и привил эстетику пикториализма в умах своих читателей.

С ноября 1910 года Булхак регулярно публиковал свои статьи о фотографии в ежемесячном журнале Fotograf Warszawski («Варшавский фотограф»). Вскоре он также начал сотрудничать с Tygodnik Wileński ("Вильнюсский еженедельник") (до 1939 г.) и Deutscher Almanach ("Немецкий альманах").

В 1911 году Булгак организовал фотовыставку в Минске. Участвовал в фотовыставке в Цехоцинеке, Польша; и получил почетный диплом в категории художественных портретов на конкурсе в Антверпене.

Профессиональное творчество

Фотографика действительно выделяется из фотокниг среди остальных благодаря твердой печатной форме, проявленной не слишком много в живописном и импрессионистском стилях фотоискусства, а в макетах книг. В «Фотографике» Булхак показывает, что он заботится и привлекает внимание определением фотографических репродукций. Fotographika была пионером в сознательном рассмотрении формы и качества фотопубликаций в Польше. Книга показывает Яна Булхака как человека, которого считают отцом для поколений удивительных новичков в фотографии, которые стремились практиковать и стремились к призванным художникам, а также вносит интересный вклад в размышления об образе художников. Яна Булхака также можно считать выдающийся продюсер, когда дело дошло до концепции саморекламы и предпринимательской организации деятельности фотографа.

Знакомство с Фердинандом Рущицем

Именно публикация Булхака в «Фотограф Варшавский» в 1910 году привлекла внимание Фердинанд Рущиц, польский художник, гравер и профессор кафедры изящных искусств Университета Стефана Батория (ныне Вильнюсский университет ); и именно Рущиц помог Булхаку переехать в Вильнюс.

Позже Рущиц оказал на него заметное влияние как на фотографа. Хотя взгляды Булхака на искусство, вдохновленные французскими эстетиками, уже сформировались, Рущиц помог превратить фотографа-любителя в профессионала: художник научил его некоторым особым техникам композиции для восприятия природы и архитектуры.

Обучение в Германии.

После этого Булхак изучал фотографию в Дрездене, Германия, где он получил некоторые практические занятия у немецкого портретиста Хуго Эрфурта. Он также посетил различные дрезденские общества, где познакомился с символистами и импрессионистами.

Старт в Вильнюсе

В 1911 году Рущиц предложил Вильнюсскому магистрату (городскому совету) должен был создать позицию «городского фотографа», и Булхаку было предложено занять ее. Таким образом, Булгак стал городским фотографом Вильнюса, а фотография стала его основным бизнесом.

В 1912 году он открыл фотоателье на улице Портовая, 12 в Вильнюсе. По просьбе Вильнюсского магистрата и в сотрудничестве с городским куратором Булгак начал делать «фотоинвентаризацию» города и фотографировал его исторические достопримечательности с 1912 по 1915 год.

Вильнюсский период

Большая часть творчества Булгака связана с Вильнюсом и его окрестностями; он также задокументировал памятники и пейзажи некоторых других частей Польши: Варшавы, Кракова, Гродно, Люблина и так далее. Булхак отправил серию своих фотографий в журнал Vestnik fotografii («Фотобюллетень», русский : «Вестник фотографии»), с которым сотрудничал с 1913 по 1914 год. В доме Булхака на улице Элизы Ожешковой. хранилась коллекция из двенадцати тысяч фотографий, большая часть из которых сделана с 1912 по 1915 год.

С 1919 года с помощью и поддержки Рущица Булхак начал читать лекции по художественной фотографии на факультете изящных искусств Университета Стефана Батория. ; он будет продолжать до 1939 года.

В 1919 году он стал одним из основателей и председателем Вильнюсского фотоклуба (польский : Fotoklub Wileński) (другие источники говорят, что он основал фотоклуб и возглавлял его с 1927 г.); и возглавлял его до начала Второй мировой войны. Он и Мариан Дедерко были основателями Польского фотоклуба (польский : Fotoklub Polski) в 1929 или 1930 году.

С 1919 по 1939 год Ян Булгак возглавлял фотографический отдел (мастерскую) Факультет изящных искусств Университета Стефана Батория в Вильнюсе.

С 1935 по 1939 год он был одним из редакторов журналов Przegląd Fotograficzny («Фотографическое обозрение») и Fotograf Polski («Польский фотограф»).

В 1939 году коллекция под названием Polska w obrazach fotograficznych Jana Bułhaka («Польша в фотографиях Яна Булгака») содержала более 11 000 фотографий, разложенных по 158 тематическим альбомам: Vilnius, Kresy, Волынь, Львов, Варшава, Краков, Познань, Померания, Гданьск, Новогрудское воеводство и другие. К началу Второй мировой войны Булхак сделал от 40 000 до 100 000 фотографий. В 1939 году он подарил коллекцию польскому государству, но большая часть этих негативов погибла во время войны.

В условиях оккупации во время Второй мировой войны Ян Булхак вместе со своим сыном продолжал фотографировать разрушения многих мест. на территории тогдашней Польши.

Последние годы

В 1944 году после бомбардировок мастерская Булхака в Вильнюсе сгорела; погибло около 30 тысяч негативов, но некоторые остались.

После Второй мировой войны, в июле 1945 года, он переселился в Варшаву. Там он сделал около тысячи фотографий разрушенной и восстановленной Варшавы и около двух тысяч западных земель, присоединенных к Польше.

. Хотя сын Яна Булхака Януш изучал музыку в Вильнюсской консерватории, Отец обучал его фотографии, поэтому Януш присоединился к нему в 1940-х годах, и все фотографии, сделанные с 1945 по 1949 год, подписаны «Ян Булхак и сын».

В 1946 году, в Варшаве, с помощью Станислава Лоренца, директора Muzeum Narodowe w Warszawie (Национальный музей ), состоялась первая послевоенная выставка Яна Булхака: Warszawa 1945 roku w obrazach fotograficznych Jana Bułhaka («Варшава 1945 года в фотографиях Яна Булгака»

В 1946 году он и Леонард Семполинский стали основателями возрожденного Союза польских пикториалистов (польский : Związek Polskich Artystów Fotografików), преемника Польского фотоклуба, и возглавляли его до его смерть. Его членский билет был под номером 1.

Булхак принял участие более чем в 170 международных выставках и получил ряд высоких наград. За свою фотографию под названием Radość życia («Радость жизни»), на которой изображена затененная комната с солнечными лучами, он получил Золотую медаль на Международной выставке фотографий (польский : X Międzynarodowy Salon Fotografii Artystycznej) в Варшава в 1937 году.

Он внезапно скончался в Гижицко во время фотографической экскурсии 4 февраля 1950 года.

Творчество

Ян Булгак прославился и популярен своими фотографиями Вильнюса и его окрестностей, а также других городов и сельской местности современной Литвы. По словам Томаса Венцловы :

изображение Булгака Вильнюса и его окрестностей не просто документальное: напоминающие картины импрессионистов, его ценные художественные фотографии отражают особую ауру Старого города и его окрестностей. Его образ города сохранился в сознании нескольких поколений и стал одним из городских мифов.

По оценке Лаймонаса Бриедиса:

[Булхак] говорил и в своем завораживающем черно-белом гравюры, попытка запечатлеть извилистую природу [Вильно]. Булхак поместил город в текучий ландшафт человеческой души и бросил вызов закаленным, знакомым параметрам европейского времени и пространства.

Булхак написал ряд книг по технике и искусству фотографии, мемуары Фердинанда Рущиц (1939), а также несколько стихов и рассказов. Он издал серию альбомов Wędrówki fotografa («Путешествие фотографа») (I – IX, 1931–1936). Его фотографии используются для иллюстрации путеводителя по городу Юлиуша Клоса, книги Ежи Ремера о Вильно и других публикаций.

Творчество Яна Булгака оказало большое влияние на развитие художественной фотографии Литвы. Его взгляды на искусство переняли практически все вильнюсские живописцы. Это влияние способствовало развитию фотографии в районе Вильнюса, Западной Беларуси и всей Польши.

Фотографии Яна Булхака находятся во многих польских учреждениях, включая Национальный музей в Варшаве, Варшавский институт искусств, Музей изящных искусств в Лодзи, Национальную библиотеку Польша и Музей истории фотографии Валерия Жевуского в Кракове. Некоторые фотографии находятся в коллекциях Канадского центра архитектуры и Центра визуальных искусств Ирис и Б. Джеральда Кантора в Стэнфордском университете (Калифорния).

Там четыре народа, которые считают Яна Булгака выдающимся человеком: Польша (он был из польской семьи), Беларусь (он родился и некоторое время жил на белорусской земле), Литва (долгое время жил и работал в Вильнюсе), и Россия (в империю которой входили первые три).

Цифровые коллекции

В октябре 2013 года Библиотеки Университета Буффало объявили о создании коллекции Яна Булхака. Эта цифровая коллекция состоит из 116 фотографий Булгака, в основном из Варшавы, Кракова и района Креси. Первоначально коллекция фотографий была подарена Польской комнатой в Университете Буффало в 1955 году Джоном М. Вальчаком. Коллекция Яна Булгака также была интегрирована в сайт исторического картографирования Historypin.

Книги произведений Булгака

  • Литва в фотографиях Яна Булгака (270 фотографий в шести альбомах), 1915 год.
  • Вилна, Eine Vergessene Kunststatte («Вильнюсское забытое искусство»). Издано 10-й немецкой армией, Вильно, 1917 г. (на немецком языке)
  • Moja ziemia («Моя земля»). Вильно, 1919. (на польском языке) OCLC 030680125
  • Vilniaus reginiai («Достопримечательности Вильнюса»). Вильнюс, 1921. (на литовском яз.) OCLC 071756776
  • Вильно. Вильно, 1924 (на польском и английском языках) OCLC 221756784
  • Альбом Остробрамские («Остра Брама Альбом»). (В соавторстве с Мечиславом Лимановским.) Wilno, 1927. (на польском языке) OCLC 020243268
  • Polska w krajobrazie i zabytkach, Vol. 1 («Польские пейзажи и достопримечательности»). (В соавторстве с Марианом Заруски и др.) Варшава, 1930. (на польском языке) OCLC 749823082
  • Polska w krajobrazie i zabytkach, Vol. 2 (Совместная работа.) Варшава, 1931. (на польском языке) OCLC 749482319
  • Fotografika. Zarys fotografii artystycznej ("Художественная фотография. Очертание"). Варшава, 1931. (на польском языке)
  • Krajobraz wileński («Вильнюсский пейзаж»). Вильно, 1931. (на польском языке)
  • Wędrówki fotografa («Путешествие фотографа») Части 1–4. Вильно, 1931–36. (на польском языке)
  • Technika bromowa («Бромидная техника»). Wilno, 1933. (на польском языке)
  • Bromografika («Бромография»). 1934. (на польском языке)
  • Estetyka światła («Эстетика света»). Вильно, 1936. (на польском языке)
  • Polska fotografia ojczysta («Польская фотография коренных жителей»). Познань, 1938/1951. (На польском языке)
  • 26 lat z Ferdynandem Ruszczycem («26 лет с Фердинандом Рущицем»). Вильно, 1939. (на польском языке)
  • Fotografia ojczysta («Фотография коренных жителей»). Вроцлав, 1951. (на польском языке) OCLC 037936537
  • Вильнюсское барокко: 90 архитектурных фотографий с 1912 по 1916 годы. Вильнюс: Э. Карпавичюс, 2003. ISBN 9955-9650-0-2. (на английском языке)
  • Возера Свитязь: Fotaalʹbom (Белорусский : Возера Свіцязь ) = Jezioro Switeź = Озеро Свитязь (Фотоальбом.) Минск, 2003. ISBN 9850104813. (на белорусском, английском и польском языках)
  • Kraj lat dziecinnych («Страна детства»). Гдыня: АСП Рымша, 2003. О Новогрудском районе. (на польском и белорусском языках) OCLC 069596098
  • Край дзицячих хадоу / Ян Булхак (белорусский : Край дзіцячых гадоў ) (" Земля детства »; перевод с польского). Минск, Беларусь, 2004. ISBN 9850105380 (бел) / ISBN 8391858006 (Pol). (на белорусском языке)
  • Vilniaus peizažas: Fotografo kelionės («Пейзажи Вильнюса. Путешествия фотографа»). Вильнюс: Вага, 2006. ISBN 5415019294. (на литовском языке)

Ссылки

Внешние ссылки

Викискладе есть материалы, связанные с Яном Булхаком.
Последняя правка сделана 2021-05-24 14:16:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте