Джеймс Эссекс (1722–1784) был английским строителем и архитектором, работавшим в Кембридже, где он родился. Он спроектировал части многих колледжей Кембриджского университета и выполнил капитальную реставрацию соборов в Эли и Линкольне. Он был поклонником готической архитектуры и собрал материалы по истории этого стиля, хотя книга так и не была опубликована.
Эссекс родился в Кембридж в августе 1722 года, сын строителя с таким же именем, который установил створчатые окна и обшивки в Сенатском доме (1724-1717 гг.) Под руководством Джеймса Гиббса и работал в холле Куинс-колледжа в Кембридже (1732-4). Он получил грамматическое образование в школе Королевского колледжа в Кембридже, а затем учился у сэра Джеймса Берроу. Когда в феврале 1749 года умер его отец, Эссекс взял на себя его дело и в сентябре 1749 года построил Математический мост в Куинс-колледже.
В течение следующих 25 лет он работал в колледжах Кембриджа. В 1751 году он оборудовал «купольную комнату» библиотеки для рукописей; в 1754 году перестроил мост Магдалины ; в 1757 году он спроектировал и построил Рамсден-билдинг в Колледже Св. Катарины по проекту, совпадающему с дизайном частей колледжа конца 17 века; а в 1758 году он отремонтировал и переделал Невилс Корт в Тринити-колледже. В 1760 году он спроектировал и построил новый западный ряд в Королевском колледже, здание из белого кирпича, которое Николаус Певзнер назвал «безупречным в своем роде, но несколько унылым». Его планы по расширению нового строения на север вместо существующих зданий пятнадцатого века так и не были реализованы. В 1764 году он отремонтировал и переделал зал Эммануэль-колледжа ; в 1766 году он спроектировал и построил каменный мост в Тринити-колледже; в 1768 году он завершил строительство западной части здания Сената, которую Гиббс оставил незаконченной. В 1769 г. он вырубил первый двор колледжа Христа и завершил строительство часовни в колледже Клэр после смерти Берроу. В 1775 году он перестроил бывший Большой зал Тринити-колледжа в новый «Комбинированный зал» с классическим фасадом, выложенным пеплом, в сторону Большого двора, а также спроектировал и построил западный фасад колледжа Эммануэля. В 1776 году он спроектировал и установил алтарь в Королевском колледже с обшивкой вокруг сакрария и изменил южную сторону первого двора колледжа Святого Иоанна ; между 1778 и 1782 годами он изготовил книжные шкафы для библиотеки, а также спроектировал и построил часовню в Сидней-Сассексском колледже ; а в 1784 году он спроектировал и построил старую Кембриджскую ратушу.
В своих работах в Кембридже (за исключением алтаря в Королевском колледже) Эссекс использовал итальянский стиль, которому он научился у Берроу; но он был поклонником презираемого тогда готического стиля и был одним из первых профессиональных архитекторов, имитирующих средневековую английскую архитектуру.
В 1757 году с ним консультировался декан и глава Собора Эли. В течение следующих пяти лет он восстановил восточный фасад и отремонтировал крышу восточного крыла церкви вместе с деревянной обшивкой фонаря, пренебрежение которым привело к опасному состоянию. Наконец, он переместил хор из его первоначального положения в восточный конец пресвитерия (работа не была завершена до 1770 года). Ремонт, выполненный между 1757 и 1762 годами, проводился консервативно, старая древесина, по возможности, сохранялась; но Эссекс рекомендовал разрушить западное крыльцо, как «ни декоративное, ни полезное».
В 1760 году он построил галерею врачей в Великой церкви Святой Марии (Берроу, архитектор), и в следующем году был принят большой заказ в Линкольнский собор, где требовался существенный ремонт. Кроме того, он построил арку под западной башней, отремонтировал всю церковь, отремонтировал экран хора и спроектировал алтарь и трон епископа. Здесь также Эссекс пытался переместить хор на ту же позицию, что и в Эли, но безуспешно. В 1775 году он спроектировал и установил четыре шпиля и зубчатую стену центральной башни.
Кэтринс Кросс, АмптиллЭссекс также восстановил башню часовни Винчестерского колледжа, переделанную Мэдингли-Холл, Кембридж, и построил шпиль приходской церкви в Дебдене, Эссекс. В Амптиле, Бедфордшир, он построил крест в память королевы Екатерины Арагонской, воздвигнутый в 1773 году для графа Оссори. Дизайн был разработан по наброску Горация Уолпола.
Он был близким другом Майкла Тайсона, Томаса Керрича, Ричард Гоф, Джеймс Бентам, Уильям Коул (чей дом в Милтон, Кембридж он построил и который сделал его своим душеприказчиком), Гораций Уолпол и другие известные антиквариаты. В течение нескольких лет он был архитектором Уолпола на его готической вилле Strawberry Hill, где в 1777 году он добавил башню Beauclerk.
Он был избран членом Общества антикваров 23 января 1772 г., через Гофа, и внес в Archæologia статьи по истории архитектуры. В 1756 г. он представил предложения по гравировке видов, планов и разрезов часовни Королевского колледжа ; схема этой работы с листами, нарисованными его собственной рукой, была среди рукописей, которые после его смерти передали Томасу Керричу, который завещал их Британскому музею. В том же собрании содержалась рукопись и многие иллюстрации к его незаконченной «Истории готической архитектуры».
В 1748 году, когда Эссексу было 26 лет, он вступил в полемику с преподобным Р. Мастерсом, коллегой и историком. из Колледжа Корпус-Кристи, по поводу авторства плана добавления нового суда в колледж. В декабре 1747 года Мастерс нанял Эссекса для составления плана, который затем выгравировал и распространил как свой собственный. Эссекс опубликовал предложения по гравировке и печати по подписке своего собственного дизайна, а в феврале 1749 года опубликовал брошюру, в которой критиковал замысел и поведение Мастерс.
Эссекс женился на Элизабет Терлборн, дочь кембриджского книготорговца. У них было двое детей: Джеймс, который умер в младенчестве в 1757 году, и Миллисент, которая вышла замуж 10 мая 1785 года за преподобного Джона Хаммонда, бывшего сотрудником Куинс-колледжа. Она умерла в январе 1787 года.
Эссекс умер в Кембридже от паралитического инсульта 14 сентября 1784 года, на шестьдесят третьем году жизни. Он был похоронен на кладбище святого Ботольфа в Кембридже, на южной стороне церкви, где могила увековечена в память о нем, его отце, матери, жене и детях. Он и его дети запечатлены на табличке в северном проходе.
Эссекс признал следующие работы:
Кроме того, после этого были напечатаны его описание старой часовни Сиднейского Сассекского колледжа и его «Дневник путешествия по части Фландрии и Франции в августе 1773 года». его смерть.
Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Кларк, Джон Уиллис (1889 г.)). "Эссекс, Джеймс ". В Стивен, Лесли (ред.). Национальный биографический словарь. 18. Лондон: Smith, Elder Co., стр. 5, 6, 7.