Якоб Фридрих Фрис | |
---|---|
Родился | 23 августа 1773 г. (1773-08-23). Барби (ныне Саксония-Ангальт, Германия ) |
Умер | 10 августа 1843 г. (1843-08-11) (69 лет). Иена (современный Тюрингия, Германия) |
Alma mater | Лейпцигский университет. Йенский университет |
Эра | философия XIX века |
Регион | Западная философия |
Школа | Посткантианство |
Учреждения | Йенский университет |
Основные интересы | Метафизика. Психология. Философия науки. Философ логика |
Известные идеи | Эмпирическая психология как основа критической и трансцендентальной философии. трилеммы Фриса |
Влияния | |
Под влиянием | |
Якоб Фридрих Фрис (Немецкий: ; 23 августа 1773 - 10 августа 1843) был немцем посткантианским философом.
Фрис изучал богословие в академии Моравских братьев в Ниски и философия в университетах Лейпцига и Йены. После путешествия в 1806 году он стал профессором философии и элементарной математики в Гейдельбергском университете.
, хотя прогресс его психологической мысли заставил Отказавшись от позитивной теологии моравских жителей, он сохранил понимание ее духовного или символического значения. Его философская позиция по отношению к современникам уже прояснилась в его критической работе Reinhold, Fichte und Schelling (1803) и в более систематических трактатах System der Philosophie als Evidente Wissenschaft (1804) и Wissen, Glaube und Ahnung (1805)..
Самый важный трактат Фриса, Neue oder anthropologische Kritik der Vernunft (2-е изд., 1828–1831), был попыткой дать новое основание психологического анализа критической философии из Иммануил Кант. В 1811 году он опубликовал свою «Систему логики» (изд. 1819 и 1837), а в 1814 году «Юлий унд Эвагорас» - философский роман . Он также был вовлечен в публичную полемику и в 1816 году написал Ueber die Gefährdung des Wohlstandes und des Charakters der Deutschen durch die Juden (Об опасности, которую евреи представляют для благосостояния и характера Германии), пропагандируя, среди прочего, четкое обозначение одежда евреев, чтобы отличать их от остального населения, и поощрение их эмиграции из немецких земель. Он обвинил евреев в преобладающей роли денег в обществе и призвал иудаизм «искоренить корни и ветви» из немецкого общества.
В 1816 году его пригласили в Йену занять кафедру теоретической философии (включая математику, физику и собственно философию), и он начал крестовый поход против преобладающий Романтизм. В политике он был сильным либералом и юнионистом, и он много сделал, чтобы вдохновить организацию Burschenschaft. Он также опубликовал брошюру, призывающую исключить евреев из общественной жизни Германии. В 1816 году он опубликовал свои взгляды в брошюре Von deutschem Bund und deutscher Staatsverfassung, посвященной «молодежи Германии», и его влияние дало мощный импульс агитации, которая в 1819 году привела к выпуску «60» Карловых Вар. Указы представителей правительства Германии.
Карл Занд, убийца Августа фон Коцебу, был одним из учеников Фриса; и его письмо, найденное у другого студента, предостерегающее Санд от участия в тайных обществах, было искажено подозрительными властями в доказательство заговора Фрайса. Он был осужден; великий герцог Веймарский был вынужден лишить его должности профессора; и ему запретили читать лекции по философии. Однако великий князь продолжал выплачивать ему стипендию, и в 1824 году он был отозван в Йену как профессор математики и физики, получив разрешение также читать лекции по философии в своих комнатах для избранного числа студентов. Наконец, в 1838 году ему было восстановлено неограниченное право читать лекции.
Фрис был вовлечен в спор с современным немецким философом Г. В. Ф. Гегель. В предисловии к своей Философии права Гегель критиковал участие Фриса в студенческих мероприятиях и его роль в Burschenschaft. По мнению Гегеля, Фрис зависел от «непосредственного восприятия и случайного воображения»; его взгляды были скорее эмоциональными, чем рациональными. Гегель утверждал, что методология Фриса недостаточно научна и, следовательно, его выводы нелогичны. Фрис в ответ обвинил Гегеля в защите существующего порядка и своего собственного привилегированного положения в нем. Он утверждал, что «метафизический гриб Гегеля вырос не в садах науки, а на помойке раболепия». Для Фрайса теории Гегеля просто добавляли защиты истеблишменту и, в частности, прусским властям.
Самыми важными из многих работ, написанных во время его преподавания в Йене, являются: