Якоб Бёме

редактировать
Якоб Бёме
Портрет Беме 1730.jpeg Идеализированный портрет Бёме из Теософии Ревелата (1730)
Родился24 апреля 1575. Альт-Зайденберг (ныне Старый Завидув, Польша ) около Гёрлица, Верхняя Лужица, Земли Чешской короны, Священной Римской империи (теперь разделены между Герлицем, Германией и Згожелец, Польшей )
Умер17 ноября 1624 г.. Герлиц, Верхняя Лужица, Земли чешской короны, Священная Римская империя (теперь разделены между Гёрлиц, Германия и Згожелец, Польша )
Другие именаЯкоб Беме, Якоб Бемен. (Английское написание)
ЭраРанняя современная философия
РегионЗападная философия
Школа Христианский мистицизм
Известные идеиБемовская теософия. мистическое существо божества как Ungrund («необоснованный», земля без гроу nd)
Влияния
Влиятельные

Якоб Беме (; Немецкий: ; 24 апреля 1575 - 17 ноября 1624) был немецким философом, христианским мистиком и лютераном протестантом теологом. Многие из его современников считали его оригинальным мыслителем в рамках лютеранской традиции, и его первая книга, широко известная как «Аврора», вызвала большой скандал. В современном английском языке его имя может быть записано как Jacob Boehme ; в Англии семнадцатого века оно также записывалось Behmen, что примерно соответствовало современному английскому произношению немецкого Böhme.

Бёме оказал глубокое влияние на более поздние философские движения, такие как немецкий идеализм и немецкий романтизм. Гегель описал Бёме как «первого немецкого философа. ".

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Аврора и писания
  • 3 Теология
    • 3.1 Космология
    • 3.2 Взгляды Мариан
    • 3.3 Влияния
  • 4 Беменизм
  • 5 Реакция
  • 6 Работы
    • 6.1 Книги в печати
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Ссылки
  • 10 Внешние ссылки

Биография

Бёме родился 24 апреля 1575 года в Альт. Зайденберг (ныне Старый Завидув, Польша ), деревня недалеко от Гёрлица в Верхней Лужице, территории Королевства Богемия. Его отец, Джордж Виссен, был лютеранином, достаточно богатым, но, тем не менее, крестьянином. Бёме был четвертым из пяти детей. Первой работой Беме был мальчик-пастух. Однако считалось, что он недостаточно силен для земледелия. Когда ему было 14 лет, его отправили в Зайденберг подмастерьем, чтобы он стал сапожником. Его обучение сапожнику было трудным; он жил в семье, которая не была христианской, что подвергало его спорам того времени. Он регулярно молился и читал Библию, а также работы таких провидцев, как Парацельс, Вейгель и Швенкфельд, хотя формального образования он не получил. Проработав три года подмастерьем, Бёме уехал путешествовать. Хотя неизвестно, как далеко он зашел, он, по крайней мере, добрался до Герлица. В 1592 году Бёме вернулся из подмастерья. К 1599 году Бёме был мастером своего дела со своим собственным помещением в Герлице. В том же году он женился на Катарине, дочери Ганса Кунцшмана, мясника в Герлице, и вместе у него и Катарины было четыре сына и две дочери.

Наставником Бёме был Авраам Бехем, который переписывался с Валентином Вайгелем. Бёме присоединился к «Монастырю настоящих слуг Бога» - приходской исследовательской группе, организованной Мартином Мёллером. В юности Бёме пережил ряд мистических переживаний, кульминацией которых стало видение в 1600 году, когда однажды он сосредоточил свое внимание на изысканной красоте луча солнечного света, отраженного в оловянной посуде.. Он верил, что это видение открыло ему духовную структуру мира, а также отношения между Богом и человеком, добром и злом. В то время он предпочел не говорить об этом опыте открыто, предпочитая вместо этого продолжить свою работу и создать семью.

В 1610 году Беме испытал другое внутреннее видение, в котором он глубже понял единство космоса и то, что он получил особое призвание от Бога.

Магазин в Гёрлице, который был продан в 1613 году, позволил Бёме купить дом в 1610 году и оплатить его в 1618 году. Оставив производство обуви в 1613 году, Некоторое время Бёме продавал шерстяные перчатки, из-за чего он регулярно посещал Прагу, чтобы продавать свои товары.

Аврора и писания

В этой сапожной книге столько же кощунственных кощунств, сколько и их. линии; пахнет сапожной смолой и грязной чернотой. Да будет далеко от нас эта невыносимая вонь. Арианский яд был не так опасен, как яд этого сапожника.
- Грегориус Рихтер после публикации «Авроры».

Через двенадцать лет после видения в 1600 году Бёме начал писать свою первую книгу, Die Morgenroete im Aufgang (Рассвет). Друг дал книге имя Аврора; однако Бёме изначально написал книгу для себя, и она так и не была завершена. Рукописная копия незаконченной работы была предоставлена ​​Карлу фон Эндеру, дворянину, который сделал копии и начал их распространять. Копия попала в руки Грегориуса Рихтера, главного пастора Герлица, который считал ее еретической и пригрозил Бёме изгнанием, если он продолжит работу над ней. В результате Бёме несколько лет ничего не писал; однако по настоянию друзей, читавших Аврору, он снова начал писать в 1618 году. В 1619 году Бёме написал «De Tribus Principiis» или «О трех принципах божественного бытия». Ему потребовалось два года, чтобы закончить свою вторую книгу, за которой последовало множество других трактатов, все из которых были скопированы вручную и распространены только среди друзей. В 1620 году Бёме написал «Тройную жизнь человека», «Сорок вопросов о душе», «Воплощение Иисуса Христа», «Шесть теософических пунктов», «Шесть мистических пунктов». В 1621 году Бёме написал «De Signatura Rerum ». В 1623 году Бёме написал «Об избрании в благодать», «О Завете Христа», «Mysterium Magnum», «Clavis» («Ключ»). В 1622 году Беме написал несколько коротких произведений, которые впоследствии были включены в его первую опубликованную книгу в новогодний день 1624 года под названием Weg zu Christo (Путь ко Христу).

Публикация вызвала новый скандал. и после жалоб духовенства, Беме был вызван в городской совет 26 марта 1624 года. Отчет встречи гласил:

«Якоб Беме, сапожник и бешеный энтузиаст, заявляет, что он написал свою книгу« К вечной жизни », но не заставил того же самого быть напечатан. Это сделал дворянин Сигизмунд фон Швайниц. Совет предупредил его, чтобы он покинул город; в противном случае курфюрст был проинформирован о фактах. После этого он пообещал, что вскоре примет сам. "

Я должен вам сказать, сэр, что вчера фарисейский дьявол был выпущен на свободу, проклял меня и мою книжку и приговорил книгу к огню. Он обвинял меня в отвратительных пороках; с презрением и к церкви, и к таинствам, и с ежедневным опьянением бренди, вином и пивом; все это неправда; а сам он пьяный ».
- Якоб Бёме пишет о Грегориусе Рихтере 2 апреля 1624 года.

Бёме уехал в Дрезден 8 или 9 мая 1624 года, где остановился при дворе врачом в течение двух месяцев. В Дрездене он был принят дворянством и высоким духовенством. Его интеллект также был признан профессорами Дрездена, которые на слушании в мае 1624 года призвали Бёме вернуться домой к своей семье в Герлиц. Во время отсутствия Бёме его семья пострадала во время Тридцатилетней войны.

Вернувшись домой, Бёме принял приглашение остаться с господином фон Швайницем, который жил в сельской местности. В то время как там Бёме начал писать свою последнюю книгу, Теософскую теософию. Вопросы. Однако он смертельно заболел из-за недуга кишечника, вынудившего его отправиться домой 7 ноября. Грегориус Рихтер, противник Бёме из Герлица, умер в августе 1624 года, когда Бёме отсутствовал. Новое духовенство, все еще опасавшееся Бёме, вынудило ему ответить на длинный список вопросов, когда он хотел получить сакрам энт. Он умер 17 ноября 1624 года.

За этот короткий период Бёме написал огромное количество письменных работ, в том числе его основные произведения De Signatura Rerum (Подпись всего) и Mysterium Magnum. Он также приобрел последователей по всей Европе, где его последователи были известны как беменисты.

. Сын главного антагониста Бёме, пастор-примариус Герлица Грегориус Рихтер, отредактировал сборник отрывков из его сочинений, которые впоследствии были полностью опубликованы. в Амстердаме с помощью Коэнрада ван Бёнингена в 1682 году. Полное собрание сочинений Бёме было впервые напечатано в 1730 году.

Теология

Космогония Бёме или Философская Сфера или чудо-глаз вечности (1620).

Главной заботой сочинений Бёме была природа греха, зла и искупления. В соответствии с лютеранской теологией, Бёме проповедовал, что человечество перешло из состояния божественной благодати в состояние греха и страдания, что силы зла включают падших ангелов который восстал против Бога, и что целью Бога было вернуть мир в состояние благодати.

Однако есть некоторые серьезные отклонения от принятой лютеранской теологии, такие как его отвержение из sola fide, как в этом отрывке из «Пути ко Христу»:

Ибо тот, кто скажет: «У меня есть Воля», и с готовностью сделает добро, но плоть земная, которую я ношу вокруг себя, удерживает меня, так что я не могу; все же я буду спасен Благодатью за заслуги Христа. Я утешаю себя его заслугой и страданиями; Который примет меня по милости, без каких-либо заслуг, и простит мне мои грехи. Я говорю, что такой человек подобен человеку, который знает, какая пища полезна для его здоровья, но не ест ее, а ест яд вместо нее, откуда непременно последуют болезнь и смерть.

Другое место, где Бёме может отклониться от общепринятой теологии (хотя это было под вопросом из-за его несколько неясного, оракулярного стиля) было в его описании грехопадения как необходимого этапа в эволюции Вселенная. Трудность с его теологией заключается в том, что у него было мистическое видение, которое он переосмыслил и переформулировал. По словам Ф. фон Ингена, Бёме, чтобы достичь Бога, человек должен сначала пройти ад. Бог существует без времени или пространства, он возрождает себя через вечность. Бёме повторяет, что троица действительно существует, но с новой интерпретацией. Бог, Отец - это огонь, родивший сына, которого Бёме называет светом. Святой Дух - это живое начало или божественная жизнь.

Однако ясно, что Бёме никогда не утверждал, что Бог видит зло как желаемое, необходимое или как часть божественной воли, чтобы принести вперед хорошо. В своей «тройственной жизни» Беме утверждает: «[В] порядке природы зло не может произвести добро из самого себя, но одно зло порождает другое». Бёме не верил, что существует какой-либо «божественный мандат или метафизически врожденная необходимость зла и его последствий в схеме вещей». Доктор Джон Пордедж, комментатор Бёме, писал, что Бёме «всякий раз, когда он приписывает зло вечной природе, он считает ее в падшем состоянии, поскольку она заразилась падением Люцифера...». Зло рассматривается как «беспорядок, бунт, извращение, когда духовная природа становится слугой», то есть извращение изначального Божественного порядка.

Дом Якоба Бёме в месте, где раньше был Герлиц, но сейчас находится в польском городе Згожелец, где он жил с 1590 по 1610 гг.

Переписка Бёме в «Авроре» семи качеств, планет и гуморала -элементные ассоциации:

  • 1. Сухой - Сатурн - меланхолия, сила смерти;
  • 2. Сладкий - Юпитер - спокойный, нежный источник жизни;
  • 3. Горький - Марс - холерик, разрушительный источник жизни;
  • 4. Огонь - Солнце / Луна - ночь / день; зло / добро; грех / добродетель; Луна, позже = флегматичный, водянистый;
  • 5. Любовь - Венера - любовь к жизни, духовное возрождение;
  • 6. Звук - Меркурий - острый дух, озарение, выражение;
  • 7. Корпус - Земля - ​​совокупность сил, ожидающих возрождения.

В «De Tribus Principiis» или «О трех принципах божественного бытия» Беме объединил семь принципов в Троицу:

  • 1. «Темный мир» Отца (Качества 1-2-3);
  • 2. «Светлый мир» Святого Духа (Качества 5-6-7);
  • 3. «Этот мир» сатаны и Христа (качество 4).

Космология

В одной интерпретации космологии Бёме человечеству было необходимо вернуться к Богу, и для всех изначальных единства претерпевают различия, желания и конфликты - как в восстании сатаны, отделении Евы от Адама и обретении ими познания добра и зла —Для того, чтобы творение эволюционировало в новое состояние искупленной гармонии, которое было бы более совершенным, чем первоначальное состояние невинности, позволяя Богу достичь нового самосознания, взаимодействуя с творением, которое было как частью, так и отличным от него, Сам. Свобода воли становится самым важным даром, который Бог дает человечеству, позволяя нам искать божественной благодати в качестве сознательного выбора, в то же время позволяя нам оставаться личностями.

Взгляды Мариан

Бёме считал, что Сын Божий стал человеком благодаря Деве Марии. До Рождества Христова Бог признал себя девой. Следовательно, эта дева является зеркалом мудрости и знания Бога. Бёме следует за Лютером в том, что он рассматривает Марию в контексте Христа. В отличие от Лютера, он обращается не к догматическим вопросам, а к человеческой стороне Марии. Как и все другие женщины, она была человеком и поэтому подвержена греху. Только после того, как Бог избрал ее Своей благодатью, чтобы она стала матерью его сына, она унаследовала статус безгрешности. Мария не двигала Слово, Слово двигало Марию, так что Бёме, объясняя, что вся ее благодать пришла от Христа. Мария «благословлена ​​среди женщин», но не из-за ее квалификации, а из-за ее смирения. Мария - инструмент Бога; пример того, что может сделать Бог: не должно быть забыто на всю вечность, что Бог стал в ней человеком.

Бёме, в отличие от Лютера, не верил, что Мария была Вечной Девой. Ее девственность после рождения Иисуса нереальна для Бёме. Истинное спасение - это Христос, а не Мария. Важность Марии, человека, подобного каждому из нас, заключается в том, что она родила Иисуса Христа как человека. Если бы Мария не была человеком, согласно Бёме, Христос был бы чужим, а не нашим братом. Христос должен расти в нас, как он это сделал в Марии. Она получила благословение, приняв Христа. В возрожденном христианине, как и в Марии, все временное исчезает, и только небесная часть остается на всю вечность. Своеобразный богословский язык Бёме, включающий огонь, свет и дух, который пронизывает его богословие и взгляды Марии, не сильно отвлекает от того факта, что его основные позиции Лютеран.

Влияния

Якоб Беме (анонимный портрет)

В сочинениях Бёме показано влияние неоплатоников и алхимиков, таких как Парацельс, оставаясь твердо в христианской традиции. Он, в свою очередь, оказал большое влияние на многие антиавторитарные и мистические движения, такие как радикальный пиетизм (включая монастырь Эфраты и Общество женщины в пустыне ), Религиозное общество друзей, филадельфийцы, гихтелианцы, Общество гармонии, зоаритские сепаратисты, розенкрейцерство, мартинизм и христианская теософия. Ученик и наставник Бёме, Лигниц врач Бальтазар Вальтер, который путешествовал по Святой Земле в поисках магических, каббалистических и алхимическая мудрость также внесла каббалистические идеи в мысль Бёме. Бёме был также важным источником немецкой романтической философии, особенно оказав влияние на Шеллинга. В трактате Ричарда Бака 1901 года «Космическое сознание» особое внимание было уделено глубине духовного просвещения Бёме, которое, казалось, открыло Бёме абсолютное безразличие или недвойственность между людьми. И Бог. Работы Якоба Беме также оказали некоторое влияние на современное теософское движение Теософского общества. Блаватской и W.Q. Судья писал о философии Якоба Беме. Бёме также оказал большое влияние на идеи Франца Хартмана, основателя в 1886 году немецкого отделения Теософского общества. Хартманн охарактеризовал сочинения Бёме как «самое ценное и полезное сокровище в духовной литературе».

Беменизм

Я пишу не в языческой манере, а в теософической.

- Якоб Беме

Иллюстрация 18-го века Дионисия Андреаса Фреера к книге «Сочинения Якоба Бемена

Беменизм, также Бегеменизм или Беменизм, - это англоязычное обозначение европейского христианина XVII века. движение, основанное на учении немецкого мистика и теософа Якоба Бёме (1575-1624). Этот термин обычно не применялся последователями теософии Бёме по отношению к себе, а скорее использовался некоторыми противниками мысли Бёме как полемический термин. Истоки этого термина восходят к немецкой литературе 1620-х годов, когда противники мысли Бёме, такие как тюрингский антиномист Эсайас Штифель, лютеранский богослов Петер Видманн и другие осудили труды Бёме и Бёмистена. Когда его сочинения начали появляться в Англии в 1640-х годах, фамилия Бёме была безвозвратно искажена до формы «Бемен» или «Бехемен», откуда и возник термин «беменизм». Последователь теософии Бёме - «беменист».

Беменизм не описывает верования какой-либо одной формальной религиозной секты, а вместо этого обозначает более общее описание интерпретации христианства Бёме, когда оно используется в качестве источника религиозного вдохновения различными группами. Взгляды Бёме оказали большое влияние на многие антиавторитарные и христианские мистические движения, такие как Религиозное общество друзей (квакеры), филадельфийцы, гихтелианцы, Общество женщин в пустыне (возглавляемое Иоганнесом Келпиусом ), монастырь Эфраты, Общество гармонии, Мартинизм и христианская теософия. Бёме также был важным источником немецкой романтической философии, особенно влияя на Шеллинга и Франца фон Баадера. В трактате Ричарда Бака 1901 года «Космическое сознание» особое внимание было уделено глубине духовного просвещения Бёме, которое, казалось, открыло Бёме абсолютное безразличие или недвойственность между людьми. и Бог. Бёме также оказал большое влияние на идеи английского поэта-романтика, художника и мистика Уильяма Блейка. После просмотра издания Уильяма Лоу работ Якоба Бёме, опубликованного в период с 1764 по 1781 год, в которое были включены некоторые иллюстрации немецким экзегетистом раннего Бёме Дионисием Андреасом Фреером (1649-1728), Уильямом Блейком сказал во время званого обеда в 1825 году: «Мишель Анджело не смог бы их превзойти»

Несмотря на то, что он основан на искаженной форме фамилии Бёме, термин «беменизм» сохранил определенную полезность в современном мире. Англоязычная историография, где она до сих пор иногда используется, хотя часто для обозначения конкретно английских последователей теософии Бёме. Однако, учитывая транснациональный характер влияния Беме, этот термин, по крайней мере, подразумевает многочисленные международные связи между беменистами. В любом случае этот термин предпочтительнее более неуклюжих вариантов, таких как «бемейство» или «бемизм», хотя они также могут встречаться.

Реакция

Помимо научной революции, 17 век был временем мистической революции в католицизме, протестантизме и иудаизме. Протестантская революция возникла у Бёме и некоторых средневековых мистиков. Беме стал важным в интеллектуальных кругах протестантской Европы после публикации его книг в Англии, Голландии и Германии в 1640-х и 1650-х годах. Бёме был особенно важен для милленариев и был серьезно воспринят кембриджскими платониками и голландскими коллегами. Генри Мор критиковал Бёме и утверждал, что он не был настоящим пророком и не обладал исключительным пониманием метафизических вопросов. В целом, хотя его сочинения не повлияли на политические или религиозные дебаты в Англии, его влияние можно увидеть в более эзотерических формах, таких как алхимические эксперименты, метафизические спекуляции и духовные размышления, а также утопическая литература и развитие неологизмов. Более, например, отклонил Opera Posthuma Спинозой как возвращение к беменизму.

, в то время как Бёме был известен в Голландии, Англии, Франции, Дании и Америке в XVII веке. века, он стал менее влиятельным в 18 веке. Возрождение, однако, произошло в конце того столетия с интересом со стороны немецких романтиков, считавших Бёме предшественником этого движения. Поэты, такие как Джон Милтон, Людвиг Тик, Новалис, Уильям Блейк и У. Б. Йейтс черпал вдохновение в трудах Бёме. Кольридж в своей Biographia Literaria восхищенно отзывается о Бёме. Бёме высоко ценили немецкие философы Баадер, Шеллинг и Шопенгауэр. Гегель дошел до того, что сказал, что Бёме был «первым немецким философом». Датский епископ Ганс Лассен Мартенсен опубликовал книгу о Бёме.

Некоторые авторы нашли описание Беме трех первоначальных Принципов и семи Духов похожим на Закон трех и Закон Семи, описанный в работах Бориса Муравьева и Георгия Гурджиева.

Работы

  • Аврора: Die Morgenröte im Aufgang (незаконченный ) (1612)
  • De Tribus Principiis (Три принципа божественной сущности, 1618–1619)
  • Тройная жизнь человека (1620)
  • Ответы к сорока вопросам, касающимся души (1620)
  • Трактат о воплощениях: (1620)
    • I. О воплощении Иисуса Христа
    • II. О страдании, смерти, смерти и воскресении Христа
    • III. Древа веры
  • Великие Шесть Пунктов (1620)
  • Тайн земных и Небесных (1620)
  • Последних времен (1620)
  • De Signatura Rerum (Подпись всего,, 1621)
  • Четыре цвета лица (1621)
  • Истинного покаяния (1622)
  • Из Истинное смирение (1622)
  • Возрождения (1622)
  • Предопределения (1623)
  • Краткий сборник покаяния (1623)
  • Mysterium Magnum (1623)
  • Таблица Божественного Явления, или Разоблачение Тройственного Мира (1623)
  • Сверхчувственная жизнь (1624)
  • Божественного Созерцания или Видения ( незаконченный) (1624)
  • Заветов Христа (1624)
    • I. Крещение
    • II. Вечеря
  • озарения (1624)
  • 177 теософских вопросов с ответами на тринадцать из них (незаконченный) (1624)
  • Воплощение Mysterium Magnum (1624)
  • Страстная неделя или молитвенник (незаконченный) (1624 г.)
  • Таблица трех принципов (1624 г.)
  • Страшного суда (утрачена) (1624 г.)
  • Клавис (1624)
  • Шестьдесят два теософических послания (1618–1624)

Печатные книги

  • Путь ко Христу (включая истинное покаяние, истинное смирение, возрождение или новое Birth, The Supersensual Life, Of Heaven Hell, The Way from Darkness to True Illumination) под редакцией Уильяма Лоу, Diggory Press ISBN 978-1-84685-791- 1
  • О воплощении Иисуса Христа, перевод с немецкого Джона Роллстона Эрла, Лондон, Констебль и компания, ООО, 1934.

См. Также

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

В Викицитатнике есть цитаты, относящиеся к: Якоб Беме
Wikisource содержит оригинальные работы, написанные или о:. Якобе Беме
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Якобом Беме.
Последняя правка сделана 2021-05-24 12:25:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте