Джайнизм и некреационизм

редактировать
Джайнизм не поддерживает веру в божество-создатель

Согласно доктрине джайнизма, Вселенная и ее составляющие - душа, материя, пространство, время и принципы движения - существовали всегда. Джайнизм не поддерживает веру в божество-создатель. Все составляющие и действия регулируются универсальными законами природы. Невозможно создать материю из ничего, и поэтому общая сумма материи во Вселенной остается неизменной (аналогично закону сохранения массы ). В джайнских текстах утверждается, что вселенная состоит из дживы (жизненной силы или душ) и адживы (безжизненных объектов). душа каждого живого существа уникальна и несотворена, и существовала в безначальные времена.

Джайнская теория причинности утверждает, что причина и ее следствие всегда идентичны по природе и, следовательно, сознательная и нематериальная сущность, такая как Бог, не может создать материальную сущность, подобную вселенной. Более того, согласно джайнской концепции божественности, любая душа, которая разрушает свою карму и желает, достигает освобождения (нирвана ). Душа, разрушающая все свои страсти и желания, не желает вмешиваться в работу Вселенной. Моральные награды и страдания - это не работа божественного существа, а результат врожденного морального порядка в космосе : саморегулирующийся механизм, посредством которого индивид пожинает плоды своих собственных действий посредством работы кармы.

На протяжении веков философы-джайны отвергали и выступали против концепции любого всемогущего бога-творца, и это привело к тому, что джайнизм был обозначен как настика даршана, или атеистическая философия конкурирующими религиозными философиями. Тема некреационизма и отсутствия всемогущего Бога и божественной благодати сильно пронизывает все философские аспекты джайнизма, включая его космологию, карму, мокша и его моральный кодекс поведения. Джайнизм утверждает, что религиозная и добродетельная жизнь возможна без идеи бога-творца.

Содержание

  • 1 Джайнская концепция Вселенной
    • 1.1 Колесо времени
    • 1.2 Концепция реальности
    • 1.3 Материальная причина и эффект
    • 1.4 Душа
  • 2 Джайнское представление о божественности
    • 2.1 Архаты
    • 2.2 Тиртханкары
    • 2.3 Сиддхи
    • 2.4 Небесные существа - полубоги и полубоги
  • 3 Природа кармы
  • 4 Джайнская оппозиция креационизму
  • 5 Критика
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Цитаты
  • 9 Ссылки

Джайнская концепция Вселенной

Представление Вселенная в джайнской космологии представляет собой локапуруша или космического человека. Структура Вселенной согласно джайнским писаниям.

джайнские писания отвергают Бога как создателя вселенной. Джайнизм предлагает сложную космологию, включая небесных существ / дэвов. Эти небесные существа не рассматриваются как творцы, они подвержены страданиям и изменениям, как и все другие живые существа, и в конечном итоге должны умереть. Если благочестие определяется как состояние освобождения своей души от кармы и достижения просветления / нирваны и бога как того, кто существует в таком состоянии, то тех, кто достиг такого состояния, можно назвать боги / Тиртханкара. Таким образом, Махавира был богом / Тиртханкарой.

Согласно джайнам, эта лока или вселенная является сущностью, всегда существующей в различных формах без начала и конца. В джайнских текстах описывается форма вселенной, похожая на человека, стоящего с расставленными ногами и руками, положенными на талию. Таким образом, Вселенная сужается вверху, расширяется выше середины, сужается к середине и снова становится широкой внизу.

Колесо времени

Джайнское Космическое Колесо Времени

Согласно для джайнизма время безначально и вечно. Космическое колесо времени непрерывно вращается. Эта циклическая природа устраняет необходимость в создателе, разрушителе или внешнем божестве для поддержания вселенной.

Колесо времени разделено на два полуоборота, Utsarpiī или восходящий временной цикл и Avasarpiī, нисходящий временной цикл, повторяющиеся непрерывно друг за другом. Утсарпини - это период прогрессирующего процветания и счастья, в котором промежутки времени и возрасты увеличиваются, а Авсарпини - период растущей печали и безнравственности.

Представление о реальности

Эта вселенная есть состоящие из того, что джайны называют шестью дравьями, или субстанциями, классифицируемыми следующим образом:

  • джива - живые субстанции

джайны верят, что души (джива) существуют как реальность, с отдельным существование из тела, в котором он находится. Для него характерны четана (сознание) и упайога (знание и восприятие). Хотя душа переживает рождение и смерть, она не разрушается и не создается. Распад и происхождение относятся соответственно к исчезновению одного состояния души и появлению другого, причем оба являются просто различными формами души.

  • Аджива - Неживые вещества
    • Пудгала или Материя - Материя - это твердое тело, жидкость, газ, энергия, тонкие кармические материалы и сверхтонкая материя или абсолютные частицы. Параману, или абсолютные частицы, являются основным строительным блоком материи. Одно из качеств параману и пудгала - постоянство и несокрушимость. Он комбинирует и меняет свои режимы, но его качества остаются прежними. Согласно джайнизму, его нельзя ни создать, ни уничтожить.
    • Дхарма-таттва или Среда Движения и Адхарма-таттва или Среда отдыха - также известные как Дхармастикайя и Адхармастикайя, они отличаются от Джайнская мысль изображала движение и покой. Они пронизывают всю вселенную. Дхарма-таттва и Адхарма-таттва сами по себе не являются движением или покоем, но опосредуют движение и покой в ​​других телах. Без дхармастикаи движение невозможно, а без адхармастикаи во Вселенной невозможен покой.
    • Акаша или Пространство - Пространство - это субстанция, которая вмещает живые души, материю, принципы движения и покоя и время. Оно всепроникающее, бесконечное и состоит из бесконечных пространственных точек.
    • Кала или Время - Время - реальная сущность согласно джайнизму, и все действия, изменения или модификации достигаются только в время. Время подобно колесу с двенадцатью спицами, разделенными на нисходящую и восходящую: половина с шестью стадиями огромной продолжительности, каждая из которых оценивается в миллиарды «океанских лет» (сагаропама). На каждой стадии нисхождения печаль увеличивается, а на каждой стадии восхождения увеличиваются счастье и блаженство.

Эти несотворенные составляющие вселенной придают вселенной динамику, взаимодействуя друг с другом. Эти составляющие ведут себя в соответствии с законами природы без вмешательства внешних субъектов. Дхарма или истинная религия в соответствии с джайнизмом - это ваттху сахаво дхаммо, что переводится как «внутренняя природа субстанции и есть ее истинная дхарма».

Материальная причина и следствие

Согласно джайнизму, причины бывают двух типов - Упадана карана (материальная или материальная причина) и Нимитта карана (инструментальная причина). Упадана карана всегда тождественна своему действию. Например, из глины можно сделать только глиняный горшок; следовательно, глина - это упадана карана, материальная причина, а глиняный горшок - ее следствие. Везде, где присутствует следствие, присутствует причина и наоборот. Следствие всегда присутствует в материальной причине в скрытой форме. Для превращения глины в горшок требуются гончар, круг, палка и другие действующие вещества, которые являются всего лишь нимиттами или инструментальными причинами или катализаторами преобразования. Материальной причиной всегда остается глина. Следовательно, причина и следствие всегда полностью идентичны по своей природе. Горшечник не может быть материальной причиной горшка. Если бы это было так, то горшечник мог бы приготовить горшок без глины. Но это не так. Таким образом, глиняный горшок можно сделать только из глины; золотые украшения можно делать только из золота. Точно так же различные способы существования души являются результатом деятельности самой души. Никаких противоречий и исключений быть не может.

В таком сценарии джайны утверждают, что материальной причиной существования живой души с четаной (сознательной сущностью) всегда является сама душа и причина мертвой инертной материи (нечетана, т.е. без всякого сознания) всегда сама материя. Если Бог действительно является творцом, то это невозможно, поскольку одна и та же причина будет отвечать за два противоречивых следствия - четаны (жизни) и ацетаны (материи). Это логически не позволяет нематериальному Богу (сознательному существу) создать эту вселенную, состоящую из материальных субстанций.

Душа

Согласно джайнизму, одно из качеств души - это полное владение своей собственной судьбой. Только душа выбирает свои действия, и только душа пожинает их последствия. Ни бог, ни пророк, ни ангел не могут вмешиваться в действия или судьбу души. Только душа прилагает необходимые усилия для достижения освобождения без какой-либо божественной милости.

. Джайны часто утверждают, что «мы одни» в этом мире. Среди Двенадцати созерцаний (анупрекса ) джайнов одно - это одиночество своей души и природы вселенной и переселение. Следовательно, только очищая нашу душу собственными действиями, мы можем помочь себе.

Таким образом, джайнизм делает сильный акцент на усилиях и свободной воле души для достижения желаемой цели освобождения..

Джайнская концепция божественности

Хотя сиддхи (освобожденные существа) бесформенны и лишены тела, именно так джайнские храмы часто изображают сиддхов.

Согласно джайнизму, богов можно разделить на категории. в тиртханкаров, арихантов или обычных кевалин и сиддхов. Джайнизм считает дэвов и дэвов небесными существами, которые обитают на небесах благодаря достойным делам в их прошлых жизнях.

Архаты

Ариханты, также известные как кевалины, являются «богами» (высшими душами) в воплощенных состояниях, которые в конечном итоге становятся сиддхами или освобожденными душами во время их нирваны. Арихант - это душа, которая уничтожила все страсти, полностью непривязана и без всякого желания и, следовательно, разрушила четыре гхатия кармы и достигла кевала джнана, или всеведение. У такой души все еще есть тело и четыре агхатия кармы. В конце жизни архата разрушает оставшуюся у него агхатийа карму и становится сиддхой.

Тиртханкары

Тиртханкары (также известные как Джины) - ариханты, учителя и возродители джайнской философии. В каждом временном цикле 24 тиртханкары; Махавира был 24-м и последним Тиртханкарой текущего временного цикла. Тиртханкары - буквально строители бродов, показавшие путь пересечения океана возрождения и переселения и, следовательно, ставшие объектом почитания и поклонения среди джайнов. Однако было бы ошибкой рассматривать тиртханкаров как богов, аналогичных богам индуистского пантеона, несмотря на внешнее сходство в джайнском и индуистском способах поклонения. Тиртханкары, подобно архатам, в конечном итоге становятся сиддхами после освобождения. Освобожденные тиртханкары не могут вступать ни в какие отношения с остальной вселенной. Они не те существа, которые занимаются творческой деятельностью или обладают способностью или способностью вмешиваться в ответы на молитвы.

Сиддхи

Сиддхашила согласно джайнской космологии

В конечном итоге все ариханты и тиртханкары становятся сиддхами. Сиддха - это душа, которая навсегда освобождена от трансмиграционного цикла рождений и смертей. Такая душа, осознав свое истинное «я», свободна от всех карм и воплощений. Они не имеют формы и обитают в Сиддхашиле (царстве освобожденных существ) на вершине вселенной в бесконечном блаженстве, бесконечном восприятии, бесконечном знании и бесконечной энергии. Сиддховство - конечная цель всех душ.

Джайны молятся этим бесстрастным богам не о каких-либо услугах или наградах, а, скорее, молятся о качествах бога с целью уничтожения кармы и достижения божественности. Лучше всего это понимается термином - vandetadgunalabhdhaye, т.е. мы молимся атрибутам таких богов, чтобы они приобрели такие атрибуты ».

Небесные существа - полубоги и полубоги

Джайнизм описывает существование шасанадеват и шасанадеви, сопутствующих богов и богинь Тиртханкаров, которые создают самавасарану или божественное проповедническое собрание тиртханкаров.

Эти боги заражены привязанностью и страстью;

иметь рядом с собой женщин и оружие, одних благоволить, других - опечалить

таким богам не должны поклоняться те, кто желает освобождения.

Поклонение таким богам считается митхьятвой или ложной верой, ведущей к рабству кармы. Однако известно, что многие джайны поклоняются таким богам ради материальной выгоды.

Природа кармы

Согласно Роберту Зидендосу, карма в джайнизме может считаться своего рода системой законов, но естественных, а не моральных. В джайнизме считается, что действия, имеющие моральное значение, вызывают определенные последствия точно так же, как, например, физические действия, не несущие какого-либо особого морального значения. Когда человек держит яблоко в руке, а затем отпускает его, яблоко упадет: это естественно. Здесь нет ни судьи, ни морального суждения, поскольку это механическое следствие физического действия.

Следовательно, в соответствии с естественными кармическими законами, последствия наступают, когда человек произносит ложь, что-то крадет, совершает действия бессмысленного насилия или ведет распутный образ жизни. Вместо того, чтобы предполагать, что моральные награды и возмездие - это работа божественного судьи, джайны верят, что существует врожденный моральный порядок космоса, саморегулирующийся посредством работы кармы. Мораль и этика важны не из-за личной прихоти вымышленного бога, а потому, что жизнь, которую ведут в соответствии с моральными и этическими принципами, полезна: она ведет к уменьшению и, наконец, к полной потере кармы, что означает : к все возрастающему счастью.

Кармы часто ошибочно интерпретируются как метод вознаграждения и наказания души за ее хорошие и плохие дела. В джайнизме не может быть и речи о награде или наказании, поскольку каждая душа является хозяином своей судьбы. Можно сказать, что карма представляет собой сумму всех неисполненных желаний души. Они позволяют душе познавать различные темы жизней, которые она желает испытать. В конечном итоге они созревают, когда выполняются необходимые поддерживающие условия, необходимые для наступления зрелости. Следовательно, душа может переселяться из одной формы жизни в другую в течение бесчисленных лет, забирая с собой заработанную карму, пока она не найдет условия, которые принесут плоды.

Следовательно, любое страдание или удовольствие, которые душа может испытывать сейчас, происходит из-за выбора, который она сделала в прошлом. Вот почему джайнизм подчеркивает чистое мышление и нравственное поведение. Помимо буддизма, возможно, джайнизм - единственная религия, которая не ссылается на страх перед Богом как на причину нравственного поведения.

Кармическая теория в джайнизме действует эндогенно. Тиртханкарам не приписывается «абсолютная божественность» в джайнизме. Таким образом, даже сами тиртханкары должны пройти стадии эманипации, чтобы достичь этого состояния. В то время как буддизм дает аналогичное и до некоторой степени совпадающее объяснение Гаутамы Будды, индуизм придерживается совершенно другой теории, согласно которой для эманации необходима «божественная благодать».

Следующая цитата из Бхагавати Шрадхана (1616) подводит итог преобладанию кармы в джайнской доктрине: -

В мире нет ничего могущественнее кармы; карма попирает все силы, как слон - комок лотосов.

Таким образом, это не так называемый всеохватывающий всемогущий Бог, а закон кармы является всей управляющей силой, ответственной за явные различия в статусе, достижения и счастье всех форм жизни. Он действует как самоподдерживающийся механизм, как естественный универсальный закон, без какой-либо потребности во внешних объектах для управления ими.

Джайнская оппозиция креационизму

Джайнские писания отвергают Бога как создателя вселенной. 12 век Ачарья Хемачандра выдвигает джайнское представление о вселенной в Йога-шастре таким образом:

Эта вселенная никем не создается и не поддерживается; Он самоподдерживающийся, без какой-либо основы или поддержки

Помимо авторитета священных писаний, джайны также прибегали к силлогизму и дедуктивному мышлению, чтобы опровергнуть креационистские теории. Различные джайнские ачарьи анализировали, обсуждали и отвергали различные взгляды на божественность и вселенную, которых придерживались ведики, самкхьи, мимимсы, буддисты и другие философские школы.. Однако наиболее красноречивое опровержение этой точки зрения дает Ачарья Джинасена в Махапурана, таким образом -

Некоторые глупцы заявляют, что создатель создал мир. Доктрина о том, что мир был создан, является опрометчивой и должна быть отвергнута.

Если Бог создал мир, где он был до творения? Если вы говорите, что тогда он был трансцендентным и не нуждался в поддержке, где он сейчас?

Как Бог мог создать этот мир без какого-либо сырья? Если вы скажете, что сначала это сделал он, а потом мир, вы столкнетесь с бесконечным регрессом.

Если вы заявляете, что это сырье возникло естественным образом, вы впадаете в другое заблуждение, поскольку вся вселенная могла быть, таким образом, своим собственным создателем и возникла вполне естественно.

Если Бог создал мир актом своей собственной воли, без какого-либо сырья, то это всего лишь его воля и ничего больше - и кто поверит этой глупой чепухе?

Если он когда-либо совершенен и совершенен, как могла в нем зародиться воля к творчеству? Если, с другой стороны, он не совершенен, он не сможет создать вселенную не больше, чем гончар.

Если он бесформенный, бездействующий и всеобъемлющий, как он мог создать мир? Такая душа, лишенная всяких модальностей, не желает ничего создавать.

Если он совершенен, он не стремится к трем целям человека, так какое же преимущество он получит, создав вселенную?

Если вы говорите, что он сотворил без цели, потому что это было его природой, тогда Бог бессмыслен. Если он творил в каком-то виде спорта, то это был спорт глупого ребенка, ведущий к неприятностям.

Если он создал из-за кармы воплощенных существ [приобретенных в предыдущем творении], Он не Всемогущий Господь, но подчиненный чему-то еще.

Если из любви к живым существам и нужды в них он создал мир, почему он не сделал творение полностью блаженным, свободным от несчастий?

Если бы он был трансцендентным, он бы не творил, потому что он был бы свободен; и если бы он был вовлечен в переселение, потому что тогда он не был бы всемогущим. Таким образом, учение о том, что мир был создан Богом, не имеет никакого смысла,

И Бог совершает великий грех, убивая детей, которых он сам создал. Если вы говорите, что он убивает только для того, чтобы уничтожить злых существ, почему он вообще создал таких существ?

Хорошие люди должны сражаться с верующим в божественное творение, обезумевшим от злой доктрины. Знайте, что мир не создан, как и само время, без начала и конца и основан на принципах, жизни и покое.

Несотворенный и несокрушимый, он существует по принуждению своей собственной природы.

Критика

Джайнизм, наряду с буддизмом, был отнесен к атеистической философии (т.е. настика даршана) последователями ведической религии. Те, кто не верил в Веды и отвергал Брахму как создателя вселенной, назывались настика. Однако слово настика больше соответствует «иноверцам », чем «атеизму».

Синклер Стивенсон, ирландский миссионер, заявил, что «сердце джайнизма пусто», поскольку оно не зависит от мольбы всемогущего Бога о спасении. При этом горячо призывая их принять Христианство, она говорит, что джайны твердо верят в прощение других, но при этом не имеют надежды на прощение со стороны высшей силы. Джайны верят, что освобождение достигается личными усилиями, а не призывом к божественному вмешательству.

Если атеизм определяется как неверие в существование бога, то джайнизм нельзя назвать атеистическим, поскольку он верит не только в существование богов, но и в душу, которая может достичь божественности. Как Пол Дандас говорит об этом: «хотя джайнизм, как мы видели, является атеистическим в ограниченном смысле отказа как от существования Бога-творца, так и от возможности вмешательства такого существа в человеческие дела, его, тем не менее, следует рассматривать как религию теизма. в более глубоком смысле, что он принимает существование божественного принца ciple, параматма, то есть Бог, существующий в потенциальном состоянии внутри всех существ ".

Позиция джайнов в отношении Бога и религии с точки зрения не-джайна может быть резюмирована словами Анны Валлели.

Джайнизм - самая трудная религия. Мы не получаем помощи ни от богов, ни от кого бы то ни было. Нам просто нужно очистить наши души. На самом деле другие религии просты, но не очень амбициозны. Во всех других религиях, когда вы испытываете трудности, вы можете молиться Богу о помощи, и, возможно, Бог сойдет, чтобы помочь. Но джайнизм - это не религия падения. В джайнизме мы должны идти вверх. Нам нужно только помочь себе. В джайнизме мы должны стать Богом. Это единственное.

См. Также

Примечания

Цитаты

Ссылки

  • Дандас, Пол; Издание Джона Хиннельса. (2002). Джайны. Лондон: Рутледж. ISBN 0-415-26606-8. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Gopani, AS; Surendra Bothara ed. (1989) Йога-шастра (санскрит) Ачарьи Хемачандры. Джайпур: Академия Пракрита Бхарти. CS1 maint: дополнительный текст: список авторов (ссылка )
  • Якоби, Герман (1884). «Ачаранга-сутра, джайн. Сутры, часть I ». Священные книги Востока, Vol. 22.
  • Джеймс, Эдвин Оливер (1969). Сотворение мира и космология: историческое и сравнительное исследование. Нидерланды: Brill Publishers. ISBN 90-04-01617-1.
  • Kuhn, Hermann (2001). Karma, The Mechanism: Create Your Own Fate. Wunstorf, Germany: Crosswind Publishing. ISBN 3-9806211-4-6.
  • Наянар, профессор А. Чакраварти (2005). Панчастикасара Ачарьи Кундакунды. Нью-Дели: Today Tomorrows Printer and Publisher. ISBN 81-7019-436-9.
  • Наянар, профессор А. Чакраварти (2005). Самаясара Ачарьи Кундакунды. Нью-Дели: Today Tomorrows Printer and Publisher. ISBN 81-7019-36 4-8.
  • Стивенсон, М. Синклер (1999). Сердце джайнизма. Munshiram Manoharial Publishers Private, Limited. ISBN 81-215-0122-9.
  • Троуэр, Джеймс (1980). Альтернативная традиция: религия и отказ от религии в Древнем мире. Берлин: Вальтер де Грюйтер. ISBN 90-279-7997-9.
  • Валлели, Энн (2002). Стражи трансцендентного: этнография джайнского аскетического сообщества. Торонто: University of Toronto Press. ISBN 0-8020-8415-X.
  • Зиденбос, Робер Дж. (2006). Джайнизм сегодня и его будущее. Манья Верлаг: Мюнхен.
  • Джайни, Падманабх (1998). Джайнский путь очищения. Нью-Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN 81-208-1578-5.
Последняя правка сделана 2021-05-24 12:17:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте