Джайнизм внес свой собственный уникальный вклад в это основное направление развития философии, занимаясь основными эпистемологическими вопросами. Согласно джайнам, знание - это сущность души. Это знание замаскировано кармическими частицами. Поскольку душа получает знания различными способами, она не порождает ничего нового. Он только срывает скрывающие знания кармические частицы. Согласно джайнизму, сознание является первичным атрибутом дживы (души), и это сознание проявляется как даршана (восприятие) и гьяна (знание).
Согласно джайнскому тексту, Таттвартха сутра, знание ( Джнана) бывает пяти видов: -
Первые два вида знания рассматриваются как косвенные (знания), а остальные три - как прямые.
Знания, полученные посредством эмпирического восприятия и разума называется Мати Джнана (чувственное знание). Согласно джайнской эпистемологии, чувственное восприятие - это знание, которое джива (душа) приобретает об окружающей среде через материальные органы чувств. Это делится на четыре процесса:
Знание, полученное через понимание словесных и письменных предложений и т. Д., Называется тхрут джнана.
Писание - это не знание, потому что Писание ничего не понимает. Следовательно, знание - это одно, а Священные Писания - другое; это было провозглашено Всеведущим Господом.
— Самаясара (10-83-390)Согласно джайнам, знание Тхрут Джнаны может относиться к вещам, которые содержатся в Ангах (конечностях или священных джайнских книгах) или к вещам за пределами Ангасов.
Ясновидение упоминается как авадхи гьяна в Джайнские писания. Согласно джайнскому тексту Сарвартхасиддхи, «этот вид знания был назван авадхи, поскольку он определяет материю в нижнем диапазоне или познает объекты в определенных пределах». Существа ада и рая (дэвы ), как говорят, обладают ясновидением от рождения. В джайнских писаниях упоминается шесть видов ясновидения.
Согласно джайнизму, душа может непосредственно знать мысли других. Такое знание относится к категории «манхапарья-джняна».
Уничтожая кармические частицы, душа обретает совершенное знание. С таким знанием знание и душа становятся единым целым. Такое знание и есть Кевала Джнана.
Джайны утверждают, что знание - это природа души. Согласно Чампат Рай Джайн :
Знание - это природа души. Если бы это не было природой души, это было бы либо природа не-души, либо вообще ничего. Но в первом случае бессознательное станет сознательным, и душа не сможет познать себя или кого-либо еще, поскольку тогда она будет лишена сознания; и в последнем случае не существовало бы ни знания, ни сознательных существ, что, к счастью, не так.
Анекантавада ссылается на принципы перспективизма и множественность точек зрения, представление о том, что истина и реальность воспринимаются по-разному с разных точек зрения, и что ни одна точка зрения не является полной истиной.
Джайны противопоставляют все попытки провозгласить абсолютную истину с адхагаджанйа, который можно проиллюстрировать притчей о «слепых и слоне ». Этот принцип более формально формулируется путем наблюдения того, что объекты бесконечны по своим качествам и способам существования, поэтому они не могут быть полностью схвачены во всех аспектах и проявлениях конечным человеческим восприятием. Согласно джайнам, только кевали - всеведущие существа - могут постигать объекты во всех аспектах и проявлениях; другие способны лишь к частичному знанию. Следовательно, ни один конкретный человеческий взгляд не может претендовать на представление абсолютной истины.
. Доктрина множественных точек зрения (санскрит: наявада) утверждает, что способов взгляда на вещи (ная) бесконечное число. Это проявляется в Священных Писаниях с помощью условных предложений, называемых Syādvāda (syād = «возможно, может быть»). Ниже перечислены семь используемых условных принципов.
Не- авторское право
Отсутствуют авторские праваCS1 maint: ref = harv (ссылка )Альтернативный URL