Джахми (арабский : جهمي) был уничижительным термином, который в первую очередь использовался ранними ханбалитами для обозначения последователей Джахм ибн Сафван (ум. 128/746). В современную эпоху его также используют последователи салафизма против мусульман, которые верят, что Коран - творение, а не вечная речь Аллаха.
Джахм ибн Сафван родился в Самарканде, сначала жил в Термезе, а затем в Куфе, где он встретился с Джадом ибн Дирхамом, который стал его последователем и проповедником его идей. Вернувшись на родину, он принял участие в восстании против Омейядов наместника Хорасана, был схвачен и казнен в Мерве. Среди самых известных проповедников джахмитских взглядов можно отметить Бишра аль-Мариси (ум. 833). В начале 9 века джахмиты действовали в Нехавенде, но некоторые из них были вынуждены принять учения ашаритов..
Многие взгляды джахмитов рассматриваются суннитами как еретические, а иногда даже приводят к их изгнанию из исламского общества в целом. Таким образом, джахмиты отрицают все имена и атрибуты Аллаха, вера в который является важной частью религиозной доктрины ортодоксальных мусульман. В вопросе толкования концепции «Иман » джахмиты похожи на мурджитов и утверждают, что вера - это только знание Аллаха, а неверие - это незнание о нем. Они также заявили, что рай и ад рано или поздно исчезнут, что противоречит как Корану, так и Сунне Пророка Мухаммеда.
в отношении предопределения. Джахмиты придерживаются того факта, что человек не имеет свободы воли и вынужден действовать. А в вопросе о природе Аллаха джахмиты являются пантеистами и говорят, что он повсюду и живет во всех существах. Кроме того, они отрицают возможность того, что праведные мусульмане увидят Аллаха в раю.
С момента появления джахмизма эта тенденция стала предметом критики со стороны многих видных представителей ортодоксального ислама. В IX в. Появились многочисленные «отрицания» учений джахмитов, авторами которых были суннитские богословы, в том числе Ахмад ибн Ханбал, Ибн Кутайба и Ибн Кайим аль-Джавзийя. Среди других критиков джахмитов были Абу Хамид аль-Газали, Ибн Хаджар аль-Аскалани и Ибн Таймийа.