Ягеллонские гобелены

редактировать
Гобелен со щитоносными сатирами и монограммой SA короля Сигизмунда Августа, ок. 1555.

Ягеллонские гобелены (польский : Arrasy wawelskie) представляют собой собрание гобеленов, сотканных в Нидерландах и Фландрия, который первоначально состоял из 365 частей, собранных Ягеллонами для украшения интерьеров королевского Вавельского замка в Кракове, Польша. Коллекция также известна под общим названием Wawel Arrasses, так как большинство сохранившихся тканей находится во владении Вавельского замка-музея и французского города Arras, который когда-то был центр изготовления этого вида отделки стен в начале 16 века. Произведения стали государственной собственностью Короны Польского Королевства по завещанию Сигизмунда II Августа.

Содержание
  • 1 История и состав
  • 2 См. Также
  • 3 Ссылки
    • 3.1 Примечания
    • 3.2 Библиография
  • 4 Внешние ссылки
История и компоненты

Первые гобелены привезла королева Бона Сфорца на ее свадьбу приданое. Затем в 1526 и 1533 годах Сигизмунд I Старый заказал 108 тканей в Антверпене и Брюгге. Однако большая часть гобеленов была заказана королем Сигизмундом II Августом в Брюсселе в мастерских Виллема и Яна де Кемпенеров, Яна ван Тигема и Николаса Лейнеров между 1550-1565 годами. Первоначально в королевской коллекции было около 170 гобеленов, из них 84 черно-белых гобелена с королевским гербом и буквами SA, 8 гобеленов, которые Сигизмунд I Старый были получены от Император Максимилиан I и др. - дары иностранных делегаций. Среди подарков - один гобелен с польским орлом с датой 1560 г., королевскими инициалами и буквами CKCH (Christophorus Krupski Capitaneus Horodlo) рядом с гербом Корчака и надписью SCABELLVM PEDVM TVORVM (подставка для ног под твои ноги, из псалма 110 (Псалом Давида)), подаренного Кшиштофом Крупски, староста из Городло Сигизмунду Августу. Впервые гобелены были выставлены на всеобщее обозрение во время свадьбы короля Сигизмунда Августа с Екатериной Австрийской. На сегодняшний день сохранилось около 138, из которых выставлено около 30. Они были сопоставлены по размеру со стенами, а некоторые из них достигают размеров 5 × 9 м (5,47 × 9,84 ярда). Гобелены были изготовлены из прядей шерсти, шелка и золота и сотканы на ткацких станках с плотностью примерно 8-10 нитей основы на сантиметр.

Этот сериал состоит из следующих сюжетов:

Зеленый дракон, сражающийся с пантерой (фрагмент), дизайн кружка Питера Коке ван Элста.
  • Библейские сцены - сцены из Истории Первых родителей, История Ноя и История Вавилонской башни (инвентарный номер Вавельского музея 1-18), История Моисея, История Авессалома, История Навуходоносора и История Саула (разбросаны), созданы по проекту Мишеля Кокси - библейские сцены, скругления неизвестного художника из круга художников Корнелиса Флориса и Корнелиса Боса,
  • Мифологические сцены - сцены из Троянской войны, Военные экспедиции персидского царя Кира, История Ромула и Рема, История Сципиона, История Ганнибала, История Юлия Цезаря и История Октавиана Августа (разрозненные),
  • пейзаж и животные сцены (зелень) (инвентарный номер Вавельского музея 19 - 78), созданные около 1560 г., по проекту неизвестный художник из круга Питера Кокке ван Элста (иногда ассоциируется с Виллемом Тонсом),
  • гротескные сцены с гербами Польши и Литвы и королевские инициалы (инвентарный номер Вавельского музея 79 - 134/2), созданные около 1560 года по эскизу неизвестного художника из круга художников Корнелиса Флориса и Корнелиса Боса, три гротеска (инвентарный номер 92, 93, 94) были созданы по рисункам Корнелиса Боса.

Библейские гобелены выставляются поочередно в залах второго этажа замка, а гобелены с животными, а также гротески с монограммами и гербами на обоих этажах. Это самая большая коллекция гобеленов, когда-либо заказываемых одной линейкой. По воле последнего ягеллонского короля фламандские аррасы в золоте или фигурках вместе с более простыми были переданы трем сестрам короля, и после их смерти они стали собственностью Государственной казны под опекой Парламент Содружества служить общественному благу Содружества, а не для личной выгоды будущих королей (фрагмент постановления Сейма).

Вердур Выдра с рыбой во рту, мастерская Яна ван Тигема, ок. 1555.

К сожалению, не совсем точное завещание стало причиной многих конфликтов по поводу владения гобеленами между королями и дворянами. Вся коллекция хранилась вместе в Замке в Тыкоцине до 1572 года. Затем сестры короля разбросали ее по своим резиденциям в Кракове, Неполомицах, Варшава, Вильнюс и Гродно, а некоторые даже отправили в Швецию. Король Сигизмунд III Ваза вернул 30 фигур, которые Анна Ягеллон отправила в Стокгольм своей сестре Екатерине (матери Сигизмунда). В 1633 году три гобелена со сценами из повести Моисея были подарены Ежи Оссолинским от имени короля Владислава IV Ваза Папе Урбану VIII <148.>. Во время Потопа коллекция была спрятана Ежи Себастьяном Любомирским в его имениях в Спиш. В последующие годы король Иоанн II Казимир Ваза заложил 157 гобеленов купцу из Гданьска Яну Гратте без согласия парламента. Чтобы добиться пожизненной заработной платы после своего отречения, король также отвез некоторые гобелены во Францию ​​. Это вызвало протесты знати, и долг короля не был выплачен до 1724 года. Парламент передал гобелены на хранение в варшавский кармелитский монастырь, и в последний раз они были выставлены во время коронации короля Станислав Август в 1764 году. После капитальной реконструкции интерьеров Варшавского королевского замка в неоклассическом стиле король заказал новые гобелены во Франции, и ягеллонская коллекция была свернута. и хранится в здании Комитета Казначейства - Дворец Республики. Согласно инвентаризации, проведенной во время правления Станислава Августа, аррас насчитывалось около 156. В 1795 году, после третьего раздела Польши, гобелены вместе с другими товарами, похищенными из королевских резиденций, были увезены Александром Суворовым в Россию.

Райское Блаженство, Мастерская Яна де Кемпенера, ок. 1550.

После восстановления независимости и победоносной войны с Советским Союзом польскому правительству удалось вернуть 137 тканей в разной степени сохранности в период с 1922 по 1924 год. Ленты были обрезаны под стены Зимнего дворца и Гатчинского дворца или использовались в качестве обивки мебели. Некоторые из них до сих пор находятся в России, выставлены в разных музеях, без указания их происхождения. Советы утверждали, что гобелены эквивалентны польским долгам. Когда Вторая мировая война разразилась в 1939 году, гобелены, хранившиеся в замке Вавель, были перевезены через Румынию, Францию ​​и Англию в Канаду для окончательного возврата после 15 лет переговоров с Польской Народной Республикой в 1960-е годы. В 1961 году, когда королевская коллекция возвращалась из долгого путешествия, ее приветствовали Сигизмунд Колокол и жители Кракова. Сегодня 137 тканей принадлежат Королевскому замку на Вавеле (2 из них, Лесной пейзаж с оленем и уткой, ловящей рыбу и Лесной пейзаж с оленями и жирафами Николаса Лейнерса, выставлены в Варшавском королевском замке), Моральная осень человечества перед потопом, возвращенный в Польшу в 1977 году в качестве подарка от Советского Союза, он находится в Королевском замке в Варшаве и один из пропавших без вести, который появился на антикварном рынке в 1950-х годах и был куплен Рейксмузеум в Амстердаме. Сегодня 136, которые все еще принадлежат замку Вавель, составляют лучшие коллекции гобеленов в Европе.

См. Также
Ссылки

Примечания

Библиография

Внешние ссылки
Wikimedia У Commons есть средства массовой информации, связанные с Wawel Arrases.
  • Wawel Royal Castle - Textiles
Последняя правка сделана 2021-05-24 12:07:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте