Жак Анри Лартиг | |
---|---|
Родился | (1894-06-13) 13 июня 1894. Курбевуа, Париж, Франция |
Умер | 12 сентября 1986 (1986-09-12) (92 года). Ницца, Франция |
Род занятий | Фотограф, художник |
Жак Анри Лартиг (французский: ; 13 июня 1894 - 12 сентября 1986) был французским фотографом и художником, известным своими фотографиями автомобильных гонок, самолетов и парижских манекенщиц. Его работы были частью мероприятия по рисованию в художественном конкурсе на летних Олимпийских играх 1924 года.
Лартиг родился в Курбевуа на западе Парижа в богатой семье, и начал фотографировать, когда ему было семь лет. Он фотографировал своих друзей и семью во время игры - бега и прыжков; гонки на самодельных гоночных автомобилях; изготовление воздушных змеев, планеров, а также самолетов; и восхождение на Эйфелеву башню. Он был одним из первых художников, которые использовали камеру Kodak Brownie для снимков. Он также снимал спортивные мероприятия, такие как Coupe Gordon Bennett и Гран-при Франции, первые полеты пионеров авиации, таких как Габриэль Вуазен, Луи Блерио, Юбер Латам, Луи Полхан и Ролан Гаррос. Он также запечатлел на свою камеру теннисистов, таких как Сюзанна Ленглен на Открытом чемпионате Франции по теннису. Многие из его первых знаменитых фотографий изначально были сняты с помощью стерео, но он также создал огромное количество изображений во всех форматах и на всех носителях, включая стеклянные пластины разных размеров, автохромы и пленки.. С юных лет он разрабатывал свои собственные фотографии.
Продавая несколько фотографий спортивным журналам, таким как La Vie au Grand Air, в среднем возрасте он сосредоточился на живописи, которая также была его источником дохода и жизни. Однако он продолжал фотографировать и вести письменные журналы о них на протяжении всей своей жизни. В возрасте 69 лет его детские фотографии «открыл» Чарльз Радо из агентства Rapho, который познакомил Лартига с Джоном Шарковски, хранителем Музея современного искусства, устроивший в музее выставку своих работ. Журнал Life опубликовал фотографии в 1963 году.
Эта выставка принесла ему известность и участие в индустрии. Затем он получил возможность работать с несколькими модными журналами и прославился также в других странах. В 1974 году новоизбранный президент Франции Валери Жискар д'Эстен поручил ему снять свой официальный портрет. В результате получилась простая фотография, просто освещенная на фоне государственного флага. В следующем году он был награжден своей первой французской ретроспективой в Musée des Arts Décoratifs, что открыло путь для большего количества заказов от журналов о моде и украшениях.
Хотя Лартиг был наиболее известен как фотограф, он также был хорошим художником. Он часто появлялся в официальных салонах Парижа и на юге Франции с 1922 года. Он дружил с широким кругом литературных и артистических знаменитостей, включая драматурга Сашу Гитри, певицу Ивонн Принтемпс, художники Кис ван Донген, Пабло Пикассо и художник-драматург-кинорежиссер Жан Кокто. Он также работал над декорациями режиссеров Жака Фейдера, Абеля Ганса, Роберта Брессона, Франсуа Трюффо и Федерико Феллини, и многие из этих знаменитостей стали предметом его фотографий. Однако Лартиг сфотографировал всех, с кем контактировал. Его самыми частыми музами были три его жены и любовница начала 1930-х, румынская модель Рене Перле.
Его первая книга, Дневник века, была опубликована в сотрудничестве с Ричардом Аведоном. Книга была отмечена на Книжной премии Rencontres d'Arles в 1971 году. В следующем году он был избран почетным гостем фестиваля. Он продолжал фотографировать на протяжении последних трех десятилетий своей жизни, наконец достигнув коммерческого успеха. Вечерний показ представил Мишель Турнье: «Жак-Анри Лартиг и Жанлу Сьефф».
В 1974 году его работы были включены в групповую выставку «Filleuls et parrains». В 1984 году на экраны вышел фильм Франсуа Райхенбаха «Лартиг, годовщина 90». В то же время на фестивале выставлялась его работа «Les 6 x 13 de Jacques-Henri Lartigue». Одним из вечеров был показ "J.-H. Lartigue, l'amateur de rêve" Патрика Ружье в 1994 году, и была представлена последняя выставка "Lartigue a cent ans".
Его сын Дэни Лартиг, художник и известный энтомолог, специализирующийся на бабочках, является покровителем La Maison des Papillons, небольшого музея на очень узкой улице в Сен-Тропе, где хранятся картины и сувениры его отца, а также большая художественно оформленная коллекция бабочек. Американский режиссер Уэс Андерсон является поклонником творчества Лартига и ссылается на него в своих фильмах. Кадр в Рашмор основан на одной из его фотографий, а сходство с Лартигом послужило основой для портрета лорда Мандрагоры в Водная жизнь со Стивом Зиссу.
Станция на Трамвайная линия T2 в Исси-ле-Мулино на юго-западе Парижа названа в честь Лартига и примыкает к улице, также названной в его честь.
СМИ, связанные с Жаком-Анри Лартигом на Wikimedia Commons