Якопо делла Кверчия | |
---|---|
Родился | Якопо ди Пьетро д'Аньоло ди Гарньери. c.1374. Кверчегросса около Сиены, Республика Сиена |
Умер | 20 октября 1438 г. (1438-10-20) (63–64 года). Сиена, Республика Сиена |
Национальность | Итальянец |
Известен | Скульптурой |
Известные работы | Могила Иларии дель Карретто |
Движение | Раннее Возрождение |
Якопо делла Кверчия (, итальянский: ; c.1374 - 20 октября 1438), также известный Якопо ди Пьетро д'Аньоло ди Гарньери, был итальянским скульптором Возрождения, современником Брунеллески, Гиберти и Донателло. Он считается предшественником Микеланджело.
Якопо делла Кверчия берет свое имя от Quercia Grossa (ныне Quercegrossa ), местечка около Сиены, Тоскана, где он родился в 1374 году. его отец, Пьеро д'Анджело, резчик по дереву и ювелир. Якопо делла Кверчиа, сиенец, должно быть, видел работы Никола Пизано и Арнольфо ди Камбио на кафедре Сиенского собора, и это должно было повлиять на ему. Его первая работа, возможно, была сделана в возрасте шестнадцати лет - конная деревянная статуя на похоронах Аззо Убальдини. В 1386 году он и его отец переехали в Лукку из-за партийных раздоров и беспорядков.
Вероятно, что делла Кверчия изучал огромную коллекцию римских скульптур и саркофагов в Кампосанто в Пизе. Эти и последующие влияния сделали его переходной фигурой в истории европейского искусства; его работы показывают явный сдвиг в середине карьеры от готического стиля к итальянскому ренессансу. Как и в случае с Гиберти, это развитие, вероятно, является результатом знакомства с его современником, Донателло.
Самая ранняя работа Деллы Кверчиа (хотя эта атрибуция иногда оспаривается) появляется в соборе Лукки: Человек из Скорби (Алтарь Таинств) и рельеф на могиле Святого Аньелло. В 1401 году он участвовал в конкурсе на разработку бронзовых дверей для Флорентийского баптистерия, но проиграл Гиберти. Местонахождение неудачной записи неизвестно.
В 1403 году он изваял мраморную Деву с младенцем для Феррарского собора. Другая (возможная) работа его периода в Ферраре - статуэтка Святого Маврелия (обе выставлены в Museo del Duomo).
Вернувшись в Лукку в 1406 году, он получил поручение от правителя города, Паоло Гуиниджи, начать работы на могиле своей второй жены Иларии дель Карретто в соборе Лукки. Богато одетая женщина покоится на саркофаге, изящно изображенном в готическом стиле, с собакой, символом супружеской верности, у ее ног. Но использование им нескольких обнаженных путти по бокам гробницы ясно показывает классическое влияние римских саркофагов в Кампосанто (Пиза). Это первый, предвестник зарождающегося Возрождения.
Fonte Gaia в Сиене | ||
---|---|---|
В 1406 году его попросили построить новый фонтан на Пьяцца дель Кампо в Сиене. Первоначальный фонтан пришлось заменить статуей богини Венеры. Эта языческая статуя была обвинена в вспышке черной чумы. Статуя была разрушена и закопана за городскими стенами, чтобы предотвратить ее «злое влияние». Эта престижная комиссия показывает, что он уже был признан самым выдающимся скульптором Сиены. Прямоугольный фонтан, построенный из белого мрамора, был посвящен Богородице и украшен с трех сторон множеством статуй и множеством изливов. Поскольку он одновременно принимал и другие поручения, прогресс был медленным. Он начал работу в 1414 году, а завершение работы фонтана - только в 1419 году. Он вырезал панно в мастерской для скульпторов рядом с собором. Эта мастерская сейчас преобразована в Соборный музей. Он был назван Fonte Gaia из-за радости и праздника, когда он был введен в эксплуатацию. Сейчас это центр притяжения многих туристов. Старые статуи были заменены копиями в 1858 году из Тито Саррокки и теперь выставлены на нижних уровнях в Санта-Мария-делла-Скала.
В 1412 году по контракту с богатым купцом Лоренцо Трента он начал проектирование капеллы Тренты в базилике Сан-Фредиано в Лукке. В 1413 году он был обвинен вместе со своим помощником в тяжких преступлениях: воровстве, а также в изнасиловании и гомосексуализме некой Клары Сембрини. Он сбежал в Сиену (и начал работать над Fonte Gaia), но его помощник провел в тюрьме три года. Якопо делла Кверчия вернется в Лукку только в марте 1416 года, получив письмо о безопасности. Он продолжил в Капелле Трента на мраморном алтаре и нескольких статуях святых, содержащихся в нишах. Некоторую работу выполнял и его помощник. Якопо также создал надгробные плиты Лоренцо Трента и его жены Изабетты Онешти на тротуаре перед алтарем.
Когда в 1416 Лоренцо Гиберти попросили спроектировать шестиугольный бассейн с бронзовой панелью для баптистерия в Сиене, политическая борьба привлекла к проекту Якопо делла Кверчиа (который был его конкурентом бронзовые двери во Флоренции). Он выполнил только один бронзовый рельеф «Благовещение Захарии», потому что одновременно работал над Fonte Gaia и капеллой Trenta. Его затягивание с этим проектом привело к юридическим трудностям с властями. Поскольку он был отвергнут в конкурсе на «Двери рая» во Флоренции, он не хотел работать с бронзой. И когда он работал над скинией баптистерия, он настоял на том, чтобы заботиться только о мраморной части.
В 1421 году он вырезал Благовещение в другом стиле с двумя деревянными полихромными статуями Богородицы и Гавриила для коллегии в Сан-Джиминьяно (полихромная отделка была выполнена другими мастерами, такими как Мартино ди Бартоломео ). Утонченность этой группы, равная качеству его мраморных статуй, показывает, что он также был разносторонним в резьбе по дереву. Это побудило некоторых авторов приписать ему другие деревянные статуи, но большинство из них связано с его очень активной мастерской.
В более поздние годы он стал еще более активным, работая над разными проектами одновременно. В 1427 году он получил заказ на проектирование верхней части купели для Сиенского баптистерия. Эта шестиугольная колонна, покоящаяся на опоре с колоннами в середине бассейна, содержит пять пророков, расположенных в нишах. Мраморная статуя Святого Иоанна Крестителя на вершине купола над скинией также приписывается Якопо делла Кверчия.
В 1425 году он принял еще один крупный заказ: проект круглых арочных ворот Порта-Магна церкви Сан-Петронио в Болонье. Это заняло бы его большую часть последних тринадцати лет его жизни, и это считается его шедевром. С каждой стороны двери обрамлены: сначала колонета со спиралевидным орнаментом, затем девять бюстов пророков и в конце пять сцен из Ветхого Завета, вырезанных на несколько более низком рельефе. В Сотворении Адама он использует то же расположение, что и в Fonte Gaia (в Сиене), но в обратном порядке. Микеланджело, посетивший Болонью в 1494 году, признал, что его книга Бытие на потолке Сикстинской капеллы основана на этих рельефах. архитрав над дверью содержит пять барельефов с изображениями из Нового Завета. Люнет содержит три отдельно стоящие статуи: Богородицу с младенцем, Святого Петрония (с моделью Болоньи в правой руке) и Святого Амвросия (вырезанные другим скульптором Доменико Аймо в 1510 году). Первоначально эта третья статуя должна была представлять папского легата кардинала Алеммано, но от этого намерения быстро отказались после того, как кардинал был изгнан из Болоньи. Он в значительной степени полагался на художников своей болонской мастерской, таких как Чино ди Бартоло, за помощь в этом проекте.
Во время работы в Порта Магна в 1434 году сиенцы попросили его спроектировать лоджию Сан-Паоло, недалеко от площади Пьяцца дель Кампо. Он не смог закончить эту комиссию. К моменту смерти он закончил только капители и шесть ниш.
В последние годы жизни он был удостоен нескольких наград от сиенцев. В 1435 году он был посвящен в рыцари и занял важное положение в Operaio собора.
В последние годы жизни он также участвовал в украшении часовни Святого Себастьяна (разрушенной в 1645 году) для кардинала Казини в соборе Сиены, но, являясь частью рельефа кардинала, большая часть работы была сделана его мастерской в Сиене. Этот резной горельеф кардинала Антонио Казини, подаренный Богородице святым Антонием Египетским, выставлен в Зале статуй Соборного музея.
Якопо делла Кверчия умер в Сиене 20 октября 1438 года. Он был похоронен в церкви Сан-Агостино в Сиене.
Он уже пользовался большим уважением у своих современников, таких как Лоренцо Гиберти, Антонио Филарете и Джованни Санти. Джорджо Вазари включает биографию Якопо делла Кверчия в его Жизни художников.
На Викискладе есть m edia, относящаяся к Якопо делла Кверчия. |
Викиисточник содержит текст Британской энциклопедии 1911 года статьи Делла Кверчия, Якопо. |