Якопо Страда

редактировать
Портрет Якопо Страда работы Тициана, 1567 год (Художественно-исторический музей, Вена)

Якопо Страда ( Мантуя, 1507 - Прага 1588) был итальянским эрудитом придворным, художником, архитектором, ювелиром, изобретателем машин, нумизматом, лингвистом., коллекционер и торговец произведениями искусства. Его портрет работы Тициана сохранил его изображение знакомым.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Библиография
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Внешние ссылки

Биография

Предполагается, что он получил раннее обучение в качестве ювелира в Мантуи мастерских Джулио Романо ; Рисунки Палаццо дель Те Джулио и его расписных интерьеров, а также рисунки Палаццо Дукале в Мантуе, датируемые 1567–1568 гг., приписываются Якопо Страде и предназначены для его Descrizione di tutta Italia. С 1552 по 1555 год он жил в Лионе и путешествовал по Риму на службе у Папы Павла III, а после его смерти - его преемника Марцелла II, после внезапной смерти которого он вернулся на север. С 1556 года он поселился в Вене, а с 1576 года был официальным художником и архитектором у трех последовательных Габсбургов императоров Священной Римской империи, Фердинанда I, Максимилиана. II и Рудольф II. Он также работал на Альберта V, герцога Баварского, для которого он задумал Антиквариум для размещения древностей в Мюнхенской резиденции ; Римские скульптуры, которые он собрал для герцога, все еще можно увидеть в декорациях, которые он там придумал.

Он также был другом и доверенным агентом аугсбургского патриция, гуманиста и коллекционера книг, а также другом и советником Альбрехта, безмерно богатого Якоба Фуггера (1516–1557), для которого он исследовал произведения искусства в Италии из своей штаб-квартиры в Мантуе. По заказу Фуггера он собрал для библиотеки Фуггера обширный набор гербов итальянской знати, составивший пятнадцать томов. Набор рисунков древних монет, которые Страда сделал для Фуггера, попал в коллекцию герцога Альбрехта и хранится в Готе.

. В 1544 году он женился на графине Оттилии Шенк фон Россберг в Лионе. Он переехал в Нюрнберг в 1546 году, где ему была предоставлена ​​свобода города как ювелиру в 1549 году. В 1556 году он переехал в Вену, взяв дом, который все еще стоит, ныне Bankgasse 12, и положил свой антикварные знания, находящиеся в распоряжении габсбургского двора и награжденные заботой императорской сокровищницы. Он работал архитектором Фердинанда I на продолжающемся строительстве Хофбурга. В декабре 1566 года он отправился ко двору Альбрехта в Мюнхен, чтобы наблюдать за Антиквариумом, запланированным совместно с Фуггером, и вернулся в Вену в 1568 году. Примерно для Брюн он представил планы архитектора. Для Schloss Neugebäude, начатого с нуля (neu gebäude) Максимилианом II в 1568 году как охотничий ящик, в сохранившихся документах не упоминается ни один архитектор, но его расширенная интеграция с садами делает Strada наиболее вероятным кандидатом; его конструкция, измененная многочисленными мелкими изменениями, внезапно прекратилась со смертью императора в 1576 году.

Обстоятельства, связанные с созданием портрета Тициана, показывают Страду в менее благоприятном свете. Он посетил Венецию в 1567-68 годах, чтобы попытаться приобрести для Альбрехта знаменитую коллекцию произведений искусства и древностей, оставленную Габриэле Вендрамином (умер в 1552 году, а также сейчас в основном упоминается как объект портрета Тициана, Портрет семьи Вендраминов ). Это повлекло за собой нарушение условий завещания Вендрамина, и в конце концов попытка провалилась. Еще одна сделка была заключена с Тицианом, пока продолжались переговоры; Страда должен был удостоверить студию императора Максимилиана повторения работ, которые Тициан написал для Филиппа II Испании, как подлинники, сделанные рукой самого мастера. Взамен Тициан должен был написать портрет Страды и получить от него мех; возможно, тот, который, кажется, падает с его плеч на портрете. Сведения о сделке можно найти в письме к Фуггеру от Николо Стоппио, венецианского дилера, соперника Страды на службе у Фуггера; это утверждает, что Тициан не любил Страду и считал его шарлатаном. Хотя блестящее качество портрета всегда признавалось, историки искусства соглашаются, что изображение Страды не лестно. Поза взята с рельефа на гробнице 1335 года, который мог бы знать Тициан, где дворянин предлагает Богу свою душу в виде обнаженного младенца. Однако в своем «дорогом логове» Страда делает клиенту совсем другое предложение: «Он держит в руках Венеру, чей жест pudica остроумно нейтрализуется его рукой, прижатой к ее груди. Как темный персонаж, у него исключительно тяжелая форма. светотень на его лице. Его главное достижение, его работы по нумизматике (смесь эрудиции и бессмыслицы) значительно выше его головы. Его социальные амбиции подчеркиваются поздним решением Тициана удвоить петли своей цепи. "

Антиквариум (начало 1568–71) в Мюнхенской резиденции

Он оставил службу Альбрехту около 1570 года. В 1571–1574 годах он составил каталог сохранившейся литературы античности и составил лексикон. В 1574 году умерла его жена Оттилия. В конце года, 27 декабря, ему был присвоен дворянский статус. Он снес и перестроил свое жилище, в котором находилась его библиотека из 3000 томов и его Кунсткамеры. Там он прожил до самой смерти, почетный гость императоров. Его Palais Strada был выдающимся образцом архитектуры позднего Возрождения в районе Вены Зиммеринг, пока он не был снесен в 1875 году при перестройке Венского Бургтеатра.

В 1577 году он опубликовал в Франкфурт-на-Майне Седьмая книга архитектуры Себастьяно Серлио с оригинальным итальянским текстом, который существует в рукописи на пергаменте, и латинским переводом Страды. Во введении Страда сообщил, что он получил рукопись от самого Серлио в Лионе в 1550 году.

«Портрет Оттавио Страда» (1567) Тинторетто. Он получает рог изобилия с монетами от Фортуна, повернувшись спиной к Венере, намек на изучение древних монет

Он умер в Праге и похоронен в церкви Св. Николая на Малой Страна. Его сын Оттавио Страда (1550–1607), его помощник в Хофбурге, пошел по стопам своего отца на службе императорского двора в качестве эксперта по произведениям искусства. Дочь Оттавио Катарина была фавориткой императора Рудольфа II и родила ему шестерых детей.

Библиография

  • Янсен, Дирк Джейкоб. Urbanissime Strada: Якопо Страда и культурное покровительство Императорского двора. Маастрихт, 2015. Докторская диссертация.
  • Лоуренс, Сара. Якопо Страда (1510 - 1588). Великолепие маньеризма: экстравагантные образцы для королевского стола. Сан-Франциско: Галерея Сержа Сорокко, 2007. ISBN 978-0-9797763-0-4
  • Панофски, Эрвин. Проблемы у Тициана, в основном иконографические. New York University Press, 1969.

Примечания

Ссылки

Внешние ссылки

СМИ, относящиеся к Категория: Якопо Страда на Wikimedia Commons

Последняя правка сделана 2021-05-24 11:47:02
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте