Якоб бен Хайим Земах (17 век) был португальцем каббалистом и врачом. Он получил медицинское образование в своей родной стране как маррано, но бежал около 1619 года в Цфат и посвятил себя Талмуду и казуистам ("посеим") до 1625 г.; затем он отправился в Дамаск, где в течение восемнадцати лет изучал каббалу из Зохара и писания Исаака Лурии и Хайим Витал. В конце концов он поселился в Иерусалиме и открыл ешиву для изучения Зохара и других каббалистических сочинений, Давид Конфорте какое-то время был одним из его учеников. 15>
Якоб Шемах был одним из величайших каббалистов своего периода и был плодовитым автором, его работы включали его собственные трактаты, а также компиляции сочинений Чайима Витала. Он выпустил двадцать работ, из которых опубликованы только две. Первым из них является Ḳol ba-Ramah (Korez, 1785), комментарий к Идре, который он начал в 1643 году и для которого он использовал комментарий Чайима Витала. В предисловии к этой работе он утверждал, что пришествие Мессии зависит от покаяния («тшува») и изучения каббалы из «Зогара» и писаний Исаака Лурия, отсрочки прихода Мессия - это потому, что школы для такого обучения не были созданы в каждом городе.
Его второй опубликованный труд - «Нагид у-Медавве» (Амстердам, 1712 г.) о мистическом значении молитв, являющийся сокращением компендиума, который Шемаḥ составил на основе более обширного трактата.
Среди его неопубликованных работ можно особо упомянуть «Ронну ле-Яатоб», в котором он называет себя «прозелитом» («ger ẓedeḳ»). Этот трактат состоит из заметок, сделанных во время обучения у Самуила Витала и дополненных его собственными дополнениями. В своем сборнике произведений Чайима Витала Шемаḥ сделал вид, что обнаружил много работ Витала, которые были неизвестны его сыну Самуилу.
Он умер в Иерусалиме во второй половине 17 века.
В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Зингер, Исидор ; и др., ред. (1901–1906). «Земах, Иаков бен Хайим». Еврейская энциклопедия. Нью-Йорк: Funk Wagnalls. Библиография: