Якоб Исраэль де Хаан

редактировать
Якоб Исраэль де Хаан

Якоб Исраэль де Хаан (31 декабря 1881 - 30 июня 1924) был Голландский - еврей литературный писатель, юрист и журналист, который был убит в Иерусалиме еврейской военизированной организацией Хагана за свою антисионистскую политическую деятельность и контакты с арабскими лидерами..

Содержание

  • 1 Ранние годы
  • 2 Работа в интересах российских еврейских заключенных
    • 2.1 «Предтеча Amnesty International»
  • 3 Переезд в Палестину
    • 3.1 Сионистские начала
    • 3.2 Религия и антисионистская фаза
  • 4 Убийство
  • 5 Последствия и память
    • 5.1 Нидерланды
  • 6 Публикации
    • 6.1 Поэзия
    • 6.2 Проза
    • 6.3 Закон
    • 6.4 Журналистика
    • 6.5 Переписка
  • 7 См. Также
  • 8 Примечания
  • 9 Внешние ссылки

Ранние годы

Де Хаан родился в Смилде, деревне в северной провинции Дренте, вырос в Зандаме. Говорят, что он был одним из восемнадцати детей и получил традиционное еврейское образование. Его отец, Ицхак ХаЛеви де Хаан, был бедным и работал хаззаном (кантором) и шохет (убийцей). Его сестра, Кэролайн Леа де Хаан, более известная под своим женатым именем Карри ван Брюгген, стала важным голландским писателем.

Де Хаан работал учителем и изучал право в период с 1903 по 1909 год. В эти годы он писал статьи в социалистических публикациях и различных других журналах. Он был другом Фредерика ван Идена и Арнольда Алетрино, голландских авторов школы Тахтигер.

В 1904 году, когда жил в Амстердам, он написал роман («Строки от Де Пейпа»), который притворяется слегка завуалированной версией его собственной веселой жизни с Алетрино в амстердамском рабочем районе «Пейп ».. Гомоэротизм книги, шокировавший читателей в начале 20-го века, привел к его увольнению с преподавательской работы и с социал-демократических политических кругов. Алетрино и Йоханна ван Маарсевин, невеста де Хаана, купили почти весь тираж книги, чтобы скрыть скандал.

В 1907 году он женился на ван Маарсевине, нееврейском докторе, но это брак скорее всего, был платоническим; они расстались в 1919 году, но официально так и не развелись. Второй роман (1908, «Патологии»), опять же вопреки обычаям своего времени, описывает горести и радости садомазохистских отношений. Однако эта книга осталась практически незамеченной, как и прозаические зарисовки Де Хаана. В период с 1914 по 1921 год он опубликовал пять томов стихов, которые принесли ему известность.

Работа в интересах российских еврейских заключенных

Де Хаан работал против массового заключения евреев в тюрьмы в царской России., подозреваемых в большевизме. Его работа для русских евреев длилась два года и заставила его остро осознать зло антисемитизма.

В 1912 году де Хаан совершил несколько поездок в Россию и посетил там несколько тюрем, чтобы изучить положение политзаключенных в России. Согласно историческим данным, де Хаан отправился в Россию с рекомендательным письмом от королевы Нидерландов и сумел добиться снисхождения к своим клиентам-евреям. Свои шокирующие находки он опубликовал в своей книге «В русских тюрьмах» (1913). Он также основал комитет вместе с голландским писателем Фредериком ван Иденом и голландским поэтом Генриеттой Роланд Хольст, целью которого был сбор подписей с целью побудить союзников России в то время Францию ​​и Великобританию оказать давление на Россию с целью облегчить участь заключенных.

«предшественник Amnesty International»

В публикации Amnesty International он был из-за этой деятельности, описывается как «предшественник Amnesty International».

Переезд в Палестину

Сионистские начала

Примерно в 1910 году Де Хаан заинтересовался иудаизмом, Земля Израиля и сионизм. Похоже, это началось в результате его двухлетней деятельности в интересах заключенных евреев из царской России, которая длилась два года и заставила его глубоко осознать угрозы антисемитизма.

Это описание де Хаана до его отъезда в Палестину:

... В 1919 году, через два года после Декларации Бальфура, этот Поэт еврейской песни сделал следующий логический шаг и эмигрировал в Палестину, "обеспокоенный" работать над восстановлением Земли, Людей и Языка », как Де Хаан сказал Хаиму Вейцману в своем заявлении на паспорт. Это же письмо с апломбом приняло его позицию. Ложная скромность никогда не была его недостатком. Со смесью мученических сомнений, которые были у многих сионистских эмигрантов, и гордости за прочное положение, Де Хаан писал: «Я уезжаю из Голландии не для улучшения своего положения. Ни материально, ни интеллектуально жизнь в Палестине не будет равной моей жизни. жизнь здесь. Я один из лучших поэтов моего поколения и единственный важный еврейский национальный поэт, который когда-либо был в Голландии. Трудно отказаться от всего этого ».… В Палестину Де Хаан вошел в суровый штормовой зимний день в январе 1919 года это была прежде всего запутанная страна. Возможно, это были самые запутанные политические условия того политически сложного момента, когда Версальская мирная конференция вот-вот должна была начаться. Можно было бы назвать это естественной средой обитания этого капризного человека. Это была «дважды обещанная страна» арабам во время арабского восстания Т. Э. Лоуренс экзистенциализировал в Семи столпов мудрости, а евреям (или, скорее, на практике сионистам) - в Декларации Бальфура, призывающей к созданию «еврейской родины». Де Хаан прибыл туда ярым, даже фанатичным сионистом. Действительно, первое секретное сионистское сообщение о нем относится к его разглагольствующим антиарабским высказываниям, сделанным на вечеринке...

Религиозная и антисионистская фаза

Де Хаан много писал на тему Эрец-Исраэль и сионизм еще до того, как он переехал туда в 1919 году, когда он поселился в Иерусалиме, преподавал в новой юридической школе и отправлял статьи в Algemeen Handelsblad («Общая торговля Journal "), одной из самых важных голландских ежедневных газет, и De Groene Amsterdammer (" Еженедельник "Зеленый Амстердам"), либерального еженедельника.

Де Хаан быстро стал более религиозным.. Он был возмущен отказом сионистов сотрудничать с арабами.

Сначала он присоединился к религиозному сионизму и движению Мизрахи, но после встречи с раввином Йосефом Хаим Зонненфельд, лидер ультраконсервативной харедим еврейской общины, он стал политическим представителем харедим в Иерусалиме и был избран политическим секретарем совета православной общины Ваад Хаир.

Де Хаан пытался достичь соглашения с лидерами арабских националистов о разрешении неограниченной еврейской иммиграции в Палестину в обмен на заявление евреев об отказе от Декларации Бальфура.

В это время утверждается, что он продолжал поддерживать отношения с мужчинами, включая арабов из восточного Иерусалима. В одном из своих стихотворений он спрашивает себя, были ли его посещения Стены Плача мотивированы стремлением к Богу или к арабским мальчикам там.

Светский сионистский истеблишмент не позволил бы существующей общине харедим в Палестине. представленный в Еврейском агентстве в 1920-е гг. В ответ харедим основали Агудат Исраэль филиал в Иерусалиме, чтобы представлять их интересы в Подмандатной Палестине. Лидер харедимских евреев в Палестине в то время раввин Йосеф Хаим Зонненфельд выбрал де Хаана для организации и представления позиции харедим в качестве своего министра иностранных дел на дипломатическом уровне, равном уровню светских сионистов. Когда лорд Нортклифф, британский издатель, собирался посетить Ближний Восток, де Хаан отправился в Александрию, Египет, чтобы рассказать о палестинских харедимах, прежде чем он достиг Палестины:

Он говорил о тирании официальное сионистское движение. Журналисты партии Northcliffe радостно сообщили обо всем этом дома. В результате этого контакта Де Хаан был назначен корреспондентом Daily Express, газеты с ценой в один пенни, в которой часто случались скандалы. Уже в голландских кругах он был известным volksverrader, предателем своего народа, и теперь его взгляды распространились по всей Великобритании и ее Глобальной Империи. Хотя его сообщения были короткими и немногочисленными по сравнению со статьями в Handelsblad (новости с Ближнего Востока в Daily Express были больше связаны с загадками гробницы Тутанхамона в Долине Короли в Египте, чем из-за сложной палестинской политики), сионистские власти как в Палестине, так и в Лондоне очень обеспокоились. Эти критические отчеты представляли огромную потенциальную опасность от еврея, который на самом деле жил и работал прямо в этой горячей точке.

Де Хаан, выступая от имени Агудат Исраэль, даже выступал против британских властей выделения отдельных выгоды для возглавляемого сионистами ишува.

В августе 1923 года Де Хаан также встретился в Аммане с лидером хашимитов Эмиром Хусейном бин Али, и его сын, Эмир Абдулла, будущий король независимой Трансиордании, ищущий их поддержки Старый Ишув (досионистская еврейская община на Святой Земле), объясняя оппозицию евреев-харедим сионистским планам создания государства и поддерживая создание официального палестинского государства в эмирате Трансиордания в рамках федерации.

Де Хаан планировал поездку в Лондон в июле 1924 года с антисионистской делегацией харедим, выступающей против сионизма.

Убийство

В рамках своей антисионистской деятельности де Хаан собирался уехать в Лондон, когда он был убит в Иерусалиме Хаганой ранним утром 30 июня 1924 года. Когда он выходил из синагоги в больнице Шаарей Цедек на Яффо-роуд, член Хаганы Авраам Техоми, который был одет в белое, подошел к нему и спросил, сколько времени, затем выстрелил в него трижды и убежал с места происшествия. Де Хаан умер через несколько минут.

Авраам Техоми, убийца Якоба Исраэля де Хаана

Сначала палестинское еврейское общество, ишув, с готовностью приняло теорию о том, что в убийстве виноваты арабы, а не сомневаюсь в заверениях сионистского руководства в том, что оно не сыграло в этом никакой роли. Со временем сомнения начали расти, пока, наконец, в 1952 году Йосеф Хехт, первый командир главной еврейской догосударственной организации самообороны Хаганы, не рассказал официальному историку Хаганы о том, что произошло на самом деле. Хехт, чтобы остановить деятельность де Хаана в Лондоне, обсудил этот вопрос с Захарией Уриэли, командиром Хаганы в Иерусалиме, и в результате было принято решение убить его. Для выполнения этой задачи были выбраны два члена Хаганы, Авраам Техоми и Авраам Кричевский. Гехт проинформировал гражданское руководство ишува только после убийства, связавшись с Ицхаком Бен-Цви, старшим членом Национального совета. Гехт заявил, что «он не пожалел об этом и сделает это снова». Перед публикацией фактов журналист Лиэль Лейбовиц написал, что, хотя личность того, кто именно заказал убийство, неизвестна, «мало кто сомневается в том, что многие в высшем сионистском руководстве в Иерусалиме знали о предложении убить де Хаана - и что никто не знал.

Публикация в 1985 году книги Де Хаана: первое политическое убийство в Палестине, совершенное Шломо Накдимоном и Шаулем Майзлишом, возродила интерес к его убийству.

Накдимон и Майзлиш смогли найти Техоми, тогдашнего бизнесмена, жившего в Гонконге. Накдимон дал Техоми интервью израильскому телевидению и заявил, что Ицхак Бен-Цви, который позже стал вторым президентом Израиля (1952-1963), должно быть, заказал убийство: «Я сделал то, что решила Хагана. нужно было сделать. И ничего не было сделано без приказа Ицхака Бен-Цви... Я не сожалею, потому что он (де Хаан) хотел разрушить всю нашу идею сионизма ». Техоми опровергла обвинения в том, что убийство Де Хаана было связано с его гомосексуализмом: «Я не слышал и не знал об этом», добавив: «Почему то, что он делает у себя дома, - это чье-то дело?»

По словам Герта Хекмы, сионисты распространили слух, что он был убит арабами из-за его сексуальных отношений с арабскими мальчиками.

Последствия и поминовение

Де Хаана похоронили Елеонская гора. На его похоронах присутствовали сотни харедим, а также представители сионистов и Великобритании. После похорон многие харедим отправились в центр города, чтобы противостоять сионистам, и их едва сдерживала полиция.

Штаб Агудат Исраэль получил соболезнования от правительства Палестины, французских и испанских консулов ​​в Иерусалиме и различные кабели со всего мира. В Нью-Йорке ультраортодоксальные евреи распространяли листовки на идиш, восхваляющие Де Хаана и осуждающие «сионистов без Торы, которые используют насилие для порабощения благочестивых». Британские власти предложили награду за информацию, ведущую к аресту убийцы, но Техоми так и не поймали. Молодой пионер по имени Яаков Гусман был ненадолго задержан британской полицией по подозрению в совершении убийства, но освобожден за отсутствием улик.

Убийство вызвало шок в Палестине и Европе. Высокопоставленные сионистские лидеры, в том числе Давид Бен-Гурион, обвиняли друг друга. Существовали широко распространенные предположения относительно личности убийцы. предполагалось, что он был сионистом, харедим, разгневанным разоблачением гомосексуализма Де Хаана, или арабским любовником.

Убийство Де Хаана считается первым политическим убийством в еврейской общине в Палестине. Его действия были восприняты как подрыв борьбы за создание еврейского государства, но это убийство вызвало споры и было жестко осуждено некоторыми. Публицист рабочего движения писал:

Флаг нашего движения не должен быть потускневший. Ни кровью невинных, ни кровью виновных. Иначе - наше движение будет плохим, потому что кровь течет другой крови. Кровь всегда мстит, и если вы однажды пойдете по этой дороге, вы не знаете, куда она вас приведет.

Немецкий писатель Арнольд Цвейг в 1932 году опубликовал книгу, основанную на жизни Де Хаана, под названием «Де Вриндт» кехрт хейм »(английское название« De Vriendt Goes Home »). В книге израильского писателя «Нотзот» (1979 г., переведено на английский как «Перья») также есть персонаж, основанный на Де Хаане.

В кругах Нетурей Карта Де Хаан считается мучеником, убитым светскими евреями при защите еврейской религии; тем не менее, большинство харедим отвращаются от его гомосексуализма, его религиозных вопросов и его попытки коалиции с арабскими националистами против своих собратьев-евреев. В течение 1980-х годов община Нетурей Карта в Иерусалиме пыталась изменить название сада Зупник в память о Де Хаане.

Нидерланды

Поэма Де Хаана о скульптуре в Амстердаме

Хотя слава Де Хаана пошла на убыль после его смерти, его произведения издавались и переиздавались довольно постоянно. Даже во время нацистской оккупации Нидерландов, Дэвид Кокер сумел опубликовать в небольшой книге свои Brieven uit Jeruzalem («Письма из Иерусалима»). В 1949 году был основан комитет с целью опубликовать сборник стихов, который должным образом последовал в 1952 году. «Общество Якоба Исраэля де Хаана» способствовало другим публикациям: философским афоризмам и письмам, а также мемуарам его сестры Мис де Хаан. Хаан. В 1960-х годах были опубликованы две попытки создания биографии, а после 1970 года фактическое возрождение Де Хаана принесло с собой поток огласки. Многие из его публикаций о праве и значении были переизданы, как и его романы, а его ранняя проза была спасена из малоизвестных журналов. Десятки библиофильских изданий чествовали его стихи и прозаические зарисовки. Было опубликовано множество журнальных статей и других публикаций о его жизни, которые вызвали бурные споры. Большой том его переписки (только за период 1902–1908 гг.), Опубликованный в 1994 г., пролил яркий свет на его жизнь, но полноценная биография еще не написана.

На протяжении многих лет в Нидерландах проводились проекты, фестивали и театральные постановки, посвященные творчеству и жизни Якоба Исраэля де Хаана. Строчка из стихотворения Де Хаана «Молодому рыбаку»: «По дружбе такое безграничное стремление...» начертана на одной из трех сторон Гомомонумента в Амстердаме.

Публикации

Поэзия

  • 1900–1908 Де Хаан в эти годы публиковал стихи в нескольких журналах. Эти ранние стихи, однако, никогда не были собраны в книге
  • 1914 - Libertijnsche liederen («Свободные песни»)
  • 1915 - Het Joodsche солгал. Eerste boek («Еврейская песня, первая книга»)
  • 1917 - Liederen («Песни»)
  • 1919 - Een nieuw Carthago («Новый Карфаген », Карфаген метафора для Антверпен в данном случае)
  • 1921 - Хет Йоодше солгал. Tweede boek («Еврейская песня, вторая книга»)
  • 1924 - Kwatrijnen («Катрены»)
  • 1952 - Verzamelde gedichten («Собрание стихов»); полная поэзия 1909–1924 в двух томах, под редакцией К. Леккеркеркера
  • 1982 - Ik ben een jongen te Zaandam geweest («Я был мальчиком в Заандаме »), антология под редакцией Геррит Комрий

Проза

  • 1904 - Pijpelijntjes (последнее переиздание 2006 г.)
  • 1904 - Kanalje («Чернь; переиздание 1977 г.)
  • 1907 - Ондерганген (« Погибели »; перепечатка 1984 г.)
  • 1905–1910 - Nerveuze vertellingen («Нервные сказки», опубликованные в различных журналах, впервые собраны в 1983 г.)
  • 1907–1910 - Besliste volzinnen («Решенные предложения», афоризмов опубликованных в журналах, впервые собранных в 1954 г.)
  • 1908 г. - Pathologieën. Де ондерганг ван Йохан ван Вере де С («Патологии. Гибель Йохана ван Вере де С»; последнее переиздание 2003 г.)

Закон

  • 1916 г. - Wezen en taak der rechtskundige Meaning. Инаугурационная речь
  • 1916 г. - Rechtskundigeigna en hare toepassing op de grippen: 'aansprakelijk, verantwoordelijk, toerekeningsvatbaar' (диссертация)
  • 1919 - Rechtskundige Signy

1913 г. Russische gevangenissen («В российских тюрьмах»)
  • Из Палестины Де Хаан прислал множество очерков и статей в голландскую газету Algemeen Handelsblad. Они никогда не были полностью опубликованы в виде книги, но есть несколько сборников:
  • 1922 - Джерузалем
  • 1925 - Палестина с введением Кэрри ван Брюггена
  • 1941 - Brieven uit Jeruzalem под редакцией Дэвида Кокера ('Письма из Иерусалима')
  • 1981 - Якоб Исраэль де Хаан - корреспондент в Палестине, 1919-1924 гг. Собрал и отредактировал Луди Гибелс
  • Переписка

    • 1994 - Бривен ван ан анан Якоб Исраэль де Хаан 1899-1908. Под редакцией Роб Дельвинь и Лео Росс

    См. Также

    • значок Поэтический портал

    Примечания

    Внешние ссылки

    На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Якоб Исраэль де Хаан.
    Последняя правка сделана 2021-05-24 11:37:27
    Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
    Обратная связь: support@alphapedia.ru
    Соглашение
    О проекте