Святой. Иаков Барадей | |
---|---|
Епископ Эдесский | |
Родился | ок. 500. Высокий Моузальт, Восточная Римская империя |
Умер | 30 июля 578 г. (77–78 лет). Касион, Восточная Римская империя |
Почитаемый в | Восточная Православная Церковь |
Праздник | 31 июля |
Иаков Барадей (; Греческий : Βαραδαῖος; Арабский : مار يعقوب البرادعي; сирийский : ܝܥܩܘܒ ܒܘܪܕܥܝܐ), также известный как Иаков бар Аддай или Иаков бар Феофил, был епископом Эдессы с 543/544 до своей смерти в 578 году. Он почитается как святой в Восточной Православной Церкви, а его праздник - 31 июля. Миссионерские усилия Иакова помогли основать нехалцедонскую Сирийскую православную церковь, также известную как «якобитская» церковь по имени ее одноименного основателя, и обеспечили ее выживание, несмотря на преследования.
После Халкидонского собора в 451 году церковь в Восточной Римской империи претерпел разделение между халкидонянами, сторонниками собора, и нехалкидонянами, также известными как миафизиты, которые выступали против совета. Нехалкидонцы потеряли политическую поддержку при вознесении императора Иустина I в 518 году, который впоследствии преследовал нехалкидонцев. Как следствие, количество нехалкидонских религиозных лидеров сократилось, и, несмотря на широкую поддержку, которую они получали в Сирии, Армении и Египте, нехалкидонизм оказался на грани исчезновения.
Иаков родился в c. 500 в городе Талль Моузальт, и был сыном Феофила бар Ману, священника. В возрасте двух лет Иаков был оставлен на попечение Евстафия, аббата монастыря Фсилта, и изучал греческий, сирийский, религиозные и богословские тексты. Мать Иакова позже вернулась в монастырь и попыталась привести его домой, однако Иаков отказался вернуться и заявил о своем посвящении Христу. После смерти своих родителей Иаков подарил свое наследство бедным и освободил нескольких унаследованных им рабов, которым он подарил дом своих родителей. Позже Иаков был рукоположен в сан диакона и священника монастыря. В это время Иаков стал известен как чудотворец, и люди приходили к нему в поисках исцеления. Иакову приписывают несколько чудес, таких как воскрешение мертвых, исцеление слепых, получение дождя и остановка движения солнца. Также считается, что он завершил осаду Эдессы, поскольку Хосров I был поражен видением и покинул осаду.
Императрица Феодора, не халкидонец, узнал об Иакове и пригласил его встретиться с ней в Константинополе, однако он не хотел этого делать. В видении Иаков получил указание отправиться в Константинополь, и, таким образом, в ок. 527 г. он прибыл в столицу. Феодора с честью приняла Иакова, однако жизнь при дворе его не интересовала, и он вошел в монастырь Сикай, где оставался 15 лет. Находясь в Константинополе, он снискал благосклонность Феодоры и Аль-Хариса ибн Джабала, царя Гассанидов, обоих нехалкидонцев. Вспышка преследования нехалкидонцев, осуществленная Ефремом, Патриархом Антиохии, побудила императрицу Феодору и Аль-Харита убедить Папу Феодосия I Александрийского посвятить епископов для борьбы с Ефремом и обеспечить выживание нехалкидонизма. Таким образом, Иаков был посвящен в епископа Эдессы Папой Феодосием в Константинополе в 543/544 г.
После своего епископального назначения Иаков отправился в Александрию, где вместе с двумя нехалкидонскими епископами, посвятил Конона епископом Тарса и Евгения епископом Селевкии. Затем он приступил к посвящению нехалкидонских священнослужителей по всей Месопотамии, Анатолии, Сирии, Палестине и Египту. В это время своей миссионерской деятельностью Иаков стремился восстановить нехалкидонизм как официальную позицию церкви в Восточной Римской империи. Римское правительство пыталось воспрепятствовать нехалкидонскому возрождению и заключить Иакова в тюрьму, однако в своих путешествиях он носил маскировку и поэтому стал известен как Бурдеана, «человек в рваной одежде», от которого происходит прозвище «Барадей». Иаков рукоположил Сергия бар Карью епископом Харрана и Сергия Теллы Патриархом Антиохии в 544 году. После смерти Сергия Теллы в 547 году вместе с Евгением Иаковом рукоположил Павла патриархом Антиохии в 550 году. Разногласия между Иаковом, Евгением и Кононом позже проявились, и Иаков анатематизировал пару за их приверженность тритеизму, а они анатематизировали Иакова по обвинению в приверженности to Савеллианство.
В 553 г. император Юстиниан I созвал Второй Константинопольский собор в попытке объединить халкидонцев и нехалкидонцев. Однако собор был неубедительным для сирийских нехалкидонцев, и Иаков начал формировать отдельную нехалкидонскую церковь, которая позже стала сирийской православной церковью. Иаков рукоположил Иоанна Эфесского во епископа Эфеса в 558 году. В 559 году Иаков посвятил Ахудемме в митрополита Востока. В 566 году Иаков присутствовал на обсуждениях, проведенных императором Иустином II в Константинополе между халкидонянами и нехалкидонянами с целью достижения компромисса между двумя фракциями. По окончании обсуждений в 567 году Юстин издал указ, который был согласован всеми присутствовавшими, однако указ был отклонен нехалкидонским собором в Ракке. Позже, в 571 году, Яков Барадей и другие нехалкидонские епископы одобрили эдикт об унии с халкидонской церковью, поскольку оба согласились, что придерживаются тех же верований, но выражают их по-разному. Впоследствии Иаков и другие епископы приняли причастие от Иоанна Схоластика, Вселенского Патриарха Константинополя. Однако это разозлило многих нехалкидонцев, и епископы отозвали свое одобрение указа.
Без ведома Иакова, Павел, Патриарх Антиохии, и несколько других нехалкидонских епископов подверглись пыткам со стороны римского правительства. и неохотно согласился придерживаться халкидонизма. Вследствие этого Иаков запретил Павлу причащаться, и Павел нашел убежище в Царстве Гассанидов. Три года спустя Павел предстал перед нехалкидонским синодом, и Иаков вернул его к общению для покаяния. Это возмутило египтян нехалкидонцев, и в 576 году папа Петр IV Александрийский свергнул Павла как патриарха Антиохии, вопреки каноническому праву. Иаков осудил Петра, однако, в попытке воссоединить нехалкидонцев, он отправился в Александрию и согласился дать свое согласие на низложение Павла при условии, что он не будет отлучен от церкви, тем самым восстановив хорошие отношения между сирийскими и египетскими нехалкидонянами. Тем не менее, по возвращении Иакова в Сирию многие сирийские нехалкидонцы выразили гнев по поводу компромисса и насилия, вспыхнувшего между сторонниками Иакова и Павла. Король аль-Мундхир III ибн аль-Харит, преемник аль-Хариса, и Павел попытались обсудить конфликт с Джейкобом, однако он отказался искать другой компромисс.
Иаков с несколькими другие епископы внезапно покинули Сирию с намерением отправиться в Александрию. По пути Иаков и его группа остановились в монастыре Св. Романа в Майума, где они заболели, и Иаков умер 30 июля 578 г. По словам Кириака, епископа Мардина, Останки Иакова хранились в монастыре Св. Романа, пока в 622 году не были перенесены в монастырь Фсилта.