Яцек Дукай

редактировать
Яцек Дукай
Яцек Дукадж Яцек Дукай
Родился(1974-07-30) 30 июля 1974 г. (возраст 46). Тарнув, Польша
Профессияписатель
ЯзыкПольский
Alma materЯгеллонский университет
Жанрнаучная фантастика
Известные произведенияКатедра, Чарненский океан, Инне пьесни, Перфекцийна ниедосконалосц, Лод
Выдающиеся наградыБронзовая Медаль за заслуги перед культурой - Gloria Artis. Премия Европейского Союза в области литературы

Яцек Дукай (родился 30 июля 1974 г.) - польский писатель-фантаст и фэнтези. Он получил множество литературных премий, в том числе Премию Европейского Союза в области литературы и Премию Януша А. Зайделя.

Содержание
  • 1 Карьера
  • 2 Библиография
    • 2.1 Романы
    • 2.2 Сборники рассказов
    • 2.3 Рассказы
    • 2.4 Переводы
  • 3 Награды
  • 4 Источники
  • 5 Внешние ссылки
Карьера
Яцек Дукай и Анна Кантох - лауреаты премии Януша А. Зайделя 2010 года

Дукай изучал философию в Ягеллонском университете. Первым научной фантастикой, которую он прочитал, был Расследование Станислава Лема, который вдохновил его на написание собственных рассказов в этом жанре. Он успешно дебютировал в 16 лет с рассказом «Золотая галера». Лауреат Премии Януша А. Зайделя за 2001 год за роман Чарненский океан (Черные океаны), за 2003 год за роман Inne pieśni (Разные песнопения), за 2004 год за роман Perfekcyjna niedoskonałość (Идеальное несовершенство), за 2007 год за роман Лод (Лед) и за 2000 год за рассказ Катедра (Собор). короткометражный анимационный фильм автора Томаша Багинского, основанный на этом рассказе, был номинирован на премию Оскар в 2003 году.

Его рассказы переведены на английский, немецкий, русский, чешский, словацкий, македонский, венгерский, итальянский, болгарский. Его первый рассказ «Золотая галера» был переведен на английский и опубликован в «Книге польских фантазий Дедала». Перевод Майкла Кандела "Железного генерала" был опубликован в Польской Книге Монстров, а его перевод фрагментов "Собора" на английский доступен онлайн. «Апокриф Лема», имитация рецензии в традиции Борхеса, написанная как послесловие к переизданию «Совершенного вакуума» Лема, было опубликовано в «Лемистике», переведенной Данусией Сток. Старый аксолотль - первая книга Дукаджа, опубликованная на английском языке (в 2015 году). В 2017 году лондонское издательство приобрело права на английский язык на Ice. Дата публикации будет объявлена ​​после перевода романа.

Дукай известен сложностью своих книг, и часто говорят, что один рассказ Дукая содержит больше идей, чем многие другие писатели вкладывают в свои книги. книги при их жизни. Популярные темы в его работах: технологическая сингулярность, нанотехнология и виртуальная реальность, поэтому его книги часто можно отнести к научной фантастике. Среди его любимых писателей австралийский писатель Грег Иган, и книги Дукаджа имеют некоторое сходство с книгами Игана или с книгами Дэвида Брина, хотя его стилистические brio делает его писателем как «литературным», так и «научно-фантастическим».

Библиография

Романы

  • Xavras Wyryn (SuperNOWA 1997, содержит два коротких романа - Xavras Wyryn и Zanim noc)
  • (Aguerre at Dawn) (короткий роман в антологиях Wizje Alternatywne 3, Solaris 2001 и перепечатан в Król Bólu, Wydawnictwo Literackie, 2010)
  • Czarne oceany (Black Oceans) (SuperNOWA 2001) - в середине 21 века событие, напоминающее технологическая сингулярность внезапно происходит, когда Земля превращается в причудливый мир.
  • (Дочь грабителя) (короткий роман в антологии Wizje Alternatywne 4, Solaris 2002). Дочь археолога вынуждена скрываться в Городе - необитаемом, многомерном инопланетном городе, который, кажется, является «сущностью всех городов».
  • Extensa (Extensa) (Wydawnictwo Literackie 2002) - в сообщении -технологическая сингулярность мира, некоторые люди предпочли остаться неизменным и «просто человеком». Это история одного из них.
  • Inne pieśni (в переводе «Разные песнопения или другие песни») (Wydawnictwo Literackie 2003) - на этой альтернативной Земле люди могут изменять реальность своими мыслями. Земля разделена на несколько империй, каждая из которых контролируется кратистом - бывшим человеком со способностями полубога, который доказал, что обладает самым могущественным разумом и способен искажать реальность в своих владениях. Когда на Землю нападают инопланетяне, бывший никто, торговец, начинает свой путь, чтобы стать кем-то гораздо большим.
  • Perfekcyjna niedoskonałość (Идеальное несовершенство) (Wydawnictwo Literackie 2004) - возродился космонавт 21-го века. несколько столетий спустя, в мире посттехнологической сингулярности. Впервые в запланированной трилогии, эта книга рассказывает о том, как он попадает в сеть трансгалактических интриг. Может ли нормальный человек стать чем-то большим, чем игрушкой для гораздо более разумных существ?
  • Лед (Лод) (Wydawnictwo Literackie 2007) - альтернативный вариант в мире, где целые вселенные развиваются только для создания более мощного оружия. история. Не было Первой мировой войны, в 1924 году Польша все еще находится под властью России. Бенедик Герославский, талантливый математик, но при этом страстный игрок, был отправлен в Сибирь, чтобы вернуть в страну своего отца. Говорят, что он каким-то образом связан с лютней - Angels of Frost.
  • Wroniec (The Crowe) (Wydawnictwo Literackie 2009) - иллюстрированная сказка о военном положении в Польше (1981), рассказанная с точки зрения маленький мальчик, что-то вроде более мрачной версии «Алисы в стране чудес», действие которой происходит в польской истории, с дикими играми слов, рифмами, песнями и т. д.
  • Научная фантастика (в антологии Science Fiction, Powergraph 2011) - история имеет три уровня : level A посвящен Эдварду Колдуэллу, писателю-фантасту из ближайшего будущего, живущему в Лондоне, соучредителю компании-разработчика программного обеспечения, которая производит «этические приложения», чья подруга работает в Бразилии для Фонда Гейтса над «универсальным социальным преобразователем». '; тем временем Колдуэлл пишет научно-фантастический роман, и главы из его романа относятся к уровню B: история марсиан (далеких, автоматически эволюционирующих потомков человеческих колонистов на Марсе), возвращающихся на Землю через столетия после уничтожения всей человеческой цивилизации на Земле математикой. : самодвижущийся прогресс в обход технологической сингулярности; марсиане - абсолютные индивидуалисты, каждый из которых является независимым государством со своими законами и политикой, и для взаимодействия друг с другом им нужны Судьи, один из которых является здесь главным героем, посланный выяснить, что послужило толчком к математике в 21 веке. ; а история, которую раскрывает судья, - это уровень C: история исследования далекого космоса в 21 веке с помощью внутреннего компьютерного моделирования и эволюции, основанной на изменении внешних данных; один из ученых играет с параметрами своего внутреннего мира, который ведет прямо на уровень А, создавая структурную петлю. Однако некоторые скрытые в тексте намеки допускают более сложную интерпретацию: структура ленты Мебиуса или бесконечная спираль. Основные темы «Научной фантастики»: самоотношение, символика стихов Т.С. Элиота, абсолютное одиночество как следствие абсолютной свободы. В качестве научного основания Дукай использует здесь доказательства из физических пределов вывода Дэвида Х. Вольперта и теорию Умвельта Якоба Иоганна фон Юкскюля. Уровень A написан в стиле J. M. Coetzee, уровень B - в стиле барочной миростроительной фантастики, уровень C - в сухом стиле жесткой научной фантастики Игана или Чанга.
  • Starość aksolotla (Старый аксолотль) (Allegro 2015) - нейтрон -как радиация из космоса попадает на Землю, мгновенно убивая все живые организмы в одном полушарии; у людей в другом полушарии осталось максимум 12 часов, и некоторым из них удается использовать игровые гаджеты для нейросканирования себя в несовершенные цифровые копии. После Истребления единственный способ для преобразованных снова почувствовать себя людьми - это использовать различных мехов и роботов в качестве своих «стальных тел». Таким образом начинается новое человечество и 300-летняя ностальгическая одиссея Барта, последнего специалиста по аппаратному обеспечению в мире, где «остается только оборудование».
  • Imperium chmur (Империя Облаков) (в антологии Inne swiaty, SQN 2018) - роман / повесть объемом 200 страниц. Его стиль и структура основаны на принципах японской поэзии, особенно «киредзи» классического хайку. Действие «Империи облаков» происходит в Японии периода Мэйдзи, где император Мэйдзи является одним из персонажей. Но главный герой - молодая девушка Киёко с острова Хоккайдо, сирота, обучавшая западные языки и обученная специальной логографической стенографии. Роман в первую очередь имеет дело с «объективной семиотикой»: как различные отношения знаков к реальности искажают и обогащают наше восприятие реальности, а также с возможностью того, что сама система письма может генерировать некоторые избыточные знания (например, научные истины). Ход истории в «Империи Облаков» меняется на металитературном уровне, «сливаясь» с миром известного польского романа XIX века Болеслава Пруса «Ляля» («Кукла»). Дукай также неоднократно заимствует здесь философию мушина (не-ума), вплоть до полного удаления «я» главного героя.

Сборники рассказов

  • W kraju niewiernych (В стране неверных) (SuperNOWA 2000):
    • "" (Железный генерал) - В мире, где к магии относятся с научной строгостью и который достиг уровня развития Земли 21 века, старая цивилизованная страна сталкивается с растущими проблемами. с более крупным, беспокойным и примитивным соседом. Обратите внимание, что название в официальном переводе - «Железный генерал», хотя польское название буквально переводится как «Ход генерала».
    • «» - В космической колонии есть место, где мечты могут стать реальность, и возрожденный индеец охотник идет по следу вампира.
    • "" - В полном погружении, виртуальной реальности мультивселенной, что-то пошло ужасно неправильно. Вот уже несколько месяцев игроки не могут выйти из системы и ведут войну против Искусственного интеллекта, пытающегося взять под контроль эту вселенную VR. Когда появляется новый странный игрок, обладающий мощными способностями, но страдающий амнезией, сюжет быстро сгущается.
    • «» (Flykiller) - В космосе и в космических колониях есть призраки. А там, где есть призраки, будут экзорцисты. Однако может ли обученный человеком экзорцист справиться с магией, которая развивалась где-то еще?
    • "" (Земля Христа) - После того, как одна земная цивилизация обнаружила, как путешествовать в параллельные вселенные, эта технология была захвачена другим. Сейчас существует несколько параллельных цивилизаций, существующих в условиях непростого перемирия, каждая из которых пытается подчинить себе большее количество параллельных Земель и одержать верх в этой многомерной холодной войне. Когда открывают новую Землю, на ее разведку отправляют экспедицию. И эта новая Земля кажется поистине уникальной: Иисус никогда не умирал, и люди не верят в Бога - потому что они знают, что он существует...
    • «Катедра» (Собор ) - католический священник прибывает на одну из лун Юпитера, чтобы исследовать инопланетный артефакт, напоминающий гигантский готический собор.
    • "" - Все можно купить за деньги? Так думает некий миллиардер, поскольку он нанимает группы наемников, использующих передовые технологии, чтобы попытаться «украсть» посланное Богом откровение и передать это видение самому себе... См. Также Меджугорье.
    • "" - После того, как человечество вступило в контакт с другими космическими цивилизациями, христианство распространяется повсюду. Люди становятся всего лишь меньшинством верующих, и иностранец избирается папой... Обратите внимание, что «in partibus infidelium » переводится как «в стране неверующих», что является титулом антологии, в которой он был опубликован.
  • Xavras Wyryn i inne fikcje narodowe (Xavras Wyryn and Other National Fictions) (Wydawnictwo Literackie 2004):
  • Крула Булу (Король боли) (Wydawnictwo Literackie 2010):
    • "" (Линия сопротивления) - Сингулярность наступит или не наступит, но в любом случае мы все уже живем в ее тени. В обществе свободной роскоши, основанном на творческой экономике, единственным дефицитным и бесценным товаром является смысл жизни. Главный герой творчески «продуцирует» смыслы жизни: создает для людей их «линии сопротивления». Для чего вы живете, когда можете иметь все, что хотите, включая бессмертие? Роман написан в уникальном стиле «повествования о СДВГ», отражающем то, как мы воспринимаем реальность в мире, насыщенном информацией; только части, происходящие в виртуальных мирах, написаны в классическом, «эпическом» стиле.
    • «» (Глаз чудовища) - ретро-фантастика: космическое приключение в будущем, взятое из фантастической фантастики 1950-х годов., особенно ранние рассказы Станислава Лема. Во время солнечной бури экипаж старого грузового корабля сталкивается со странным искусственным интеллектом, рожденным из хаоса, своего рода архаичным мозгом Больцмана.
    • «Szkoła» (Школа) - мрачный, пессимистичный, киберпанк. Ребенок-сирота из Латинской Америки подвергается научным экспериментам, превращая его в наполовину человека, наполовину инопланетянина: мысленный мост, который является единственным способом «понять» инопланетян. Эту историю можно описать как смесь Дукаджа Акиры, Бегущего по лезвию, Цветов для Алджернона и Заводного апельсина.
    • "" (Aguerre at Рассвет). Люди распространились по звездам благодаря глейотикам - людям, которые обрели способность управлять пространством-временем. Когда один из них будет убит таинственным образом, расследование пошатнет основы человеческой цивилизации, затронув такие вопросы, как первый контакт и теория заговора - конечно же, в пост- технологическая особенность настройка.
    • "" (Сердце тьмы). Это пересказ «Сердца тьмы» Джозефа Конрада, действие которого происходит на чужой планете, в альтернативной истории, в которой нацистская Германия выиграла Вторую мировую войну. Спустя годы, в многосторонней холодной войне, нацистская Германия, Советский Союз, Соединенные Штаты и Япония достигают межзвездных полетов и борются за контроль над новой космической колонией. Агент немецкого спецназа прибывает на планету и немедленно отправляется с миссией в пустыню, чтобы убить мятежного унтерменша. Примечание автора: лучше всего читать с музыкой Rammstein на заднем плане.
    • "" - Футуристическая нанотехнология и нео- сарматская история восстания польского гетто в городских районах.
    • «» (Король боли и кузнечик) - Мир разделен между зонами различной искусственной генетики (АГ). AG - это оружие, политика, паспорт и средство полуразумной эволюции. King of Pain родился как «побочный ущерб» AG: уникальная нейропластичность позволяет ему манипулировать людьми, но в то же время вызывает постоянную боль при контакте с людьми и материальными объектами. Но он действует через тела других, «живет по доверенности» - поскольку невозможно путешествовать от одной генетики к другой, люди разработали технологию заимствования и телеуправления телами других.
    • "" (Полынь) - во времена Польской Народной Республики агент тайной полиции имел дело с Чернобыльским сокрытием - и воскрешениями, поскольку энтропия меняет себя и вся история «сжимается» до одной точки, вневременная «Польша вечная».

Рассказы

  • «Złota Galera» (Золотая камбуза), «Fantastyka » 2/1990, антология Jawnogrzesznica, антология Miłosne dotknięcie nowego wieku, антология «Книга польских фантазий Дедала») - первый рассказ Дукая. Ад - это космический корабль, и он движется по курсу столкновения с Землей...
  • "Smierć matadora" (Смерть Матадора) ("Fantastyka " ​​1/1991, антология Co większe muchy).
  • "Opętani" (Одержимый) ("Fenix ​​ " ​​1/1991)
  • "Książę mroku musi umrzeć" (Князь тьмы должен умереть) ("Nowa Фантастика »12/1991, венгерский перевод в« Галактике »7/1992) - распространен мотив борьбы Неба с Адом. Но тем более видение последствий. История последнего дьявола.
  • "Korporacja Mesjasz" (Корпорация Мессия) (антология Чарна Мса, Ребис 1992) - Когда ад и бизнес вовлечены в экономическую войну....
  • "Пани", pobłogosław morderców "(Боже, благослови убийц) (" Феникс "2/1993)
  • " Wszystkie nasze ciemne sprawy "(Все наши темные дела) (" Путешественник "№ 6)
  • "Irrehaare" ("Nowa Fantastyka" 6,7 / 1995, антология W kraju niewiernych) - описание доступно в разделе "Сборники рассказов" выше
  • "Wielkie podzielenie" (The Great Divide) ("Nowa Fantastyka" 3/1996) - описание доступно в разделе "Сборники рассказов" выше
  • "Szkoła" (Школа) ("Nowa Fantastyka" 11/1996, антология Król Bólu) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «Ziemia Chrystusa» (Земля Христа) (антология Wizje alternatywne 2, Zysk i S-ka 1997, антология W kraju niewiernych) - описание доступно на раздел "Сборники рассказов" выше
  • "IACTE" (антология Wizje alternatywne 2, Zysk i S-ka 1997, антология W kraju niewiernych) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «Ponieważ kot» (Потому что кошка) (антология Trzynaście kotów)
  • "Serce Mroku" (Сердце тьмы) ("Nowa Fantastyka" 11/1998, антология "Król Bólu") - описание доступно в разделе "Сборники рассказов" выше
  • "Ruch Generała "(Железный генерал) (антология W kraju niewiernych, антология A Polish Book of Monsters) - описание доступно в разделе" Сборники рассказов "выше
  • " Muchobójca "(Flykiller) (антология W kraju niewiernych) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «Катедра» (Собор) (антология W kraju niewiernych, альбом Katedra, чешский перевод в Икарие 11/2002) - описание доступно в Раздел «Сборники рассказов» выше
  • «Меджугорье» (антология W kraju niewiernych) - описание доступно в «Коллекции рассказов» ons », раздел выше
  • « In partibus infidelium »(антология W kraju niewiernych) - описание доступно в разделе« Сборники рассказов »выше
  • « Gotyk »(Готика) (антология Strefa Mroku, антология Xavras Wyżryn i inne fikcje narodowe) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «Sprawa Rudryka Z.» (Дело Рудрика З.) (антология Xavras Wyżryn i inne fikcje narodowe) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «Przyjaciel prawdy» (Друг истины) (антология Xavras Wyżryn i inne fikcje narodowe) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «Ключ» (антология PL + 50. Historie przyszłości, Wydawnictwo Literackie 2004) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» "раздел выше
  • " Diabeł wstrukturze "(Дьявол в структуре, антология Trupy Polskie, Wydawnictwo EMG 2005)
  • " Кто написал Станислава Лема? " (Кто написал Станислав Лем, прилагается к изданию A Perfect Vacuum 2008 г.) - Рецензия на вымышленную книгу 2071 года о post hominem Stanisław Lem's.
  • "" (Линия сопротивления, антология Król Bólu) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • «» (Глаз монстра, антология Król Bólu) - описание доступно в разделе «Сборники рассказов» выше
  • "" (Король боли и кузнечик, антология Król Bólu - описание доступно в разделе "Сборники рассказов" выше
  • "" (Wormwood, антология Król Bólu) - описание доступно в " Сборники рассказов »раздел выше
  • « Portret nietoty »(Портрет Нонита, антология Заччанки) - есть шестое чувство, не какая-то сверхъестественная способность, а общая черта всех животных, такая как запах или осязание. Дукадж изобрел здесь история культуры, языка, медицины, технологий и искусства, основанная на этом смысле. Лаура - «нунит»: рождена с недостатком, делающим ее неспособной к используйте именно этот смысл. Тем не менее, она стала музой и любовницей художника, создающего искусство на его основе (ведь картины основаны на зрении, а музыка на слухе). Вся жизнь Лауры - это упражнение в «слепом переводе» из одного смысла в другой. В этой истории есть языческий подтекст (относящийся к дохристианской чувственности и сексуальности).
  • Vtrko (в антологии Ojciec, Ringier Axel Springer Polska Sp. Z oo 2017) - история американского обывателя, внезапно вызванного посткоммунистическая балканская страна, унаследовавшая его настоящего генетического отца: сталиноподобного коммунистического диктатора, массового убийцы и насильника, отца десятков ублюдков - высшей фигуры «отца-тирана»: как в психологическом, так и в социологическом плане смысл. Язык и культура вымышленной Республики Трска, широко используемые в рассказе, представляют собой оригинальную смесь Дукая сербского, македонского и албанского языков.

Переводы

  • Сердце тьмы Джозефа Конрада (Serce ciemnosci) (Wydawnictwo Literackie 2017) - как Дукай утверждает: «Это не перевод« Сердца тьмы »Конрада, а переработка в польской культуре и языке 21-го века». Заявленное намерение Дукаджа состояло в том, чтобы вернуться к первоначальному значению и жизненному опыту Конрада в то время, когда он писал Heart of Darkness для своих современных английских читателей, и использовать текст только как средство для достижения цели, а не саму цель, следовательно изменение структуры, стиля и языка текста в соответствии с опытом читателя. Готовя этот квази-перевод, Дукадж одновременно работал над иммерсивным литературным опытом Heart of Darkness с использованием технологии виртуальной реальности (среди прочего). Обратите внимание, что Дукай уже написал «Сердце тьмы» (Serce Mroku) как научно-фантастический рассказ в 1998 году.
Награды
Ссылки
Внешние ссылки
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Яцеком Дукаем.
Последняя правка сделана 2021-05-24 10:54:37
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте