Джабир ибн Хайян

редактировать

Джабир ибн Хайян
Джабир ибн Хайян.jpg Европейский портрет «Гебера» 15-го века, Codici Ashburnhamiani 1166, Biblioteca Medicea Laurenziana, Флоренция
ТитулОтец химика
Личный
РодилсяАбу Муса Джабир ибн Хайян. ок. 721 г. н.э.. Тус, Хорасан, Омейядский халифат
Умерок. 815 г. н.э. (94 года). Куфа, Аббасидский халифат
РелигияИслам
ЭраЗолотой век ислама
КонфессияШииты
Главный интерес (s)Алхимия и химия, Астрономия, Астрология, Медицина и фармация, Философия, Физик, филантроп
Известные работыКитаб аль-Кимья и т. Д.
Мусульманский лидер
Под влиянием
Под влиянием

Абу Муса Джабир ибн Хайян (арабский / персидский جابر بن حيان, часто используется нисбас, ал- Азди, ал- Куфи, ал- Туси или ал- Суфи ; fl. C. 721 - c. 815), является предполагаемым автором огромного количества и разнообразия произведений на арабском языке. часто называют корпусом джабирианцев. Объем корпуса обширен и разнообразен и охватывает широкий круг тем, включая алхимию, космологию, нумерологию, астрологию, медицина, магия, мистицизм и философия.

Работы Джабира, широко известные как отец химии, содержат самые старые из известных систематическая классификация химических веществ и самые старые известные инструкции по получению неорганического соединения (солевой аммиак или хлорид аммония ) из органических веществ (таких как растения, кровь, и волосы) химическим путем.

Уже в 10 веке идентичность и точный состав работ Джабира оспаривались в исламских кругах. Авторство всех этих произведений одной фигурой и даже существование исторического Джабира также подвергаются сомнению современными учеными. Вместо этого Джабир ибн Хайян больше похож на псевдоним, которому приписываются «подпольные сочинения» различных авторов.

Некоторые арабские джабирские произведения (например, «Книга милосердия» и «Книга Семидесяти») были переведены на латынь под латинизированным именем «Гебер», а в Европе 13 века анонимный писатель, обычно называемый псевдогебер, начал создавать алхимические и металлургические сочинения под этим именем.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние упоминания
    • 1.2 Жизнь и предыстория
  • 2 Корпус Джабири
    • 2.1 Люди
    • 2.2 Теории
    • 2.3 Лабораторное оборудование и материалы
      • 2.3.1 Минеральные кислоты и спирт
    • 2.4 Наследие
  • 3 Проблема Гебера-Джабира
  • 4 В популярной культуре
  • 5 Библиография
    • 5.1 Псевдо- Geber corpus
    • 5.2 Английский перевод Джабира и Псевдо-Гебера
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Биография

Ранние ссылки

В 988 г. Ибн ан-Надим составил Китаб ал-Фихрист, в котором Джабир упоминается как духовный последователь, товарищ и ученик Джафара ас-Садика, шестого шиитского имама. В другом справочнике аль-Надим сообщает, что группа философов утверждала, что Джабир был одним из их собственных членов. Другая группа, о которой сообщил ан-Надим, утверждает, что только Большая книга милосердия является подлинной, а все остальное является псевдографическим. Их утверждения отвергаются ан-Надимом. Присоединение к ан-Надиму в утверждении настоящего Джабира; Ибн-Вахшийя («Джабер ибн Хайн ас-Суфи... книга о яде - великая работа...») Отказ от настоящего Джабира; (философ ок. 970) Абу Сулейман ас-Сиджистани утверждает, что настоящий автор - один. Критик арабской литературы XIV века объявляет все сочинения, приписываемые Джабиру, сомнительными.

Жизнь и происхождение

По словам филолога-историка Пола Крауса (1904–1944)), Джабир ловко смешал в своих алхимических сочинениях недвусмысленные отсылки к движению исмаилитов или карматов. Краус писал: «Прежде всего отметим, что большинство имен, которые мы находим в этом списке, имеют неоспоримое сходство с доктриной шиитского гнозиса, особенно с системой исмаилитов ». Генри Корбин считает, что Джабир ибн Хайян был исмаилитом. Джабир был естествоиспытателем, жившим в основном в 8 веке; он родился в Тусе, Хорасане, в Персии, затем правил Омейядским халифатом. Джабир в классических источниках по-разному упоминается как ал-Азди, ал-Куфи, аль-Туси, ас-Суфи, аль-Тартуси или аль-Тарсуси и аль-Харрани. Существуют разногласия относительно того, был ли он арабом из Куфы, который жил в Хорасане, или персом из Хорасана, который позже отправился в Куфу, или был ли он, как некоторые предполагают, сирийского сабианского происхождения а позже жил в Персии и Ираке. В некоторых источниках сообщается, что он был сыном Хайяна аль-Азди, фармацевта из арабского азд племени, эмигрировавшего из Йемена. - Куфа (в современном Ираке ). в то время как Генри Корбин полагает, что Гебер, похоже, был неарабским клиентом племени азд. Хайян поддержал восстание Аббасидов против Омейядов и был отправлен ими в провинцию Хорасан, чтобы собрать поддержку для своего дела. В конце концов он был пойман Омейядами и казнен. Его семья сбежала в Йемен, возможно, к некоторым из своих родственников в племени азд, где Джабир вырос и изучал Коран, математику и другие предметы. Профессия отца Джабира, возможно, во многом способствовала его интересу к алхимии.

После прихода к власти Аббасидов Джабир вернулся в Куфу. Он начал свою карьеру в медицине под патронажем визира (из благородной персидской семьи Бармакидов ) халифа Харуна ар-Рашида. Его связи с Бармакидом в конце концов дорого обошлись ему. Когда эта семья впала в немилость в 803 году, Джабира поместили под домашний арест в Куфе, где он оставался до своей смерти.

Утверждалось, что Джабир был учеником шестого Имама Джафара ас-Садика и Харби аль-Химьяри ; однако другие ученые подвергли эту теорию сомнению.

Корпус Джабири
Иллюстрация различных экспериментов и инструментов, используемых Джабиром ибн Хайяном.

В общей сложности, Джабиру приписывают около 3000 трактатов и статей. ибн Хайян. После новаторской работы Пауля Крауса, который продемонстрировал, что корпус из нескольких сотен работ, приписываемых Джабиру, вероятно, был смесью разных рук, в основном датируемой концом IX - началом X веков, многие ученые считают, что многие из этих работ состоят из комментариев и дополнений его последователей, особенно исмаилитского убеждения. С другой стороны, современный ученый Сайед Номанул Хак отвергает гипотезу о множественности авторов и говорит, что Краус исказил джабирский корпус по трем основным причинам: а) он неправильно изучил библиографии, учитывая, что было много скачков (в одном случае у нас нет названий между 500 и 530), так что в целом цифры больше 500, чем близко к 3000; б) во многих случаях часть или глава книги считалась самой книгой, как, например, в случае с Китаб аль-Джумаль аль-Ишрин (книга из двадцати максим), которая насчитывает 20 книг и в) наконец многие из предполагаемых «книг» не таковы в формальном смысле: Китаб ас-Сахль занимает один абзац, а многие другие - несколько листов. Сайед Номанул Хак заключает, что «это грубое расследование совершенно ясно показывает, что мы должны с большим подозрением относиться к любым аргументам в пользу множества авторов, основанным на завышенной оценке Крауса объема джабирского корпуса».

Объем корпуса обширен: космология, музыка, медицина, магия, биология, химическая технология, геометрия, грамматика, метафизика, логика, искусственное создание живых существ, а также астрологические предсказания и символические мифы об имамах.

  • 112 книг, посвященных Бармакидам, визирям халифа Харун ар-Рашид. В эту группу входит арабская версия Изумрудной скрижали, древней работы, которая доказала постоянное основание и источник алхимических операций. В средние века он был переведен на латынь (Tabula Smaragdina) и широко распространился среди европейских алхимиков.
  • Семьдесят книг, большинство из которых были переведены на латынь в средние века. В эту группу входят Китаб аз-Зухра («Книга Венеры») и Китаб аль-Ахджар («Книга камней»).
  • Десять книг по исправлению, содержащие описания алхимиков, таких как Пифагор, Сократ, Платон и Аристотель.
  • Книги баланса ; в эту группу входит его самая известная «Теория равновесия в природе».

Джабир заявляет в своей (4:12), что «цель состоит в том, чтобы сбить с толку и ввести в заблуждение всех, кроме тех, кого Бог любит и обеспечивает». Его работы, кажется, были намеренно написаны в высшей степени эзотерическим кодом (см. стеганография ), так что только те, кто был посвящен в его алхимическую школу, могли их понять. Поэтому современному читателю в лучшем случае трудно различить, какие аспекты работы Джабира следует рассматривать как двусмысленные символы, а какие - буквально.

Люди

Джабир утверждал, что черпал свое алхимическое вдохновение у более ранних писателей, легендарных и исторических, по этой теме. В своих трудах Джабир отдает дань уважения египетским и греческим алхимикам Зосиму, Демокриту, Гермесу Трисмегисту, Агатодемону, но также Платон, Аристотель, Гален, Пифагор и Сократ, а также комментаторы Александр Афродисийский, Симплиций, Порфирий и другие.

Огромная псевдоэпиграфическая литература алхимических книг была составлена ​​на арабском языке, среди которых имена персидского авторы также выглядят как Джамасб, Останес, Мани, свидетельствуя, что подобные алхимии операции с металлами и другими веществами также практиковались в Персии. Большое количество персидских технических названий (zaybaq = ртуть, nošāder = саль-аммиак) также подтверждает идею важного иранского корня средневековой алхимии. Ибн ан-Надим сообщает о диалоге между Аристотелем и Останом, персидским алхимиком эпохи Ахеменидов, который в джабирском корпусе под названием Китаб Мусаххаха Аристуталис. Руска предположил, что сасанидские медицинские школы сыграли важную роль в распространении интереса к алхимии. Он подчеркивает долгую историю алхимии, «происхождение которой - Арий... первый человек, который провел первый эксперимент с [философским] камнем... и он заявляет, что человек обладает способностью имитировать работы природы »(Наср, Сейед Хусейн, Наука и цивилизация ислама).

Теории

Алхимические исследования Джабира якобы вращались вокруг конечной цели takwin, искусственного создания жизни. Книга сборки «Китаб аль-Тайми» включает несколько рецептов создания таких существ, как скорпионы, змеи, и даже людей в лабораторных условиях, которые подлежат контролю со стороны их создатель. Что Джабир имел в виду под этими рецептами, неизвестно.

Алхимические исследования Джабира теоретически основывались на сложной нумерологии, связанной с пифагорейскими и неоплатоническими системами. Природа и свойства элементов определялись с помощью числовых значений, присвоенных арабским согласным, присутствующим в их имени.

Ко времени Джабира аристотелевская физика стала неоплатонической. Каждый аристотелевский элемент состоял из следующих качеств: огонь был горячим и сухим, земля холодным и сухим, вода холодным и влажным, и воздух, горячий и влажный. Это произошло из-за элементарных качеств, которые имеют теоретический характер плюс сущность. У металлов два из этих качеств были внутренними, а два - внешними. Например, свинец был холодным и сухим, а золото - горячим и влажным. Таким образом, предположил Джабир, изменив свойства одного металла, можно получить другой металл. Как и Зосим, Джабир считал, что для этого потребуется катализатор, аль-иксир, неуловимый эликсир, который сделает это преобразование возможным - который в европейской алхимии стал известен как философский камень.

Согласно Согласно теории Джабира ртуть-сера, металлы отличаются друг от друга, поскольку они содержат разные пропорции серы и ртути. Это не элементы, которые мы знаем под этими названиями, а определенные принципы, к которым эти элементы являются наиболее близким по природе. Основываясь на теории «выдоха» Аристотеля, сухие и влажные выдохи превращаются в серу и ртуть (иногда называемые «софическими» или «философскими» ртутью и серой). Теория серы и ртути впервые зафиксирована в работе 7-го века «Секрет творения», приписываемой (ложно) Балину (Аполлонию Тианскому ). Эта точка зрения становится широко распространенной. В «Книге объяснений» Джабир говорит, что

все металлы, по сути, состоят из ртути, соединенной и коагулированной с серой [которая поднялась до нее в виде землистых дымообразных паров]. Они отличаются друг от друга только из-за разницы в их случайных качествах, и это различие связано с разницей в их содержании серы, что опять-таки вызвано различием в почвах и их положении относительно солнечного тепла

Холмярд говорит, что Джабир экспериментально доказывает, что это не обычная сера и ртуть.

Зародыши современной классификации элементов на металлы и неметаллы можно увидеть в его химических веществах. номенклатура. Он предложил три категории:

Истоки идеи химических эквивалентов можно проследить до Джабира, когда было признано, что «определенное количество кислоты необходимо для нейтрализации данного количества основания».

Лабораторное оборудование и материалы

Ambix, Кукурбит и реторта из Зосима, из Марселин Бертело, Сборник древнегреческих алхимиков (3 том, Париж, 1887–1888).

Корпус Джабирианцев известен своим вкладом в алх Эми. Это показывает ясное признание важности экспериментирования: «Первое, что существенно в химии, - это то, что ты должен выполнять практическую работу и проводить эксперименты, ибо тот, кто не выполняет практическую работу и не проводит эксперименты, никогда не достигнет ни малейшей степени мастерства». Ему приписывают использование более двадцати типов основного химического лабораторного оборудования, такого как перегонный куб и реторта, а также описание многих из них. - обычные химические процессы, такие как кристаллизация, различные формы алхимической «дистилляции» и вещества лимонная кислота (кислый компонент лимонов и других незрелых фруктов), уксусная кислота (из уксуса) и винная кислота (из остатков виноделия), мышьяк, сурьма и висмут, сера и ртуть, которые стали основой сегодняшней химии.

Согласно Исмаилу аль-Фаруки и Лоис Ламия аль-Фаруки, «В ответ на пожелание Джафара ас-Садика, [Джабир ибн Хайян] изобрел бумагу, стойкую к огню, и чернила, которые могли быть читать ночью. Он изобрел добавку, которая при нанесении на поверхность железа ингибировала ржавчину, а при нанесении на ткань, сделает его водоотталкивающим."

Минеральные кислоты и спирт

Указания по изготовлению минеральных кислот, таких как серная кислота, азотная acid и aqua regis появляются в арабском джабирском корпусе, а позже в псевдогеберийских работах Liber Fornacum, Deventione perfectionis и Summa.

Согласно Forbes, нет никаких доказательств того, что Джабир знал алкоголь. Позже Аль-Кинди недвусмысленно описал дистилляцию вина в 9 веке.

Наследие

Обложка книги «Работы Гебера» Э.Дж. Холмярда и Ричард Рассел. Европейское изображение «Гебера». Гебер, Chimistes Celebres, «Выдержка из мясной компании» Либиха, Коллекционная карточка, 1929.

Жил ли Джабир в 8 веке или нет, его имя станет самым известным в алхимии. Он проложил путь для большинства более поздних алхимиков, включая ал-Кинди, ар-Рази, ал-Туграй и живших в 9-13 вв. веков. Его книги оказали сильное влияние на средневековых европейских алхимиков и оправдали их поиск философского камня. В Средневековье трактаты Джабира по алхимии были переведены на латынь и стали стандартными текстами для европейских алхимиков. К ним относятся Китаб аль-Кимья (озаглавленная «Книга составления алхимии в Европе»), переведенная Робертом Честерским (1144); и (Книга Семидесяти) Герарда Кремонского (до 1187 г.). Марселин Бертело перевел некоторые из своих книг под причудливыми названиями «Книга Царства», «Книга весов» и «Книга Восточного Меркурия». Некоторые технические арабские термины, введенные Джабиром, такие как щелочь, нашли свое отражение в различных европейских языках и стали частью научного словаря.

Макс Мейерхофф утверждает Джабира ибн Хайяна:

«Его влияние можно проследить на протяжении всего исторического курса европейской алхимии и химии».

Историк химии Эрик Джон Холмиард воздает должное Джабиру за превращение алхимии в экспериментальную науку и пишет, что значение Джабира для истории химии равно значению Роберта Бойля и Антуана Лавуазье. Историк Пауль Краус, изучивший большинство дошедших до нас работ Джабира на арабском и латинском языках, резюмировал важность Джабира для истории химии, сравнив его экспериментальные и систематические работы по химии с аллегорическими и непонятными работами древнегреческие алхимики. Слово тарабарщина теоретически происходит от латинизированной версии имени Джабира в связи с непонятным техническим жаргоном, часто используемым алхимиками, самым известным из которых был Джабир. Оксфордский словарь английского языка предполагает, что этот термин происходит от gibber ; однако первое известное использование термина «тарабарщина » датируется до первого известного использования слова «тарабарщина».

Проблема Гебера-Джабира

Личность автора работ, приписываемых Джабиру, обсуждается давно. Согласно известной дискуссии, псевдогебер считался неизвестным автором нескольких книг в Алхимии. Впервые это было независимо высказано историками XIX века Германом Коппом и Марселленом Бертело на основании текстов и других причин. Джабир, по репутации величайшего химика ислама, давно знаком западным читателям под именем Гебер, что является средневековым переводом арабского Джабир, Гебер Средневековья. Работы в латинском корпусе считались переводами до исследований Коппа, Хёфера, Бертло и Липпмана. Хотя они отражают более раннюю арабскую алхимию, они не являются прямым переводом слова «Джабир», а являются работой латинского алхимика 13 века. Эрик Холмейрд говорит в своей книге Makers of Chemistry Clarendon press. (1931).

Однако есть некоторые другие латинские работы, озаглавленные «Сумма совершенства», «Исследование совершенства», «Изобретение истины», «Книга печей», и «Завет», которые проходят под его именем, но о которых не известно ни одного арабского оригинала. Проблема, которую историки химии еще не смогли решить, - подлинность этих работ или нет.

Однако к 1957 году, когда он (Холмиард) написал «Алхимию», Холмейрд отказался от идеи арабского оригинала (хотя они основаны на «исламских» алхимических теориях).

Сразу возникает вопрос, являются ли латинские произведения подлинными переводами с арабского или написаны латинским автором и, согласно общепринятой практике, приписываются Джабиру с целью повышения их авторитета. То, что они основаны на мусульманской алхимической теории и практике, не подвергается сомнению, но то же самое можно сказать о большинстве латинских трактатов по алхимии того периода; и, судя по разным оборотам, кажется вероятным, что их автор мог читать по-арабски. Но общий стиль работ слишком ясен и систематичен, чтобы найти близкую параллель в каком-либо из известных сочинений Джабирского корпуса, и мы тщетно ищем в них какие-либо ссылки на характерные для Джабирии идеи «баланса» и алфавита. нумерология. В самом деле, для их возраста они обладают удивительно фактической атмосферой, теория излагается с минимумом многословности и приводится много точных практических деталей. Общее впечатление, которое они производят, состоит в том, что они являются продуктом западного, а не восточного ума, и можно предположить, что они были написаны европейским ученым, возможно, в мавританской Испании. Каким бы ни было их происхождение, они стали главными авторитетами в ранней западной алхимии и занимали эту позицию в течение двух или трех столетий. .

Вопрос о псевдогебере идентичности все еще оставался предметом спора в 1962 году. сказал, что Гебер, латинизированная форма слова «Джабир», был принят предположительно из-за большой репутации предполагаемого алхимика 8-го века по имени Джабир ибн Хайян. Однако относительно этой исторической фигуры столетие назад существовала значительная неопределенность, и эта неопределенность сохраняется и сегодня. Иногда это называют «проблемой Гебера-Джабира». Вполне возможно, что факты, упомянутые в латинских сочинениях, приписываемых Геберу и датируемых XII веком и позднее, могут быть отнесены к заслугам Джабира.

В 2005 году историк Ахмад Й. Аль-Хасан указал, что более ранние арабские тексты до XIII века, включая труды Джабира и ар-Рази, уже содержали подробные описания таких веществ, как азотная кислота, царская водка, купорос и различные нитраты.. В 2009 году Аль-Хасан раскритиковал первоначальную гипотезу Бертло и на основании текстов утверждал, что Псевдо-Гебер Корпус изначально был написан на арабском языке. Аль-Хасан раскритиковал незнание Бертло полного арабского корпуса и указал на различные арабские джабирские рукописи, которые уже содержат большую часть теорий и практик, которые Бертло ранее относил к латинскому корпусу. Независимо от идентичности псевдогебера, содержание Pseudo-Geber Corpus в основном заимствовано из более ранней арабской алхимии, включая работы Джабира, а также других арабских авторов, таких как Ар-Рази.

культура
Библиография

Псевдогебер корпус

Латинский корпус состоит из книг с автором по имени "Гебер", для которых исследователям не удалось найти текст на арабском языке. На него сильно повлияли арабские книги, написанные Джабиром, «настоящим» Гебером, а также Аль Рази и другими. Они доступны только на латыни, датируются примерно 1310 годом, а их автор назван «Гебер» или псевдогебер :

  • Summa perfectionis magisterii («Вершина совершенства мастерства»).
  • Liber fornacum («Книга печей»),
  • Devestige perfectionis («Исследование совершенства») и
  • Deventione veritatis («О Открытие истины »).
  • Testamentum gerberi

The Liber fornacum, Devestige perfectionis и Deventione veritatis - это просто выдержки из или резюме Summa Perfectionis Magisterii с более поздними дополнениями ". который, возможно, был составлен более поздними авторами.

Английский перевод Джабира и Псевдо-Гебера

  • Сайед Номанул Хак, Имена, природа и вещи: алхимики Джабир ибн Хайян и его «Китаб аль-Ахджар» (Книга камней), [Бостон Исследования в области философии науки с. 158] (Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994), ISBN 0-7923-3254-7.
  • Дональд Рутледж Хилл, «Литература арабской алхимии» в религии: обучение и наука в период Аббасидов, изд. автор: M.J.L. Янг, Дж. Д. Латам и Р. Б. Сержант (Cambridge University Press, 1990), стр. 328–341 [333–335].
  • E. Дж. Холмиард (ред.) Арабские сочинения Джабира ибн Хайяна, переведенные Ричардом Расселом в 1678 году. Нью-Йорк, E.P. Даттон (1928); Также Пэрис, П. Гютер.
  • Гебер и Уильям Р. Ньюман, Сумма совершенства псевдогебера: критическое издание, перевод и исследование ISBN 978-90-04-09464-2.
  • Уильям Р. Ньюман, Новый взгляд на личность Гебера, Архив Судхоффа, 1985, том 69, стр. 76–90.
См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Викицитатная цитата содержит цитаты, относящиеся к: Джабир ибн Хайян
Последняя правка сделана 2021-05-24 10:51:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте