Lehto в 2004 году | |
Родился | (1966-01-31) 31 января 1966 (возраст 54). Эспоо, Финляндия |
---|---|
Формула-1 Карьера на чемпионате мира | |
Национальность | Финн |
Годы работы | 1989 - 1994 |
Команды | Onyx, Scuderia Italia, Sauber, Benetton |
Записи | 70 (62 начала) |
Чемпионаты | 0 |
Победы | 0 |
Подиумы | 1 |
Очки за карьеру | 10 |
Поул-позиции | 0 |
Самые быстрые круги | 0 |
Первая запись | Гран-при Португалии 1989 года |
Последняя запись | Австралия 1994 года Гран-при |
24 часа Ле-Мана карьера | |
Годы | 1990–1991, 1995–1997, 1999, 2002–2005 |
Команды | Richard Lloyd Racing, Kremer Racing, Kokusai Kaihatsu, GTC Competition, BMW Motorsport, Team Cadillac, Champion Racing |
Лучший результат | 1-е (1995, 2005 ) |
Класс побеждает | 2 (1995, 2005 ) |
Юрки Юхани Ярвилехто (Fi финское произношение: ; родился 31 января 1966 г.), более известный как «Джей Джей Лехто », финский гонщик . Он выигрывал 24 часа Ле-Мана дважды, в 1995 и 2005 годах. Он также бывший пилот Формулы-1.
Он был протеже финской Формулы-1 1982 года чемпионом мира Кеке Росберг, который первым предложил Юрки Ярвилехто сократить свое имя до более управляемый JJ Lehto.
Как и многие гонщики, Лехто начал заниматься картингом в возрасте 8, выиграв множество соревнований, прежде чем перейти в Formula Ford в раннем возрасте 15 лет. Переход на одноместные автомобили позволил ему доминировать в скандинавской Formu ла Форд. Затем он выиграл чемпионат Великобритании и Европы в Формуле 2000 в 1987 году, а в 1988 году выиграл желанный титул британской Формулы 3, выступая за Pacific Racing. В 1989 году Лехто выступал в Формуле 3000, снова в Pacific Racing. Сезон не удался, и он не смог ни разу попасть на подиум. Он не участвовал в последней гонке, которая проходила в Дижон-Пренуа.
В 1989 году Лехто тестировал Ferrari, прежде чем дебютировать в Формуле-1 за команду Onyx в качестве замены в конце сезона Бертран Гашо. Хотя ему не удалось пройти предварительную квалификацию для своей первой гонки на Эшторил, он впечатлил своей скоростью в сложных сессиях и сделал свой первый старт в после встречи. В финале сезона дождей в Аделаиде он занял 5-е место, прежде чем уйти на пенсию с затопленной электрикой. Летом Оникс был продан швейцарскому гонщику, ставшему бизнесменом Питером Монтеверди. Лехто, которого многие отметили как звезду будущего, был в паре с Грегором Фойтеком, но финансовые трудности мешали его сезону, что привело к уходу команды после Гран-при Венгрии (одно из пяти Мероприятия, на которые финн не прошел квалификацию - хотя ему помешала плохая подготовка команды, в том числе приводной вал , неправильно установленный на нескольких встречах, и фаворитизм по отношению к Фойтеку, отец которого участвовал в выкупе).
На 1991 год он был подписан амбициозной командой Scuderia Italia, финансируемой с помощью шасси Dallara, Judd двигателей V10 и Эмануэле Пирро во второй машине. Из-за плохих результатов в 1990 году болидам пришлось пройти предварительный квалификационный отбор, но вскоре они зарекомендовали себя как достойные участники полузащиты. На мокрой трассе Гран-при Сан-Марино Лехто впечатлил своим продолжением гонки на истощение и финишировал 3-м, набрав свои первые очки F1. Он произвел впечатление в других местах, но не забил снова из-за плохой надежности и неудач (финишировал только четыре раза). Он остался в команде в 1992 году, теперь в паре с Пьерлуиджи Мартини и использует двигатели Ferrari V12, но новое шасси Dallara B192 имело серьезные проблемы с управлением. Лучшим результатом Лехто было 7-е место в Спа, его худшим результатом была неспособность пройти квалификацию на Хунгароринг.
. Он занял второе место (вместе с австрийцем Карлом Вендлингером ) в новом, долгожданная команда Sauber на 1993 год, работающая на двигателях Ilmor. Сезон начался очень хорошо, поскольку Лехто пережил поздний ливень на Кьялами и занял 5-е место в дебютном матче команды, затем финишировал 4-м на Имоле, несмотря на поздний отказ двигателя. Однако после столкновения с Вендлингером на Монако его отношения как с товарищем по команде, так и с Sauber стали морозными, и его сезон закончился без набранных очков.
В 1994 году он опередил конкурентов Микеле Альборето и Лука Бадоер и занял второе место в Benetton вместе с Михаэлем Шумахером. Однако он повредил шею, тестируя новый B194 в предсезонке с пилотом-испытателем Йосом Ферстаппеном, занявшим его место в первых двух раундах чемпионата. Лехто вернулся в кабину для злополучного Гран-при Сан-Марино, несмотря на некоторые вопросы по его физической форме. Он квалифицировался 5-м, но застрял на стартовой решетке, его машину сзади ударил Педро Лами Lotus. Несмотря на то, что он занимал 3-е место в Испании до отказа двигателя и набрал очко в Канаде (после дисквалификации Кристиана Фиттипальди ), было ясно, что его травмы не зажили полностью. и его снова заменил Ферстаппен на Гран-при Франции. Он вернулся в кабину для итальянского и португальского раундов вместо отстраненного Шумахера, но не впечатлил и был освобожден совсем вскоре после этого, когда команда подписала Джонни Герберт. Это освободило его для участия в последних двух раундах за Sauber - травмы Вендлингера в результате несчастного случая на тренировке перед Гран-при Монако 1994 года не зажили, и его предыдущая замена Андреа де Чезарис была недоступна.
После того, как его Формула-1 карьера застопорилась, По совету своего менеджера Кеке Росберг Лехто присоединился к чемпионату Германии по кузовным гонкам, DTM, в 1995 и 1996 годах. Несмотря на высокую оценку, победы ускользнули от него, но эта потеря, вероятно, была восполнена. благодаря его успехам в GT и гонках на спортивных автомобилях.
Бывший Lehto McLaren F1 GTRОн был поздним дополнением к версии 1995 года из 24 Hours из Ле-Мана на McLaren F1 GTR, но он выиграл гонку безоговорочно, с третьей попытки, разделив машину с Янником Далмасом и Масанори Секией. Лехто стал неотъемлемой частью победы, завоевав лидерство для команды, проехав несколько отрезков дождливой ночью. В то время как другие ехали осторожно, было замечено, что Лехто скользит по машине, на 30 секунд быстрее, чем все остальные. В следующем году у него было еще три гостевых выступления на той же машине, и он выиграл еще одну гонку, прежде чем его подобрал BMW, чтобы присоединиться к заводской команде в первом сезоне FIA GT. Стив Сопер. Несмотря на то, что поначалу успех пришел легко, в том числе победа перед своей домашней публикой на мероприятии Thunder In Helsinki, мощь Mercedes-Benz догнала McLarens и оставила Лехто уступить титул бывшему сопернику DTM. Бернд Шнайдер.
После неудачной кампании 1998 года в качестве заводского водителя Mercedes-Benz в американской серии одноместных автомобилей CART с командой Hogan, Лехто остался в США, но вернулся в лагерь BMW. которые участвовали в гонках своего спортивного автомобиля V12 LMR в американской серии Ле-Ман, ALMS. Несмотря на то, что в итоге он выиграл четыре гонки, Лехто потерял титул из-за формальности (ему не были присуждены очки, полученные за победу в 12 часах Себринга, потому что у него не было американской гоночной лицензии на то время). 2000 год оказался менее успешным: на сцену вышла почти непревзойденная Audi R8.
BMW и Lehto остались в серии ALMS, но перешли в класс GT со спорным M3 GTR. Команда была практически непобедима, но Лехто проиграл в чемпионате водителю, с которым он делил машину, Йоргу Мюллеру, поскольку у последнего было больше кругов и кругов впереди своего имени.
Он обнаружил, что M3 и так недостаточно быстр, чтобы ему нравилось, поэтому неудивительно, что Лехто отклонил предложение BMW присоединиться к ним в Чемпионате Европы по кузовным гонкам (ETCC) в следующем году., чтобы участвовать в гонках на почти стандартном гоночном автомобиле 320i. 2002 год начался с безработицы, но его подобрал Cadillac в качестве дополнения к их программе спортивных автомобилей Northstar LMP в Ле-Мане и в серии ALMS. Несмотря на то, что машина не отставала от Audi R8s или Panoz LMP, судьба машины, похоже, стала лучше, когда она начала подниматься на подиум во втором этапе. пол года. Материнская компания Cadillac General Motors отказалась от проекта, оставив Лехто снова без работы, если бы не Champion Racing, предложившая ему прокатиться на их Audi R8.
JJ Lehto на 2005 Petit Le Mans.Lehto выигрывал четыре раза в 2003 году (включая престижный этап Petit Le Mans на Road Atlanta ), но только когда заводская команда Audi покинула серию ALMS, он, наконец, смог в полной мере пожинать плоды в 2004 году и одержать свой первый чемпионский успех после своего титула в 1988 году в британской Формуле-3, одержав шесть побед. в дороге.
Неутешительная вторая половина сезона 2005 г. помешала ему добиться двукратного успеха в чемпионате, но, тем не менее, он сумел завершить свой последний год в штатных гонках на впечатляющей ноте, выиграв и 12 часов Себринга, и 24 часа Ле-Мана снова.
В 2006 году было объявлено, что команда Solaroli купит два Porsche RS Spyder, которые войдут в серию ALMS. Одной машиной будет управлять Лехто, партнером которого будет Джонни Герберт. Однако, несмотря на получение подтверждения о заключении сделки в начале 2007 года, ничего не произошло.
Лехто действительно появился в 2007 году на гонках 24 часа Дайтоны, чтобы объединиться с Колином Брауном и Максом Паписом в гонке Krohn Racing Pontiac-Riley. Его первое участие в соревнованиях не было успешным, поскольку машина получила осечку и, проведя долгое время в боксах, финишировала 17-й.
В 2008 году он неожиданно вернулся на гоночные трассы, когда он появился на Гран-при Малайзии, чтобы участвовать в гонке поддержки Speedcar, заняв автомобиль № 90, ранее освобожденный Нараином Картикеяном.
В 2001 году Лехто присоединился к финскому телевидению в качестве эксперта гонки комментатор и оставался опорой на трансляциях финской гонки Формулы-1 на MTV3 (а также на платном канале MTV3 MAX ) до 2010 года вместе с Оскари Саари.
17 июня 2010 года Лехто попал в аварию на лодке в Экенас. Авария произошла, когда лодка с Лехто и его другом, личность которого не разглашается, врезалась в основание моста в канале. Лехто был ранен, а другой мужчина погиб в результате аварии. Лехто пил весь день и был в состоянии сильного алкогольного опьянения во время аварии.
В январе 2011 года Ilta-Sanomat сообщил, что полицейское расследование показало, что никто, кроме Лехто, не мог управляли лодкой во время аварии. Лехто предъявили обвинения в убийстве по неосторожности, безрассудном вождении и вождении в нетрезвом виде. Несмотря на ожидаемый судебный процесс, Лехто вернулся к спортивному вещанию на финском спортивном канале, комментируя событие DTM. 14 декабря 2011 года районный суд признал Лехто виновным в плавании в нетрезвом виде и убийстве по неосторожности и приговорил его к двум годам и четырем месяцам тюремного заключения. Лехто, однако, обжаловал это решение, и 30 ноября 2012 года Апелляционный суд снял с него все обвинения, связанные с аварией, сочтя доказательства относительно того, кто управлял лодкой, неубедительными.
(ключ )
Год | Участник | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | DC | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1989 | Pacific Racing | SIL. DSQ | VAL. Ret | PAU. 4 | JER. 6 | PER. Ret | BRH. Ret | BIR. Ret | SPA. 5 | BUG. Ret | DIJ | 14th | 6 |
(ключ )
Год | Команда | Вторые водители | Автомобиль | Класс | Круги | Поз. | Класс. Поз. |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1990 | Ричард Ллойд Racing. Italya Sport | Мануэль Рейтер. Джеймс Уивер | Porsche 962 C GTi | C1 | 181 | DNF | DNF |
1991 | Porsche Kremer Racing | Мануэль Рейтер. Харри Тойвонен | Porsche 962 CK6 | C2 | 343 | 9-й | 9-й |
1995 | Kokusai Kaihatsu Racing | Янник Далмас. Масанори Секия | McLaren F1 GTR | GT1 | 298 | 1-й | 1-й |
1996 | Gulf Racing. GTC Racing | Рэй Беллм. Джеймс Уивер | McLaren F1 GTR | GT1 | 323 | 9-е | 7-е |
1997 | Team BMW Motorsport. BMW Team Schnitzer | Стив Сопер. Нельсон Пике | McLaren F1 GTR | GT1 | 236 | DNF | DNF |
1999 | Команда BMW Motorsport | Том Кристенсен. Йорг Мюллер | BMW V12 LMR | LMP | 304 | DNF | D NF |
2002 | Команда Cadillac | Эрик Бернар. Эммануэль Коллар | Cadillac Northstar LMP02 | LMP900 | 334 | 12-й | 10-е место |
2003 | Champion Racing | Эмануэле Пирро. Стефан Йоханссон | Audi R8 | LMP900 | 372 | 3-е место | 1-е |
2004 | ADT Champion Racing | Марко Вернер. Эмануэле Пирро | Audi R8 | LMP900 | 368 | 3-й | 3-й |
2005 | ADT Champion Racing | Том Кристенсен. Марко Вернер | Audi R8 | LMP900 | 370 | 1-й | 1-й |
Год | Команда | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | Поз. | Баллы |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | Opel Team Joest | Opel Calibra V6 4x4 | HOC. 1. 8 | HOC. 2. 4 | AVU. 1. 10 | AVU. 2. 20 | NOR. 1. 7 | NOR. 2. Ret | DIE. 1. 15 | DIE. 2. 8 | NÜR. 1. NC | NÜR. 2. Ret | ALE. 1. Ret | ALE. 2. 8 | HOC. 1. 6 | HOC. 1. 6 | 13-й | 36 | ||||||
2002 | OPC Euroteam | Opel Astra V8 Coupé 2001 | HOC. QR | HOC. CR | ZOL. QR | ZOL. CR | DON. QR | DON. CR | SAC. QR | SAC. CR | NOR. QR | NOR. CR | LAU. QR | LAU. CR | NÜR. QR | NÜR. CR | A1R. QR. 18 | A1R. CR. 10 | ZAN. QR | ZAN. CR | HOC. QR | HOC. CR | 21st | 0 |
Год | Команда | Автомобиль | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Поз. | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1995 | Opel Team Joest | Opel Calibra V6 4x4 | MUG. 1. 11 | MUG. 2. 8 | HEL. 1. 3 | HEL. 2. Ret | DON. 1. 14 | DON. 2. 11 | EST. 1. 11 | EST. 2. 11 | MAG. 1. 8 | MAG. 2. 5 | 11-й | 26 | ||||||||||||||||
1996 | Team Rosberg Opel | Opel Calibra V6 4x4 | HOC. 1. 15 | HOC. 2. Ret | NÜR. 1. 5 | NÜR. 2. 2 | EST. 1. 16 | EST. 2. Ret | HEL. 1. 5 | HEL. 2. 3 | NOR. 1. 4 | NOR. 2. 3 | DIE. 1. 7 | DIE. 2. Ret | SIL. 1. 5 | SIL. 2. 2 | NÜR. 1. 7 | NÜR. 2. 5 | MAG. 1. 5 | MAG. 2. 3 | MUG. 1. 9 | MUG. 2. 15 | HOC. 1. 5 | HOC. 2. 8 | INT. 1. 6 | INT. 2. 9 | SUZ. 1. Ret | SUZ. 2. 8 | 5th | 148 |
(ключ )
Год | Команда | Шасси | Двигатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | Ранг | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1998 | Hogan Racing | Reynard 98i | Mercedes-Benz IC108E | MIA. 14 | MOT. 29 | LBH. 18 | NZR. 16 | RIO. 10 | STL. 9 | MIL. 19 | DET. 26 | POR. 25 | CLE. 28 | TOR. 24 | MIS. 20 | MDO. 15 | ROA. 18 | VAN. 8 | LS. 28 | HOU. 10 | SRF. 5 | FON. 21 | 20-е | 25 |
Год | Участник | Класс | C шасси | Двигатель | Шины | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | Ранг | Очки |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1999 | BMW Motorsport | LMP | BMW V12 LMR | BMW S70 6.0 L V12 | M | SEB. ovr: 1. cls: 1 | ATL | MOS | SON. овр: 1. cls: 1 | POR. ovr: 2. cls: 2 | PET. ovr: 3. cls: 3 | MON. ovr: 1. cls: 1 | LSV. ovr: 1. cls: 1 | 4-й | 123 | ||||
2000 | BMW Motorsport | LMP | BMW V12 LMR | BMW S70 6.0 L V12 | M | SEB. ovr: 3. cls: 3 | CHA. ovr: 1. cls: 1 | SIL. ovr: 1. cls: 1 | NÜR. ovr: 2. cls: 2 | SON. ovr: 3. cls: 3 | MOS. ovr: 2. cls: 2 | TEX. ovr: 4. cls: 4 | ROS. ovr: 3. cls: 3 | PET. ovr: 5. cls: 5 | MON. ovr: 3. cls: 3 | LSV. ovr: 26. cls: 9 | ADE | 6th | 220 |
2001 | BMW Motorsport | GT | BMW M3 | BMW 3.2L I6 | M | TEX. ovr: 12. cls: 5 | 2nd | 180 | |||||||||||
BMW M3 GTR | BMW 4.0L V8 | SEB. овр: 10. cls: 3 | DON. ovr: Ret. cls: Ret | JAR. ovr: 6. cls: 2 | SON. ovr: 7. cls: 1 | POR. ovr: 10. cls: 3 | MOS. ovr: 10. cls: 1 | MID. ovr: 14. cls: 1 | MON. овр: 9. классы: 1 | ПЭТ. овр: 12. классы: 4 | |||||||||
2002 | Команда Cadillac | LMP900 | Cadillac Northstar LMP02 | Cadillac Northstar 4.0L Turbo V8 | M | SEB. ovr: Ret. cls: Ret | SON | MID | AME | WAS | TRO | MOS. ovr: 3. cls: 3 | MON. ovr: 3. cls: 3 | MIA. ovr: 2. классов: 2 | ПЭТ. овр: 3. классов: 3 | 13-е | 101 | ||
2003 | ADT Чемпионские гонки | LMP900 | Audi R8 | Audi 3.6L Turbo V8 | M | SEB. ovr: 2. cls: 2 | ATL. ovr: 1. cls : 1 | SON. ovr: 3. cls: 2 | TRO. ovr: 2. cls: 2 | MOS. ovr: 20. cls: 4 | AME. ovr: 1. cls: 1 | MON. ovr: 4. cls: 3 | MIA. ovr: 1. cls: 1 | PET. ovr: 1. cls: 1 | 3rd | 163 | |||
2004 | ADT Champion Racing | LMP1 | Audi R 8 | Audi 3.6L Turbo V8 | M | SEB. ovr: 2. cls: 2 | MID. ovr: 1. cls: 1 | LIM. ovr: 1. cls: 1 | SON. ovr: 1. cls: 1 | POR. ovr: 1. cls: 1 | MOS. ovr : 2. cls: 2 | AME. ovr: 1. cls: 1 | PET. ovr: 1. cls: 1 | MON. ovr: 2. cls:2 | 1st | 164 | |||
2005 | ADT Champion Racing | LMP1 | Audi R8 | Audi 3.6L Turbo V8 | M | SEB. ovr: 1. cls: 1 | ATL. ovr: 1. cls: 1 | MID. ovr: 18. cls: 5 | LIM. ovr: 1. cls: 1 | SON. ovr: 3. cls: 3 | POR. ovr: Ret. cls: Ret | AME. ovr: 3. cls: 3 | MOS. ovr: 2. cls: 2 | PET. ovr: 7. cls: 3 | MON. ovr: 4. cls: 4 | 3-й | 148 |
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Юрки Ярвилехто. |
Спортивные позиции | ||
---|---|---|
Предыдущий. Джонни Герберт | Британский чемпион Формулы-3. 1988 | Преступник. Дэвид Брэбхэм |
Предыдущий. Янник Далмас. Херли Х. aywood. Мауро Бальди | Победитель 24 часов Ле-Мана. 1995 с:. Янник Далмас. Масанори Секия | Преемник. Мануэль Рейтер. Дэви Джонс. Александр Вурц |
До него. Инаугурационное событие | Гонка чемпионов. Кубок Наций . 1999 с:. Томми Мякинен. Кари Тиайнен | Преемник. Регис Лакони. Иван Мюллер. Жиль Паницци |
Предыдущий. Франк Биела. Марко Вернер | Американская серия Ле-Ман. Чемпион . 2004 с:. Марко Вернером | Преемником. Фрэнк Биела. Эмануэле Пирро |
Предыдущий. Сейджи Ара. Том Кристенсен. Ринальдо Капелло | Победитель 24 часов Ле-Мана. 2005 с:. Марко Вернер. Том Кристенсен | Преемник. Фрэнк Биела. Эмануэле Пирро. Марко Вернер |
Награды и достижения | ||
Предыдущий. Джонни Герберт | Автоспорт. Национальный гонщик года . 1988 | Преемник. Аллан МакНиш |