Джон Арчибальд Гетти, III (родился 30 ноября 1950 г.), американский историк и профессор Калифорнийского университета , Лос-Анджелес, специализирующийся на истории России и истории Советского Союза.
Гетти родился в Луизиане и вырос в Оклахоме. Он получил степень бакалавра искусств степень в Пенсильванском университете в 1972 году и свою докторскую степень в Бостонском колледже. в 1979 году. Гетти был профессором Калифорнийского университета в Риверсайде, прежде чем переехать в UCLA. Гетти - научный сотрудник Джона Саймона Гуггенхайма, научный сотрудник Российского государственного гуманитарного университета (Москва) и старший научный сотрудник Института Гарримана (Колумбийский университет ) и Центр Дэвиса (Гарвардский университет ). Он был старшим приглашенным научным сотрудником Российской академии наук в Москве.
Гетти был одним из многих историков, которые бросили вызов традиционному подходу к советской история, которая утверждала, что Советский Союз был тоталитарной системой, с культом личности и почти неограниченными полномочиями «великого лидера». В своей книге «Истоки больших чисток», опубликованной в 1985 году, Гетти утверждал, что советская политическая система не контролировалась полностью из центра и что Сталин реагировал на политические события только по мере их возникновения. Книга была вызовом произведениям Роберта Конквеста. В приложении к книге Гетти также поставил под сомнение ранее опубликованные данные о том, что Сталин организовал убийство Сергея Кирова, чтобы оправдать свою кампанию Большого террора.
в отношении советской конституции 1936 года., Гетти писал:
Многие, кто превозносил Сталинский Советский Союз как самую демократическую страну на земле, сожалели о своих словах. Ведь Конституция СССР 1936 года была принята накануне Большого террора конца 1930-х годов; "полностью демократические" выборы в первый Верховный Совет допускали только неоспоримых кандидатов и проходили в разгар жестокого насилия в 1937 году. Гражданские права, личные свободы и демократические формы, обещанные в сталинской конституции, были практически немедленно нарушены и остались мертвыми. письмами до долгого времени после смерти Сталина.
Другие историки критиковали работу Гетти как апологетику Сталина и обвиняли их в преуменьшении террора. Сара Дэвис и Джеймс Харрис отмечают, что с распадом Советского Союза и выпуск архивов, некоторые жаркие споры ушли.