Культ личности Юзефа Пилсудского

редактировать
Пилсудский статуя, Площадь Пилсудского, Варшава, с почетным караулом Пилсудский верхом на Каштанке, культовая картина Войцеха Коссака

Культ личности развивается вокруг фигура Юзефа Пилсудского, польского военного полководца и политика, начиная с межвоенного периода и продолжается после его смерти в 1935 г. до наших дней. Сначала это пропагандировалось польской государственной пропагандой, в которой Пилсудский описывался как искусный стратег и политический провидец. Он пережил десятилетия репрессий во время коммунистического правления Польши. В современной Польше Пилсудский признан важной и во многом положительной фигурой в истории Польши.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Происхождение
  • 2 Спустя годы
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки
    • 4.1 Библиография
  • 5 Дальнейшее чтение

Происхождение

Популярность Пилсудского, описываемая как культ личности, была связана с его ролью в восстановлении независимости Польши после Первой мировой войны и его лидерством в последующей польско-советской войне. Однако он уже был популярной фигурой еще до начала Первой мировой войны.

Пилсудский снова захватил власть в Польше в 1926 году после своего майского переворота. Пилсудский не был в первую очередь заинтересован в культивировании самого себя, поскольку этим занимались другие, особенно после его смерти. Его похороны в 1935 году стали главной государственной церемонией, и они стали знаком грядущего, поскольку последователи Пилсудского, известные как пилсудские, попытались превратить его легенду в одну из оснований для узаконивания своей власти в польском государстве. Были созданы многочисленные инициативы в честь имени Пилсудского; их было так много, что Главному комитету памяти маршала Юзефа Пилсудского пришлось обуздать некоторые из наиболее диковинных инициатив (например, предложение переименовать Вильно в детское прозвище Пилсудского - Зюк). В 1938 году польский парламент принял постановление, устанавливающее уголовную ответственность за клевету в отношении Пилсудского.

Культ Пилсудского связан с Днем независимости Польши, поскольку дата 11 ноября также была датой захвата власти Пилсудским впервые в недавно получившей независимость Польше. В 1937 году польский парламент официально объявил 11 ноября национальным праздником восстановления независимости и заявил, что «на все времена [это должно быть] связано с великим именем Юзефа Пилсудского». Первоначально это празднование восстановления государственности Польши было также празднованием Пилсудского и польская армия, через это отношение потеряла часть своей силы с прогрессированием времени.

Несмотря на эти усилия, его культ начал ослабевать вскоре после его смерти, по некоторым данным, уже в 1937 году.

Культ Пилсудского не был универсальным, и несколько группировок противостояли ему с первых же дней его возникновения; наиболее заметными из его ранних противников была политическая фракция эндеча, противник фракции пропилсудской санации. Критики Пилсудского действительно столкнулись с преследованием со стороны государства и его сторонников.

Несмотря на его особые симпатии к Пилсудскому, Гитлер послал Риббентропа представлять Рейх вместо того, чтобы лично присутствовать на похоронах Пилсудского. Гитлер поставил вермахт на могилу Пилсудского почетный караул после взятия Кракова. Позже, после нападения на Польшу, он скажет, что все не было бы так, если бы старый Пилсудский был еще жив. Ранее, к его волнению, Пилсудский поздравил его с победой на выборах 1933 года.

Культ был особенно силен в Войске Польском. Во время Второй мировой войны Польские вооруженные силы на Западе продолжили эту традицию, и память Пилсудского высоко ценилась, хотя многие лидеры польского правительства в изгнании, такие как Владислав Сикорский, были против этого.

Юзеф Пилсудский стал (еще при жизни) тезкой канонерской лодки ВМФ Польши ORP «Комендант Пилсудский» и моторного трансатлантического лайнера «Пилсудский» - последний, построенный в Италии, был первым польским современным трансатлантическим лайнером, спущенным на воду в декабре. 1934 г. и принят на вооружение в сентябре 1935 г.

Спустя годы

Культ Пилсудского был подавлен во времена коммунистической Польши, когда власти пытались изобразить его мошенником, эгоистом и даже фашистом, виновным во многих бедах Польши. Тем не менее, светлая память о Пилсудском сохранилась среди слоев населения Польши, и он стал важной фигурой для многих активистов Солидарности, включая Леха Валенсу. Пилсудского уважали и за рубежом. К концу 1980-х годов польские коммунисты изменили курс и попытались интегрировать популярность Пилсудского в свою пропаганду, но без особого эффекта.

Во время падения коммунизма в Польше в 1989 году польский парламент в феврале того же года восстановил 11 ноября как польский праздник (он был отменен в коммунистический период). В современной Польше Пилсудский признан важной и во многом положительной фигурой в истории Польши, покровителем многочисленных улиц и учреждений. Он часто признавался польской общественностью в национальных опросах как наиболее влиятельная польская историческая фигура с 1980-х годов (предыдущие данные коммунистической эпохи не репрезентативны), и с конца 1990-х годов он был вытеснен в этом рейтинге Папой Иоанном Павлом II. Павел Кусяк утверждает, что именно 90-е годы - это золотой век популярности Пилсудского. Культ и легенда Пилсудского все еще присутствуют в польском политическом и культурном дискурсе; например, Дональд Туск и Лех Качиньский объявили Пилсудского самым влиятельным политиком на президентских выборах в Польше в 2005 году, а президент Польши Бронислав Коморовский положительно упомянул о нем в своей избирательной кампании 2010 года. Несмотря на это, в современном польском обществе есть группы, которые очень критически относятся к Пилсудскому и его наследию.

Смотрите также

использованная литература

Библиография

  • Бискупски, МББ (2012). День независимости: миф, символ и создание современной Польши. Издательство Оксфордского университета. ISBN   978-0-19-965881-7.
  • Хан, Пол Н. (2002). Низкое, бесчестное десятилетие: великие державы, Восточная Европа и экономические истоки Второй мировой войны, 1930–1941 гг. Континуум. ISBN   978-0-8264-1449-6.
  • Кусяк, Павел (2010). "Legenda i kult J. Piłsudskiego. Jak w Polsce doby integrationcji europejskiej interptować postać Marszałka?" [Легенда и культ Я. Пилсудского: Как интерпретировать фигуру Маршала в день европейской интеграции] (PDF). Коллоквиум Wydziału Nauk Humanistycznych i Społecznych AMW (на польском языке). 2: 241–258.
  • Ли, Стивен Дж. (2012). Европейские диктатуры, 1918–1945 гг. Рутледж. ISBN   978-1-135-69011-3.
  • Панковский, Рафаль (2010). Правые популистские радикалы в Польше: Патриоты. Абингдон и Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Рутледж. ISBN   978-0-415-47353-8.
  • Плач, Ева (2006). Столкновение моральных наций: культурная политика в Польше Пилсудского, 1926–1935. Издательство Университета Огайо. ISBN   978-0-8214-1695-2.
  • Wróbel, Петр Й. (2010). «Взлет и падение парламентской демократии в межвоенной Польше».В MBB Бискупски, Джеймс С. Пула и Петр Й. Врубель, редакторы, Истоки современной польской демократии, стр. 110–164.. Издательство Университета Огайо. ISBN   978-0-8214-4309-5.

дальнейшее чтение

Последняя правка сделана 2023-04-21 09:20:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте