Иван Киреевский

редактировать
Киреевский Иван Васильевич

Иван Васильевич Киреевский (русский: Ива́н Васильевич Кире́евский ; 3 апреля 1806 г. в Москве - 23 июня 1856 г. в Санкт-Петербурге ) был русским литературным критиком и философом, который вместе с Алексеем Хомяковым считается соучредителем славянофильского движения.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Ранняя жизнь и карьера
  • 2 Более поздняя жизнь и идеи
  • 3 См. Также
  • 4 ссылки

Ранняя жизнь и карьера

Иван Киреевский и его брат Петр родились в образованной дворянской семье со значительным достатком. Их отец был известен тем, что ненавидел французский атеизм так страстно, что он сжигал кучи книг Вольтера, приобретенных специально для этой цели; его смертельная болезнь была перенесена во время лечения раненых солдат во время французского вторжения в Россию. На момент смерти мальчику было всего шесть лет; его воспитывали дядя по материнской линии Василий Жуковский и мать, м-мэ Авдотья Елагина, влиятельная дама, владевшая блестящим салоном в Москве. Она заявляла о своей неприязни к Петру Великому за то, как он относился к своей жене Евдокии и семье Лопухиных, с которыми она была в родстве. Отвращение отца к французской культуре и недоверие матери к постпетровскому чиновничеству, возможно, сформировали взгляды Киреевского на Россию и ее историю.

С 1821 года Киреевский поступил в Московский университет, где заинтересовался современной немецкой философией и присоединился к кружку «любителей мудрости» ( Любомудрых ) во главе с Дмитрием Веневитиновым и Владимиром Одоевским. На него особенно произвело впечатление учение Шеллинга, представление которого о мире как о живом организме соответствовало сильной неприязни Киреевского к европейскому рационализму и фрагментарности. Оригинальные литературные произведения Киреевского не отводят ему места в истории русской литературы, но известность ему принесла публикация глубоких анализов современных авторов. Его рецензия на стихи Пушкина 1828 года, написанная фиолетовой прозой и озаглавленная «Некоторые наблюдения о характере пушкинской поэзии», содержала первую глубокую оценку « Евгения Онегина». Позже Киреевский обменивается письмами с Пушкиным и публикует его произведения в недолговечном журнале « Европейский».

Получив отказ двоюродного брата, Киреевский отправился в Европу, где посетил лекции Шеллинга, Шлейермахера, Гегеля и Мишле. Во время своих путешествий он увидел прогнившие основы западного общества, основанного на индивидуализме, который он позже противопоставил целостности ( соборности ) российского общества. Вернувшись в Москву к 1832 году, он «объединил всю литературную аристократию» (как сказал Погодин ) под эгидой «Европейца». Журнал был запрещен после двух выпусков, но не раньше, чем Киреевский опубликовал свою большую статью «Девятнадцатый век», свою первую развернутую критику западной философии и ценностей.

Провал «Европейца» усугубил разочарование Киреевского в российской интеллигенции и элите. Он женился и всем сердцем посвятил себя семейной жизни. Многие критики, начиная с Герцена, склонны объяснять двенадцатилетний перерыв в литературной карьере Киреевского его обломовской склонностью к нерешительности и бездействию. Действительно, вся его литературная продукция состоит из дюжины полнометражных статей и может быть собрана в одном томе (полное собрание его работ 1911 года, включая письма, составляет 600 страниц в двух томах).

Дальнейшая жизнь и идеи

Лишь в начале 1840-х годов Киреевский вновь появился на интеллектуальной сцене Москвы, чтобы встать на сторону Хомякова в его полемике с Герценом, Тимофеем Грановским и другими молодыми «западниками». Поскольку реакционное правление Николая I не было благоприятным для журналистской деятельности, Хомяков и Киреевский критиковали «одностороннюю, поверхностную аналитическую рациональность» Запада в московских салонах и вечерах.

В своих немногочисленных письменных работах Киреевский противопоставлял философию Платона и отцов греческой церкви (особенно Максима Исповедника ) рационализму Аристотеля и средневековых католических докторов церкви. Он обвинил Аристотеля «в том, что он« слепил разум Запада из железной отливки разумности », которую он определил как робкую осторожность (в отличие от истинной мудрости) или« стремление к лучшему в кругу банальности ». Доктрины Гегеля рассматривались как последнее проявление аналитического подхода Аристотеля, который отделял разум от души, мысли от (религиозных) чувств.

Киреевский стремился восстановить утраченную целостность Человека в учении Восточного Православия. Его набожная жена познакомила его к старейшинам ( старцев ) в Оптину Пустынь, которую он часто посещал в преклонные годы своей жизни. Не разделяя радикального увлечения Юрия Самарина всем допетровским, Киреевский превозносил духовные сокровища средневековой Руси. По его словам, монастыри Древней Руси «излучали единый и гармоничный свет веры и учения» разрозненным славянским племенам и княжествам. Сеть церквей и монастырей настолько плотно накрыла Россию, что эти «узы духовной общности» объединили страну в «единый живой организм».

Он умер в возрасте 50 лет во время эпидемии холеры. Его брат Петр пережил его на несколько месяцев. Они были похоронены рядом в Оптиной обители, первыми удостоенными этой чести мирянами.

Смотрите также

использованная литература

Последняя правка сделана 2023-04-16 10:09:00
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте