Итало Мески ( итал. [Iːtalo mɛski] ; 9 декабря 1887 - 15 октября 1957) - гитарист на арфе из Лукки, Италия.
Итало Мески со своей арфовой гитарой ala d'aquila («орлиное крыло»)Через сорок лет после его смерти его давно забытые произведения, сочинения и сувениры начали появляться благодаря его ближайшим родственникам. Их открытие и оценка экспертами помещают Мески в число великих гитаристов первой половины 20 века. Его репертуар варьируется от средневековой музыки, такой как пьеса XIV века «Laude alla Vergine», до Вагнера, но также включает тосканские и другие европейские народные песни. Он транскрибировал классическую музыку, предназначенную для других инструментов для гитары. Также он писал свои собственные сочинения.
Мески был почти анархистом, пацифистом и любителем природы, который летом и зимой носил белье. Неутомимый ходок, высокий и красивый, он носил бороду и длинные рыжевато-светлые волосы, его босые ноги были в францисканской обуви. Британская пресса 20-х годов описывала его как «Последнего трубадура ». Хотя он часто выступал для лучших социальных кругов и даже для королевской семьи, Мески никогда не коммерциализировал свою музыку. Гордясь своим аскетическим образом жизни, на концертах довольствовался небольшим пожертвованием. «Меня не волнует ненужное», - сказал он, - и «Музыканты должны создавать музыку также для бедных, по сути, в основном для бедных». Шума, разговора, который велся во время выступления, иногда было достаточно, чтобы он снова отказывался играть.
Его отец Инноченцо Мески был портным, а мать Филомена Бьянки - работницей прачечной. У него было четверо братьев и сестер. Учился хорошо, но бросил школу после пятого класса. Первые уроки музыки он получил в возрасте шести лет в знаменитом институте, где учились Дж. Пуччини и А. Каталани ; но родители забрали его после первого года обучения. Позже он влюбился в гитару, купив свой первый инструмент в 14 лет. Примерно в 1903 году, когда ему было 16 лет, родители отправили его на таможню Лукки работать носильщиком.
В 1907 году он сдал конкурсный экзамен Итальянских железных дорог и стал тормозником на линии Пиза - Флоренция. В 1913 году железные дороги уволили его за прогулы. В том же году Мески уехал из Италии в Калифорнию. Официальные записи показывают, что он прибыл на остров Эллис 15 сентября 1913 года на борту SS Rochambeau. Сначала он работал посудомойщиком в отелях и рабочим-мигрантом в Калифорнии.
В 26 лет он «научился читать ноты в публичной библиотеке Сан-Франциско », как заявил в интервью газете San Francisco News. Позже он начал давать концерты. Он дебютировал в музыкальном колледже Ариллага в Сан-Франциско 19 июня 1919 года. Его программа охватывала итальянскую вокальную музыку 16, 17 и 18 веков.
К концу 1919 года он вернулся в Италию, а в 1920-х годах начал гастролировать по Европе, выступая во многих городах, включая Ниццу, Париж, Брюссель и Лондон. Он играл на своей арфе на гитаре по всему итальянскому полуострову, в том числе выступал перед королем Виктором Эммануилом III и королевой Еленой в их летнем доме недалеко от Пизы.
В апреле 1926 года Эрнест Коллинз из Collins amp; Lewis Productions Ltd. нанял Мески на один год в Лондоне. BBC также наняла его для прослушивания на радио. Во время этого пребывания он получил широкое освещение в британских СМИ. В статье он описывался как «странный и живописный человек, которого считали последним из трубадуров ». Он покинул Лондон через три месяца после того, как столкнулся с проблемами со своим агентом.
Вернувшись в Италию, он возобновил свои концерты в Риме, в отелях Доломитовых Альп, на Итальянской Ривьере и в Таормине. В своем родном городе Лукка он временами был гостем Мандолинового оркестра Лукки. В мае 1935 года он отправился в Женеву, Швейцария, где выступал для Radio Genève. В Лукке он жил в скромной однокомнатной квартире на вершине башни Святого Жервазио, части средневековых городских ворот, его единственными вещами были небольшой стол, стул, кровать и его неотделимая гитара-арфа или «деревянная жена».
25 июня 1936 года Итало Мески вернулся в Соединенные Штаты в третий и последний раз. В 1937 году Гаэтано Мерола, дирижер и основатель оперы Сан-Франциско писал: «Очевидно, мистер Мески обладает такими же впечатляющими художественными качествами, как и его внешность. Мне очень понравились игра и пение мистера Меши. Его интерпретация итальянских классиков семнадцатого века. и восемнадцатый век был для меня откровением ».
В том же году музыкальный критик Альфред Франкенштейн написал в газете San Francisco Chronicle : «Мески - живописный художник. Он играет на гитаре, которая выглядит как крыло скалы, несущее Синдбада на спине. У него борода и голова грека. православный священник и детская простота. Первая часть программы была посвящена в основном старинным итальянским песням и ариям, навязчиво красивым вещам, еще более изысканным благодаря полному, звучному голосу и благоговейной манере этого трубадура ».
Служба иммиграции и натурализации не продлила визу Мески после 29 мая 1937 года. Он всегда называл свой отъезд « экстрадицией ». Оглядываясь назад, можно сказать, что отказ в продлении визы выходил далеко за рамки антииммиграционных законов того периода. Его необычная внешность и либертарианство, возможно, привели к такому решению. То, что он провел «больше митингов, чем концертов», когда он получил «приказ об экстрадиции», возможно, было корнем проблемы. Согласно письменному свидетельству очевидца, «на следующий день после его последнего концерта в Сан-Франциско на него напали бандиты, разорвав на куски его гитару».
Вернувшись в Италию, Итало Мески столкнулся с проблемами с фашистскими властями, включая документально подтвержденный отказ явиться в штаб региональной фашистской группировки. В течение многих лет он был участником социально-экономического проекта, известного как « Галлезизм ». Основываясь на математических постулатах, галлезизм выступал за новую систему регулирования международной торговли (регулирующую ее справедливо и эффективно на благо всего мирового сообщества). Фашистский режим в конце концов ограничился лидером Agostino Trucco в психиатрическую больницу, где он умер в 1940 году.
В начале Второй мировой войны Мески перебрался в скромный каменный коттедж у подножия Апуанских гор к северу от Лукки. Там он обрабатывал землю, пас овец и писал стихи. Его стихи несут послание против войны, жадности, деградации окружающей среды, моральной и культурной дезориентации. Многие также имеют дело с неудовлетворенной любовью.
В 1948 году он сыграл роль Никодима в итальянском религиозном фильме Il Volto Santo (Святой лик). Среди его последних выступлений перед последней болезнью - спектакль от 25 октября 1954 года в Театро дель Арте аль Парко в Милане, который транслировался итальянской телекомпанией RAI.
Он умер от легочной болезни и бедности в возрасте 70 лет в деревне Кариньяно недалеко от Лукки.
Гитарный мастер Бруно Маттеи построил первые две гитары арфы Meschi. Спустя годы он выступил с арфовой гитарой по имени Ала д'Акуила («Крыло орла»). Как рассказал сам Мески, он был построен специально для него Луиджи Моццани и куплен в марте 1924 года в Ченто недалеко от Феррары. Его большим мастерством, наряду с его инструментальным мастерством, были его уникальные вокальные данные, голос, который соответствовал оригинальности его репертуара. Его баритонный голос выходил далеко за рамки естественной текстуры. Меши обладал тонким, но «проницательным и убедительным» голосом, модульным голосом, учитывающим строгость арий шестнадцатого века, великое воодушевление и силу тосканских сторнелли (народных песен) или горных народных песен, которые он подбирал во время своих странствий и так любил выступать.
В « Словаре итальянских гитаристов и лютневиков» (1937, Бенвенуто Терци и др.) Говорится: «Он демонстрирует изящество, изысканный вкус и совершенную технику. Его гитара издает неслыханные гармоничные звуки. Он замечательный артист, единственный в своем роде. В руках этого уникального артиста гитара раскрывает невообразимые ноты и оттенки. Он поражает публику своим приятным, теплым и всегда размеренным голосом. Однако то, что раскрывает его интерпретативное, инструментальное и вокальное искусство, - это итальянские народные песни, в которых он остается без возражений ".
Американская звукозаписывающая компания Brunswick записи сделаны две записи концерта в Нью - Йорке Итало Meschi от 6 июня 1929 г. На первой он играл Ноктюрн (вероятно, Джованни Навоне) и Ф.Тарреги «s Tango. На втором он спел Stornellata Romana и Questa Mattina («Сегодня утром»). Также в июне 1929 года Gennett Records из Нью-Йорка записали еще одну песню - La Indita.
На своих концертах Мески также исполнил арию Бетховена, ноктюрн, рапсодию ( Souvenir de Saint Paul ) Джованни Доменико Навоне, андалузское фанданго, несколько этюдов Сор, Серенату Лучано Кастаньи и т. Д. веков А. Фальконьери, К. Монтеверди, Р. Ронтани.
Он также сочинял свои собственные произведения. Среди его произведений - две колыбельные: « Меланкония» и «Партенца» и три пьесы на стихи Джованни Пасколи, «Поэзия», «Бривидо» и «Ла Миа Сера».
Мески любил полифонию Баха. Он тратил большую часть своего времени на расшифровку пьес, прежде чем играть их на концертах со своей арфой. Недавно была найдена дюжина его рукописей, в том числе транскрипция знаменитой токкаты и фуги Баха 1948 года ре минор BWV 565 для органа. Неясно, какую музыку Бах Меши интерпретировал в своих концертах. Однако данные послевоенных лет свидетельствуют о том, что задача овладения такими сложными произведениями на арфе-гитаре стала для него почти навязчивой идеей. Архив Итало Мески находится в Банке дель Монте ди Лукка.
Итало Мески никогда не был женат. «Его восхищали и любили многие красивые женщины, но он всегда был поглощен своей музыкальной средой и ценил их очень мало», - писал его брат Марио. В годы войны, в возрасте 56 лет, он действительно влюбился в более молодую женщину с долгими и безрезультатными отношениями.
Он был вегетарианцем, оставившим рецепты и рекомендации по поводу недостатка пищи. Будучи одним из первых защитников окружающей среды, он разработал план, как сделать свой город пригодным для жизни.
В Лукке люди называли его «Христом» из-за его длинной густой бороды и волос в стиле назареев. По-своему набожный, у него были разногласия с церковью. В честь его искусства местные прозвали его «Маэстро Итало».
В октябре 1957 года, на следующий день после его смерти, ежедневная газета La Nazione упомянула его «искренний и неподкупный дух, который не позволял подчиняться требованиям нашего современного общества потребления». «В этом и заключается коммерческий недостаток», - написала три десятилетия назад британский писатель Констанс Воан в своей статье «Последний из трубадуров» после интервью с маэстро Итало.