Закон о итальянском гражданстве - это закон Италии, регулирующий приобретение, передачу и утрату итальянского гражданства. Как и многие страны континентальной Европы, он в значительной степени основан на jus sanguinis. Он также включает в себя многие элементы, которые считаются благоприятными для итальянской диаспоры. Итальянский парламент «не S 1992 обновления итальянского закона о гражданстве является Закон не. 91 и вступил в силу 15 августа 1992 года. Указы президента и директивы министров, в том числе некоторые из них, изданные Министерством внутренних дел, инструктируют государственную службу о том, как применять законы Италии, касающиеся гражданства.
Итальянское гражданство можно получить автоматически:
Через специальное приложение:
Через брак:
Через натурализацию:
Граждане других стран, происходящие от предков (родителей, дедушек, прадедов и т. Д.), Родившихся в Италии, могут претендовать на итальянское гражданство по происхождению (или, другими словами, по происхождению в соответствии с принципами гражданства jus sanguinis ).
Итальянское гражданство предоставляется по рождению по отцовской линии, без ограничения количества поколений, или по материнской линии лицам, родившимся после 1 января 1948 года. Гражданин Италии может родиться в стране, гражданство которой приобретается при рождении всеми. лица, рожденные там. Таким образом, этот человек родился бы с гражданством двух (или, возможно, более) стран. Задержки с сообщением о рождении итальянского гражданина за границей не приводят к потере этим лицом итальянского гражданства, и в некоторых случаях такой отчет может быть подан потомками человека через много лет после его смерти. Потомок умершего итальянского гражданина, чье рождение в другой стране не было сообщено в Италию, может сообщить об этом рождении вместе с его или ее собственным рождением (и, возможно, рождением потомков в промежуточных поколениях), чтобы признать итальянское гражданство.
Лицо могло получить итальянское гражданство jus sanguinis по рождению только в том случае, если один или оба его родителя имели итальянское гражданство на день рождения. В законе существует вероятность, что единственным родителем, имевшим итальянское гражданство на день рождения ребенка, родившегося с итальянским гражданством jus sanguinis, была мать, которая ранее получила итальянское гражданство в результате брака с отцом, который отказался от своего итальянского гражданства. до рождения ребенка.
При определенных условиях ребенок, родившийся с итальянским гражданством, мог позже потерять итальянское гражданство в младенчестве. Событие может помешать заявлению о получении итальянского гражданства его или ее потомками. Если итальянские родители несовершеннолетнего ребенка натурализовались в другой стране, ребенок мог остаться с итальянским гражданством или потерять итальянское гражданство. Дети, освобожденные от утраты итальянского гражданства в результате иностранной натурализации своих родителей, во многих случаях были (двойными) гражданами других стран, в которых они родились, в соответствии с законами о гражданстве jus soli в этих странах.
Подать заявление необходимо через итальянское консульство, в юрисдикции которого находится их место жительства. В каждом консульстве действуют несколько разные процедуры, требования и время ожидания. Однако правовые критерии для получения гражданства jus sanguinis такие же.
Основные критерии для получения гражданства jus sanguinis:
Все вышеперечисленные условия должны выполняться каждым человеком, имеющим прямое происхождение. Не существует ограничения по количеству поколений, за исключением даты 17 марта 1861 года. Обратите внимание, что если итальянский предок натурализовался как гражданин другой страны независимо от своих родителей и до достижения законного совершеннолетия в Италии (возраст от 21 до 10 лет) Март 1975 года и 18 лет в противном случае), то часто этот предок сохранял итальянское гражданство даже после натурализации и все еще мог передать гражданство детям. Кроме того, наличие одного подходящего итальянского родителя, который, за исключением определенных ситуаций, мог быть отцом ребенка только в том случае, если рождение произошло до 1 января 1948 года, достаточно для получения (унаследования) гражданства, даже если другой итальянский родитель натурализовался или иным образом стал неспособен перейти на гражданство. Иногда таким правомочным родителем является мать, родившаяся за границей, поскольку иностранки, вышедшие замуж за итальянских мужчин до 27 апреля 1983 года, автоматически становились итальянскими гражданами и во многих случаях сохраняли это гражданство даже после того, как их итальянские мужья позже натурализовались.
Значительная часть соискателей jus sanguinis - аргентинцы итальянского происхождения, поскольку в 1900-х годах Аргентина приняла большое количество итальянских иммигрантов.
Отсутствие ограничений на количество поколений, передающих гражданство, означает, что до 60 миллионов человек, в основном в Северной и Южной Америке, могут иметь право на итальянское гражданство, то есть столько же, сколько и население Италии. Это большое количество и желание получить гражданство ЕС привело к тому, что время ожидания назначения jus sanguinis в некоторых итальянских консульствах, особенно в Аргентине и Бразилии, составляет до 20 лет.
Многие из этих итальянцев, которые получают итальянский паспорт, затем используют его, чтобы жить в Испании, а ранее использовали его, чтобы жить в Соединенном Королевстве, когда оно еще было частью Европейского Союза.
Ориентиром 1992 Европейский суд дело Micheletti против Кантабрии, случай гражданина Аргентинский итальянский по происхождению, проживающих в Испании, чье итальянское гражданство было оспорено Испании, было установлено, что государства - члены ЕС не было разрешено проводить различие между традиционными гражданами собрата ЕС государство, такое как Италия, и лица, которые имели гражданство в другом государстве ЕС только по происхождению или jus sanguinis.
Длинные очереди в консульстве в сочетании с трудностью поиска всех необходимых документов, сборами и отсутствием причин для получения второго паспорта для многих людей действуют как практическое ограничение числа лиц, которые действительно подадут заявления.
Статут Albertino, простер в 1848 годе Королевства Сардинии, был первой основной правовой система итальянского государства, сформированной в 1861. Это была не настоящая конституцией, но по существу план основных принципов, на которых монархическое правило основывался.
Статья 24 гласит:
«Все подданные, независимо от их звания и звания, равны перед законом. Все в равной степени пользуются гражданскими и политическими правами и могут занимать гражданские и военные должности, за исключением обстоятельств, определенных в Законе».
Это провозглашенное равенство перед законом относилось, тем не менее, только к мужчинам, поскольку женщины подчинялись власти pater familias. Это было очень уместно в вопросе гражданства, поскольку подчинение женщин, а также их детей мужу сделало так, что каждое событие, касающееся гражданства мужа, передавалось семье. Эти события могут включать потерю или повторное приобретение гражданства. Например, семья может потерять итальянское гражданство, если муж натурализовался в иностранном государстве.
13 июня 1912 года был принят Закон № 555 о гражданстве, который вступил в силу 1 июля 1912 года.
Несмотря на то, что Statuto Albertino не упоминает о равенстве или неравенстве между полами, в основной правовой системе (в законодательном значении) преобладала заповедь о подчинении жены мужу, имеющая древние предшественники. В кодифицированном законе есть множество примеров, таких как статья 144 Гражданского кодекса 1939 года и, в частности, закон № 555 от 13 июня 1912 года «Об итальянском гражданстве». Закон 555 устанавливает верховенство мужа в браке и подчинение жены и детей его событиям, имеющим отношение к его гражданству. Установлено:
Центральное значение для диаспоры итальянцев во многих странах, поскольку она связана с наличием итальянского гражданства наряду с другим гражданством, имеет статья 7 закона № 555 от 1912 года. Положения этой статьи давали иммунитет некоторым живым итальянским детям от гражданства. события их отцов. Если ребенок родился от отца-итальянца в стране jus soli, ребенок родился с итальянским гражданством отца, а также с гражданством страны, в которой он родился. То есть ребенок родился с двойным гражданством. Детям, рожденным с двойным гражданством в этой форме, было разрешено сохранить свой двойной статус в случае, если отец натурализовался позже, таким образом, отказавшись от своего итальянского гражданства. Более того, Италия не ввела ограничений на количество поколений своих граждан, которые могут родиться за пределами Италии, даже в качестве обладателей иностранного гражданства Италии.
Статья 7 гласит:
lt;lt; За исключением особых положений, предусмотренных международными договорами, гражданин Италии, родившийся и проживающий в иностранном государстве, который считает его своим гражданином по рождению, по-прежнему сохраняет итальянское гражданство, но может отказаться от него, когда он становится совершеннолетним или эмансипированным ".
Поскольку итальянские законы того времени были очень чувствительны к гендерной проблематике, остается констатировать, что действие статьи 7 распространялось как на детей мужского, так и на женского пола. Несовершеннолетняя девочка может сохранить свое итальянское гражданство в соответствии со статьей 7 после натурализации своего отца, но она все равно не сможет передать свое гражданство своим детям, особенно если они родились до 1948 года.
Закон 555 от 1912 года содержит положение, обязывающее итальянских детей итальянских вдов сохранять свое итальянское гражданство, если вдова должна получить новое гражданство путем повторного брака, о чем говорится в статье 12. Соответствующие дети могут сохранить свое итальянское гражданство, даже если они получили гражданство Италии. новый по происхождению от матери, когда произошел повторный брак.
Иностранки, вступившие в брак с итальянскими мужчинами до 27 апреля 1983 года, автоматически становились итальянскими гражданами. Если получение женщиной итальянского гражданства в результате брака не повлияло на гражданство женщины в стране ее происхождения, значит, она имеет двойное гражданство. Статья 10 закона № 555 1912 года гласила, что замужняя женщина не может принимать гражданство, отличное от гражданства ее мужа. Если итальянская женщина приобретала новое гражданство, а ее муж оставался итальянцем, она имела двойное гражданство, и закон № 555 от 1912 года не знал о ее новом статусе в государстве, в котором она приобрела гражданство во время замужества.
Итальянское гражданство могло быть потеряно:
Утрата итальянского гражданства влечет за собой невозможность автоматической передачи итальянского гражданства детям, родившимся в период отсутствия гражданства. Тем не менее, итальянское гражданство иногда могли получить дети бывших граждан, повторно получивших гражданство. Поскольку закон 555 1912 года был пересмотрен, чтобы соответствовать требованию республиканской конституции о равенстве полов перед законом, определение гражданства ребенка включает анализ событий обоих родителей и, возможно, потомков обоих.
Конституция Итальянской Республики вступила в силу 1 января 1948 г. С Salerno Пакту в апреле 1944 года, предусмотрено между Национальным комитетом освобождения и Монархии, референдума по вопросу, руководствуясь монархии или республики было отложено до конца война. Конституция Королевства Италия 1848 года формально все еще оставалась в силе в то время, поскольку ограничивающие ее законы были в некоторой степени отменены 25 июля 1943 года (дата краха фашистского режима). Референдум был проведен 2 июня 1946 года. Все итальянские мужчины и женщины в возрасте 21 года и старше были призваны проголосовать двумя бюллетенями: одним из них был институциональный референдум по выбору между монархией и республикой, а другим - за делегирование в Учредительное собрание 556 депутатов.
Действующая итальянская конституция была одобрена Учредительным собранием 22 декабря 1947 года, опубликована в «Официальном вестнике» 27 декабря 1947 года и вступила в силу 1 января 1948 года. Первоначальный текст подвергся парламентским изменениям.
Была учреждена Демократическая республика, основанная на волеизъявлении и суверенитете народа. Признаны индивидуальные права, а также права общества, в основе которых лежит выполнение связывающих обязательств политической, экономической и социальной солидарности (статьи 1 и 2).
Основные статьи, которые в конечном итоге использовались для поддержки новых аргументов относительно гражданства, следующие:
Статья 3, являющаяся частью «Основополагающих принципов» конституции, состоит из двух пунктов.
Статья 29 под заголовком II «Этические и социальные отношения» гласит: «Республика признает права семьи как естественного общества, основанного на супружестве». Второй пункт устанавливает равенство между супругами: «Брак основан на моральном и юридическом равенстве супругов в пределах, установленных законом для обеспечения единства семьи».
Другой важной статьей здесь является статья 136 раздела VI «Конституционные гарантии - раздел I - Конституционный суд», которая гласит: «Когда Суд объявляет конституционную незаконность закона или постановления, имеющего силу закона, Закон теряет силу со дня, следующего за днем опубликования решения ". Более того, в отношении этой статьи, все еще имеющей отношение к гражданству, второй пункт очень важен: «Решение Суда должно быть опубликовано и доведено до сведения Палат и соответствующих региональных советов, с тем чтобы везде, где они сочтут это необходимым, они действуют в соответствии с конституционными процедурами ".
Таким образом, закон 555 1912 года был заменен новыми законами и постановлениями, так что:
Таким образом, в этом решении установлено, что лишение женщин итальянского гражданства является неконституционным, если они автоматически получили новое гражданство в результате вступления в брак. Италия официально заявила, что это решение ретроактивно распространяется на браки еще с 1 января 1948 года.
Конституция республики оставалась невыполненной в отношении гражданства с момента ее принятия до 1983 года. Несмотря на равенство, определенное статьями 3 и 29 Конституции, парламент не принимал никаких законов, изменяющих отсутствие гражданства. Кодекс закона, который позволяет ребенку матери-итальянки и отца-иностранца иметь итальянское гражданство на основании jus sanguinis.
В решении № 87 от 9 апреля 1975 года Конституционный суд объявил неконституционным пункт третьего статьи 10 в той части, которая предусматривает потерю гражданства женщиной независимо от ее свободного волеизъявления.
Среди основных моментов решения было указано, что статья 10 была основана на очень широко распространенной в 1912 году концепции, согласно которой женщины с юридической точки зрения уступают мужчинам и как отдельные лица не обладают полной правоспособностью. Такая концепция не была представлена и, более того, противоречила принципам конституции. Кроме того, закон, предусматривая потерю гражданства исключительно для женщин, несомненно, создал несправедливое и иррациональное неравенство в обращении между супругами, особенно если воля женщины не подвергалась сомнению или если потеря гражданства произошла вопреки ее намерениям..
Таким образом, этот закон влияет на гражданство, подтверждая решение 87 от 1975 года в отношении браков, заключенных после его вступления в силу, и разрешая женщинам, которые автоматически потеряли итальянское гражданство, получив новое гражданство в результате вступления в брак, восстановить его с помощью петиции. Хотя в этом законе не указывается возможность обратной силы решения 87/1975, принятое ретроактивное применение решения еще 1 января 1948 года основано на конституции. В более широком плане Закон 151 1975 года представлял собой обширную реконструкцию семейного права в Италии.
В результате признания неконституционным решения 87/1975 в рамках итальянской реформы семейного права в 1975 году статья 219 была внесена в закон 151 1975 года, который санкционировал для женщин "повторное приобретение" (точнее, признание) гражданство. Статья 219 гласит:
"Женщина, которая в результате вступления в брак с иностранцем или из-за изменения гражданства со стороны ее мужа потеряла итальянское гражданство до вступления в силу этого закона, может восстановить его, сделав заявление, сделанное перед компетентным авторитет в статье 36 о положениях об исполнении Гражданского кодекса. Любая норма закона 555 от 13 июня 1912 года, несовместимая с положениями настоящего закона, отменяется ".
Термин «повторное приобретение» кажется неправильным, поскольку в решении Конституционного суда говорится, что гражданство никогда не было утрачено соответствующими женщинами, и что с их стороны никогда не было готовности к этому, и, таким образом, термин «признание» кажется более правильным с академической точки зрения. и легально.
В решении № 30 от 1983 года установлено, что передача итальянского гражданства по рождению является конституционным правом женщин, и решение имеет обратную силу при рождении ребенка, начиная с 1 января 1948 года. Мать должна была иметь итальянское гражданство, когда ребенок родился для передача происходит вследствие этого правила.
Решение № 30 было вынесено 28 января 1983 г., сдано на хранение в канцелярию 9 февраля 1983 г. и опубликовано в «Официальном вестнике» № 46 16 февраля 1983 г. Вопрос о неконституционности статьи 1 закона № 555 от 1912 г. был поставлен «где это происходит. не предвидеть, что ребенок матери-гражданина Италии, сохранившей свое гражданство даже после брака с иностранцем, также имеет итальянское гражданство ". В решении установлено, что первый пункт статьи 1 этого закона явно противоречит статьям 3 (первый параграф - равенство перед законом без учета пола и т. Д.) И 29 (второй параграф - моральное и юридическое равенство между супругами).). Конституционный суд не только объявил неконституционной статью 1 закона 555 от 13 июня 1912 года, в которой он не предусматривал итальянское гражданство ребенка матери итальянской гражданки; но также статья 2 того же закона, в которой разрешается приобретение ребенком гражданства матери только в ограниченных случаях, поскольку после этого эти ограничения были сняты, и матери обычно могли передавать итальянское гражданство своим детям.
Заключение № 105 от 15 апреля 1983 г.; вынесен Государственным советом, раздел V, на консультативном заседании; определил, что в силу Решения 30 от 1983 года Конституционного суда, лица, рожденные от матери итальянской гражданки только 1 января 1948 года, могут считаться итальянскими гражданами на том основании, что вступление в силу решения не может иметь обратного действия далее, чем момент возникновения противоречия между старым законом и новой конституцией - 1 января 1948 года, дата вступления конституции в силу.
Этот закон автоматически предоставлял итальянское гражданство несовершеннолетним детям (до 18 лет) по крайней мере одного из родителей, имеющих итальянское гражданство на дату его вступления в силу (27 апреля 1983 г.). Закон положил конец практике автоматического предоставления женщинам гражданства по браку. Закон обязывает лиц с двойным гражданством выбирать одно гражданство в возрасте 18 лет.
21 апреля 1983 года был принят закон № 123, согласно которому все несовершеннолетние дети отца или матери итальянского гражданина, включая приемного родителя, были итальянскими гражданами по рождению. В случае двойного гражданства ребенок должен был выбрать единое гражданство в течение одного года после достижения совершеннолетия (статья 5) - если неитальянское гражданство было приобретено в результате рождения в стране jus soli, согласно закону 1990 года. Мнение Государственного совета. Считается, что закон распространил итальянское гражданство на всех несовершеннолетних детей итальянских граждан на момент вступления закона в силу, даже если дети были усыновлены. Тот же закон отменяет предыдущее правило, предписывающее автоматическое приобретение итальянского гражданства jure matrimonis женщинами-иностранками, вступившими в брак с мужем-гражданином Италии. Таким образом, со дня вступления в силу (27 апреля) было установлено равенство супругов-иностранцев перед итальянским законом, и был подтвержден основной принцип приобретения гражданства через свободное волеизъявление.
С вступлением в силу 27 апреля 1983 г. закона 123 1983 г. Италия ввела требование о выборе единого гражданства среди тех итальянцев с множественным гражданством, достигших возраста совершеннолетия 27 апреля 1983 г. или позднее. Выбор должен был быть произведен в течение одного года. Если выбор итальянского гражданства не будет сделан, итальянское гражданство может быть потеряно.
Ориентация правительства на это правило заключается в том, что те двойные граждане, чье иностранное гражданство пришло по рождению в государствах, приписывающих им свое гражданство jus soli, освобождались от этого требования, поскольку этот закон не отменял все еще действующую статью 7 закона 555 1912 года. Правительство также пояснило, что дети, рожденные от итальянских матерей-иностранок, натурализованных автоматически в результате брака, заключенного 1 января 1948 года или после этой даты, также освобождаются от этого требования.
Требование было отменено 18 мая 1986 года, и поэтому оно распространялось только на людей, родившихся в период с 27 апреля 1965 года по 17 мая 1967 года. В период с 18 мая 1986 года по 14 августа 1994 года люди, подпадающие под это требование, имели право на опоздание с выбором итальянского гражданства., или изменить ранее сделанный выбор иностранного гражданства.
Закон о итальянском гражданстве | |
---|---|
Итальянский парламент | |
Длинное название
| |
Принят | Правительство Италии |
Статус: Действующее законодательство |
Закон № 91, принятый 5 февраля 1992 года, устанавливает, что следующие лица являются гражданами по рождению:
Согласно параграфу 2 найденыши, найденные в Италии, являются гражданами по рождению, если не может быть доказано, что эти лица имеют другое гражданство. Статья 3 частично повторяет текст, содержащийся в статье 5 закона 123 от 1983 г., где устанавливается, что приемный ребенок итальянского гражданина является итальянцем, даже если ребенок иностранного происхождения, и даже если ребенок родился до кончины закон. Он прямо установил обратную силу в этой ситуации.
Это несмотря на тот факт, что закон в противном случае исключает его собственное ретроактивное применение в статье 20, которая предусматривает, что «... за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено, статус гражданства, приобретенный до настоящего закона, не изменяется, кроме случаев, когда наступают события после даты его принятия. вступление в силу."
Это положение, в сочетании с мнением № 105 от 15 апреля 1983 г., предусматривает, что дети матери-итальянки и отца-иностранца, родившиеся до 1 января 1948 г. (дата вступления в силу республиканской конституции), по-прежнему подчиняются старому закону 555 г. 13 июня 1912 г., несмотря на то, что Конституционный суд признал неконституционным решение 30 от 1983 г.
Кроме того, закон 91 от 1992 года разрешает обладание множественным гражданством, что ранее было запрещено статьей 5 закона 123 от 1983 года для итальянцев, приобретающих новое гражданство. Это разрешение на сохранение итальянского гражданства не применимо во всех случаях получения итальянцем иностранного гражданства, поскольку Италия поддерживает договоры с некоторыми государствами о том, что натурализация Италии в одном из этих государств может автоматически потерять итальянское гражданство. Закон 91 1992 года оставляет эти соглашения в силе. (статья 26) Кроме того, в соответствии с законом 91 от 1992 года лицам, получившим итальянское гражданство, не нужно отказываться от своего прежнего гражданства, при условии, что двойное гражданство также разрешено другим заинтересованным государством.
Законы, принятые после 1992 года, изменили доступ к гражданству, распространив его на некоторые категории граждан, которые по историческим причинам, в связи с военными событиями, все еще были исключены.
Эти более свежие законы следуют:
1) Закон № 379 от 14 декабря 2000 г. «Положения о признании итальянского гражданства для лиц, родившихся и проживающих на территориях, принадлежащих Австро-Венгерской империи, и их потомков». (Опубликовано в "Официальном вестнике" № 295 19 декабря 2000 г.)
Закон 379/2000 содержал положения о признании итальянского гражданства для тех лиц, которые родились и проживали на аннексированных Италии территориях от Австро-Венгерской империи до 15 июля 1920 года. Признание было доступно также их потомкам. Признание итальянского гражданства в соответствии с законом 379/2000 было предоставлено только заявителям, и его положения истекли в декабре 2010 года.
2) Закон № 124 от марта 2006 г. «Изменения в закон № 91 от 5 февраля 1992 г. о признании итальянского гражданства для граждан Истрии, Фиуме и Далмации и их потомков». (Опубликовано в "Официальном вестнике" № 73 28 марта 2006 г.)
Закон 124/2006 позволяет лицам, которые были итальянскими гражданами, проживающими на территориях, переданных от Италии Югославии в момент их уступки, требовать восстановления статуса итальянского гражданина. Это дает возможность претендовать на статус итальянского гражданина тем людям со знанием итальянского языка и культуры, которые являются прямыми потомками соответствующих критериям лиц, которые проживали в этих регионах.
В последнее время обсуждались реформы закона о гражданстве в пользу иммигрантов из-за пределов Европейского Союза. Эти иммигранты в настоящее время могут подать заявление на получение гражданства после завершения десяти лет проживания на территории республики.
Многие аспекты остаются нерешенными, например признание статуса гражданства потомками итальянской женщины, которая до 1948 года вышла замуж за иностранца и потеряла итальянское гражданство в связи с замужеством. Эти случаи создали двойную систему для признания гражданства: в то время как потомки по отцовской линии не имеют препятствий для признания своего статуса гражданства, даже если восходящий эмигрировал в 1860 году (до того, как Италия образовала государство); потомки итальянской женщины - даже если она была из той же семьи - сегодня все еще лишены возможности повторно получить итальянское гражданство, и их единственное возможное средство правовой защиты - предстать перед итальянским судьей.
Объединенные секции, изменив свою позицию в решении № 3331 от 2004 г., установили, что в силу решений 87 от 1975 г. и 30 от 1983 г. право на статус итальянского гражданства должно быть признано для заявителя, который родился за границей у сына итальянская женщина, вышедшая замуж за иностранца в течение срока действия закона № 555 от 1912 года, который в результате своего брака лишился итальянского гражданства.
Хотя он и является частью существующего принципа неконституционности, в соответствии с которым объявление неконституционности доконституционных правил оказывает влияние только на отношения и ситуации, которые еще не были завершены по состоянию на 1 января 1948 года, и не может иметь обратную силу раньше, чем конституция вступление в силу; Суд подтверждает, что право на гражданство, поскольку оно является постоянным и неприкосновенным статусом, за исключением случаев отказа от него со стороны заявителя, является оправданным в любое время (даже в случае предшествующей смерти родственника по восходящей линии или родителя кого-либо получает признание) из-за непреходящего характера, даже после вступления в силу конституции, незаконного лишения из-за дискриминационных правил, признанных неконституционными.
После этого решения 2009 года судьи Римского суда (Tribunale di Roma) присудили итальянское гражданство потомкам итальянской гражданки, родившейся до 1948 года, в более чем 500 делах; и потомкам итальянской женщины, которая вышла замуж за не итальянского гражданина до 1948 года. Поскольку итальянский парламент не закрепил это кассационное решение в законе, эти потомки не могут получить гражданство jus sanguinis, подав соответствующее заявление в консульстве или компетентном отделе записи актов гражданского состояния и записи актов гражданского состояния в муниципалитетах Италии. Таким образом, для этих потомков итальянских женщин возможность получить признание итальянского гражданства остается только в случае подачи иска в итальянский суд.
Визовые требования для итальянских граждан - это административные ограничения на въезд со стороны властей других государств, наложенные на граждан Италии. В 2017 году итальянские граждане имели безвизовый или визовый доступ по прибытии в 174 страны и территории, в результате чего итальянский паспорт занял 3-е место с точки зрения свободы передвижения (вместе с американскими, датскими, финскими и испанскими паспортами) согласно индексу визовых ограничений Хенли. Кроме того, 15 января 2016 года Всемирная туристская организация опубликовала отчет, в котором итальянский паспорт занял первое место в мире (вместе с Данией, Финляндией, Германией, Люксембургом, Сингапуром и Соединенным Королевством) с точки зрения свободы передвижения с индексом мобильности 160 (из 215 без визы с коэффициентом 1, визы по прибытии с коэффициентом 0,7, электронной визы 0,5 и традиционной визы с коэффициентом 0).
Итальянская национальность занимает восьмое место вместе с Финляндией в Индексе национальности (QNI). Этот индекс отличается от индекса ограничений на выдачу виз, который фокусируется на внешних факторах, включая свободу передвижения. Кроме того, QNI считает, что свобода передвижения зависит от внутренних факторов, таких как мир и стабильность, экономическая мощь и человеческое развитие.
Согласно итальянскому законодательству, множественное гражданство явно разрешено при определенных условиях, если оно было приобретено 16 августа 1992 года или после этой даты (до этой даты итальянские граждане с гражданством jus soli в другом месте могли сохранять свое двойное гражданство на постоянной основе, но итальянское гражданство обычно утрачивалось, если было получено новое гражданство, и возможность его утраты в результате приобретения нового гражданства была предметом некоторых исключений.) У лиц, получивших другое гражданство после этой даты, но до 23 января 2001 г., было три месяца, чтобы сообщить об этом в местный архив или итальянское консульство в страна их проживания. Невыполнение этого требования карается штрафом. Те, кто приобрел другое гражданство 23 января 2001 г. или позднее, могли отправить авто-декларацию о приобретении иностранного гражданства по почте в итальянское консульство в стране своего проживания. 31 марта 2001 г. или позднее в уведомлении любого рода больше нет необходимости.
Поскольку Италия является частью Европейского Союза, итальянские граждане также являются гражданами Европейского Союза в соответствии с законодательством Европейского Союза и, таким образом, пользуются правом свободного передвижения и имеют право голосовать на выборах в Европейский парламент. Находясь в стране, не входящей в ЕС, где нет посольства Италии, итальянские граждане имеют право получить консульскую защиту от посольства любой другой страны ЕС, присутствующей в этой стране. Граждане Италии могут жить и работать в любой стране ЕС в результате права на свободное передвижение и проживание, предоставленного статьей 21 Договора о ЕС.
С 2014 года все заявления лиц в возрасте 18 лет и старше с просьбой о признании итальянского гражданства подлежат уплате в размере 300 евро (Закон № 66 от 24 апреля 2014 года и Закон № 89 от 23 июня 2014 года). Это было принято кабинетом Ренци во главе с Маттео Ренци.