Итальянское вспомогательное судно Olterra

редактировать

Итальянское вспомогательное судно Olterra
Часть битвы на Средиземном море от Второй мировой войны
Olterra at Algeciras.jpg Олтерра стоит на якоре незадолго до развала в Вадо-Лигуре, 1961 год.
Дата 8 декабря 1942 г. - 4 августа 1943 г.
Расположение Гибралтар, Западное Средиземноморье
Результат 42000 т судов союзников потоплено
Воюющие стороны
  объединенное Королевство   Италия
Командиры и лидеры
Лайонел Крабб Личио Визинтини   Эрнесто Нотари
Сила
Оборона гавани 1 базовый корабль 9 пилотируемых торпед
Жертвы и потери
6 торговых судов потоплены 2 моряка убиты 3 водолаза убиты 3 пленных потеряно 2 пилотируемых торпеды

Вспомогательный корабль Olterra был 5000 тонн итальянского танкером затопил ее собственный экипаж в Альхесирасе в заливе Гибралтара 10 июня 1940 года, после вступления Италии во время Второй мировой войны. Она была обнаружена в 1942 году специальным подразделением MAS Decima Flottiglia для использования в качестве секретной базы для пилотируемых торпед, чтобы атаковать корабли союзников в Гибралтаре.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Строительство и начало карьеры
  • 2 Предыдущие операции
    • 2.1 Вилла Кармела
  • 3 Установка
  • 4 Первое вторжение
  • 5 Второе вторжение
  • 6 Последняя миссия
  • 7 Последствия
    • 7.1 Реликвии с Олтерры
  • 8 См. Также
  • 9 Примечания
  • 10 Внешние ссылки
  • 11 Источники

Строительство и начало карьеры

Олтерра начинал жизнь танкистом Осейдж. Он был построен в 1913 году компанией Palmer's Ship Building and Iron Co Ltd, Тайнсайд, Великобритания, для немецкой компании. Osage был продан Standard Oil Co в Нью-Йорке в 1914 году и переименован в Батон-Руж. В 1925 году он был снова продан, на этот раз компании European Shipping Co. Ltd. в Лондоне и переименован в Olterra. Как Olterra, она перешла в руки British Oil Shipping Co. Ltd. и в 1930 году была куплена Андреа Занчи в Генуе. 10 июня 1940 года, когда Италия вступила во Вторую мировую войну, объявив войну Франции и Соединенному Королевству, Олтерра оказалась в Гибралтарском заливе недалеко от Альхесираса, Испания. Она была затоплена собственной командой, чтобы предотвратить ее захват британскими войсками из Гибралтара.

Предыдущие операции

С 24 сентября 1940 г. по 15 сентября 1942 г. было совершено шесть нападений с подводных лодок на Гибралтар. Три из них привели к уничтожению или потоплению ряда грузовых судов союзников общим тоннажем около 40 000 тонн. Три из них были выполнены человеческими торпедами, запущенными с подводной лодки Scirè ; два других были работой боевых пловцов.

Вилла Кармела

После атак, осуществленных Скире, командир Decima MAS осознал, что, учитывая ограничения использования подводной лодки в качестве базового корабля для торпед в Гибралтаре, было бы более целесообразно разместить секретную базу в нейтральной Испании. Первый шаг в этом направлении был сделан, когда член Decima, Антонио Ramognino, арендовал бунгало вдоль береговой дороги возле Альхесираса, прямо напротив бухты, используемой союзнических конвоев уронить якоря. Операции с Виллы Кармела выполняли боевые пловцы. Поскольку жена Рамоньино была гражданином Испании, ему не составило труда устроить там свой «дом».

Пять торговых судов были потоплены или повреждены с июля по сентябрь 1942 года водолазами с Виллы Кармела, использовавшими минные мины. Олтерра выполнял роль передового наблюдательного пункта для этих миссий.

Переоборудование

Скрытый люк Олтерры

В то же время другой офицер итальянского спецподразделения, лейтенант Личио Визинтини, который сам был ветераном предыдущих вторжений подводных лодок против «Скалы», узнал об Olterra и задумал создать секретный базовый корабль для майали. Майале (буквально «свинья») - итальянское прозвище человеческих торпед. Под предлогом поднятия судна для продажи испанскому владельцу группа членов Decima, замаскированных под итальянских гражданских рабочих, взяла под свой контроль танкер. Корабль отбуксировали в Альхесирас, где и начали «ремонтные работы». Персоналу ВМС Италии помогали два гражданских члена экипажа. Они оставались на борту наполовину затонувшей нефтяной скважины вместе с испанской охраной более двух лет, чтобы защитить права итальянской компании, которой принадлежала Olterra. После того, как в доках, некоторые из Olterra " груза с трюмов и котельня были изменены Visintini мужчин в мастерскую для сборки и обслуживания человеческих торпед. На баке был также установлен импровизированный наблюдательный пункт, чтобы наблюдать за Гибралтарским заливом и кораблями союзников, стоящими там на якоре. Тем временем для посторонних была организована сцена, где гражданские моряки работают над ремонтом корабля, чтобы обмануть британские и испанские власти. Торпеды (в запасных частях) и другое оборудование были ввезены контрабандой в Испанию людьми Децимы под предлогом использования материалов для «работ» на борту Olterra. Наконец, раздвижной люк был открыт резаком на шесть футов ниже ватерлинии. Это будет выход для пилотируемых торпед, которые будут атаковать из затопленного трюма прямо под мастерской. Специальное подразделение, отвечающее за операции, было названо Squadriglia Ursa Major, в честь одноименного созвездия.

Первое вторжение

К концу осени 1942 года Олтерра была готова к своей миссии. Ремонтные работы были завершены, и все товары, контрабандой доставленные из Италии, достигли Испании, не вызывая никаких подозрений. 6 декабря 1942 года, после участия в операции «Факел», военно-морская эскадра, состоящая из линкора HMS  Nelson, линейного крейсера HMS  Renown, авианосцев HMS  Furious и HMS  Formidable, а также ряда эскортных подразделений вошла в Гибралтар. Визинтини планировал полет с тремя пилотируемыми торпедами, на каждом из которых было два водолаза: ведущая торпеда, управляемая самим Визинтини и старшиной Магро, вторая - 2-м лейтенантом Селлой и сержантом Леоне, а третья - мичманом Маниско и старшиной Варини. Цели были обозначены в следующем порядке: Визинтини, Нельсон, Маниско, Грозный и Целла, Неистовый.

Штурмовой катер покинул Олтерра рано утром 8 декабря. В 2:15 первая человеческая торпеда достигла зоны защиты стрелы. Моторные катера и часовые на британской базе были тихо активны и настороже, осознавая опасность потенциального нападения на флот, стоящий на якоре. Одной из мер безопасности, принятых Королевским флотом после летних набегов боевых пловцов, было размещение в Гибралтаре подразделения по обезвреживанию подводных бомб под командованием лейтенанта Лайонела Крабба. Шаблон глубинных бомб была сброшена на моторных барж с интервалом в три минуты. Судно Визинтини и Магро, очевидно, было поражено одним из зарядов и уничтожено, когда они пытались найти брешь в стальной сети, защищающей гавань. Через несколько дней их тела были обнаружены британцами и похоронены в море со всеми почестями. Вторая «свинья» также выдержала сильный ответ британской обороны после того, как была обнаружена прожектором. После долгой погони противолодочных лодок итальянский экипаж решил затопить свой корабль и укрылся на борту американского грузового судна. Они отказались от купальных костюмов, прежде чем подчиниться властям Гибралтара. Последняя пилотируемая торпеда была поймана посреди общей тревоги по всей цитадели, но сумела ускользнуть под воду и обмануть охотников за подводными лодками. Второй пилот, Леоне, пропал без вести во время погони и так и не был найден; Тем временем Селла покинул судно в другом месте, думая, что он все еще находится недалеко от Гибралтара или, в лучшем случае, застрял недалеко от побережья Испании. Имея в виду стать военнопленным или быть арестованным и интернированным испанскими властями, Селла всплыл на поверхность и обнаружил, что находится всего в нескольких метрах от Олтерры. Его торпеда была обнаружена итальянцами на следующий день. Два водолаза, захваченные британцами, сказали своим следователям, что атака была предпринята подводной лодкой, успешно обманув разведку союзников. Тем не менее, первый полет торпед человека закончился неудачей.

Второе вторжение

Кабина в maiale.

После смерти Визинтини лейтенант Эрнесто Нотари возглавил отряд Большой Медведицы на борту « Олтерры». Также из Италии были отправлены пополнения личного состава и материалы. В связи с улучшением защиты стрелы, следующие вылеты были запланированы против транспортных и грузовых судов в районе якорной стоянки вокруг военно-морской базы. Конец войны в Северной Африке и последующая высадка союзников на Сицилии также сделали нападения на логистические корабли приоритетом. В мае 1943 года, командующий Боргезе, из Scire, был назначен командиром Decima. Ночь 8-го числа была выбрана для следующего штурма, воспользовавшись плохой погодой и фазой луны. Лейтенант Нотари вместе со своим помощником старшиной Арио Лаццари возглавлял еще одну волну с тремя торпедами, направлявшуюся на Гибралтар. Вторая человеческая торпеда была укомплектована лейтенантом Тадини и старшиной Маттера, а третья - младшим лейтенантом Селлой и старшиной Монталенти. Чтобы отвлечь любые подозрения британцев от Олтерры, выбранными целями были торговые суда, стоявшие на якоре в самой дальней точке от Альхесираса. Бушующий в то время шторм мешал миссии, потому что течение вынудило их нырнуть вокруг целей, прежде чем они успели прикрепить мины к корпусам. На рассвете все итальянские корабли благополучно достигли своей базы. Они заминировали три судна: американский корабль Liberty Pat Harrison (7000 тонн) и британские грузовые суда Mahsud (7500 тонн) и Camerata (4875 тонн). Когда заряды взорвались, американский транспорт был сильно поврежден и полностью утерян. В результате взрыва погиб один американский моряк. Махсуд лежал на дне бухты, большая часть корабля все еще была выше ватерлинии, а Камерата сразу затонула. Чтобы ввести британцев в заблуждение и заставить их думать о боевых пловцах, а не о пилотируемых торпедах, сотрудники итальянской секретной службы разбросали по берегу водолазное снаряжение. Вторая попытка Олтерры увенчалась ошеломляющим успехом.

Последняя миссия

Изображение Торшёвди, разбитое на две части в Гибралтаре.

25 июля Муссолини был отстранен от власти, что стало явным сигналом того, что Италия находится на грани краха. Ход войны и политические изменения не были сдерживающим фактором для Decima MAS, которое продолжало планировать и совершать атаки на корабли союзников на всех фронтах. 10 июня подразделение было награждено Medaglia d'Oro как дань уважения их заслугам. В ночь на 3 августа 1943 года « Большая Медведица» провела последнюю операцию против Гибралтара. И снова три корабля покинули Olterra в поисках своих целей: три транспортных корабля стояли на якоре в бухте. Нотари привел «свиней» к испанскому побережью, чтобы не попасть в открытое море прожекторами. Его вторым человеком был старшина Андреа Джаноли, чья подготовка к пилотируемым торпедам была плохой. Пока команда прижимала заряд взрывчатого вещества к килю корабля «Либерти», их торпеда вышла из-под контроля. Нотари открыл водолазные клапаны, и «свинья» внезапно погрузилась на глубину 34 метра (112 футов). Затем корабль всплыл всего в нескольких футах от предполагаемой жертвы. В полубессознательном состоянии и без следа своего спутника, Нотари попытался исправить механические проблемы, возникшие у его торпеды, но водолазный механизм был отключен. В конце концов, ему удалось улизнуть на полной скорости, чему способствовала стая морских свиней, прикрывавших его след. Джаноли остался позади. Прождав два часа на руле корабля, он позвал на помощь. Как только Джаноли был взят на борт, к месту происшествия был вызван моторный катер с членом водолазного подразделения Крабба. Было мало сомнений в том, что корабль American Liberty Harrison Gray Otis был заминирован. Боеголовка взорвалась всего за несколько секунд до того, как британский водолаз, старшина Белл, успел ступить ногой на воду. Один моряк погиб, еще восемь получили тяжелые ранения. Как и ее сестринский корабль Пэт Харрисон в мае, 7700 тонн Otis было объявлено конструктивной полной потерей. Два других корабля союзников также подверглись взрывам в это же время, около 4 часов утра 4 августа. Норвежский Thorshovdi, из 9,900 тн был сломан надвое взрывами, в то время как британский Stanridge (6000 тонн) затонул на мелководье. Последняя миссия « Большой Медведицы» уничтожила 23 000 т судов союзников.

Последствия

Италия согласилась на условия союзников 8 сентября 1943 года. Война окончилась, на этот раз навсегда, для Ольтерры. До этого у британцев в Гибралтаре не было доказательств связи присутствия танкера в Альхесирасе с рейдами на их корабли. По словам Леона Голдсуорси :

Мы так и не нашли никаких доказательств роли Олтерры в этом деле. Из штаб-квартиры британского военно-морского флота на Гибралтаре мы могли невооруженным глазом увидеть надстройку Olterra над внешним молом в Альхесирасе. Возможность того, что Olterra могла быть каким-то образом связана с атаками человеческих торпед, не ускользнула от нас, но никогда не было наименее видимых доказательств, позволяющих предположить реальный характер ее участия.

Испанские власти пытались скрыть улики, но когда водолазная команда Крабба поднялась на борт Olterra после итальянского перемирия, они обнаружили запчасти от трех разных торпед. Это позволило им собрать полностью пилотируемую торпеду по имени Эмили. Корабль был потерян после шести испытаний в открытом море. Крабб встретил некоторых из своих бывших врагов после войны, в том числе последнего командира Большой Медведицы лейтенанта Нотари.

Реликвии с Олтерры

Хотя корабль был разобран и утилизирован в 1961 году, некоторые фрагменты его внешней обшивки с названием корабля и несколько иллюминаторов были спасены и выставлены на обозрение в Военно-морском музее Италии в Специи вместе с другими артефактами Decima Flotilla MAS ( barchino нападение взрывчатых моторная лодка и maiale пилотируемых торпеда).

Смотрите также

Примечания

внешние ссылки

Источники

  • Боргезе, Валерио (1995). Морские дьяволы: коммандос ВМС Италии во время Второй мировой войны. Издательство Военно-морского института. ISBN   1-55750-072-X.
  • Брагадин, Марк Антонио (1957). Итальянский флот во Второй мировой войне, Военно-морской институт США, Аннаполис. ISBN   0-405-13031-7.
  • Брейер, Уильям (2001). Смелые миссии Второй мировой войны. Дж. Вили. ISBN   0-471-40419-5
  • Коккья, Альдо (1958). Охотники и преследуемые. Военно-морской институт США, Аннаполис. ISBN   0-405-13030-9.
  • Грин, Джек и Массиньяни, Алессандро (2004). Черный принц и морские дьяволы: история Валерио Боргезе и элитных подразделений Decima MAS. Da Capo Press. ISBN   0-306-81311-4.
  • Лонго, Луиджи Эмилио (1991). "Reparti speciali" italiani nella seconda guerra mondiale: 1940-1943. (на итальянском языке) Мурсия. ISBN   88-425-0734-2.
  • О'Доннелл, Патрик К. (2006). Оперативники, шпионы и диверсанты: неизвестная история OSS Второй мировой войны. Кенсингтонская издательская корпорация. ISBN   0-8065-2798-6
  • Пью, Маршалл (1956). Frogman: История командира Крабба. Скрибнер.
  • Шофилд, Уильямс, Каризелла П. (2004). Лягушки: Первые сражения. Книги Брандена. ISBN   0-8283-2088-8.

Координаты : 36 ° 8′33 ″ с.ш., 5 ° 26′8 ″ з.д. / 36,14250 ° с.ш.5,43556 ° з.д. / 36.14250; -5,43556

Последняя правка сделана 2023-04-16 10:48:25
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте