Иссахар Беренд Леманн

редактировать

Иссахар Berend Lehmann, Berend Lehmann, Yissakhar Bermann Segal, Yissakhar бен Иегуда Галеви, Берман Хальберштадта (23 апреля 1661 в Эссене, Вестфалии - 9 июля 1730 года в Хальберштадт, Пруссия ), был немецкий банкир, купец, дипломатический агент, как также служил в армии и монетным двором, работал придворным евреем для курфюрста Саксонии Августа II Сильного, короля Польши и других немецких князей. Он имел привилегию как придворный еврей и как местный житель. Благодаря своему богатству, привилегиям, а также социальным и культурным интересам он был еврейским сановником, известным в свое время в Центральной и Восточной Европе.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 жизнь
    • 1.1 Происхождение и обучение
    • 1.2 Молодая семья и собственный бизнес в Хальберштадте
    • 1.3 Банкир саксонскому курфюрсту
    • 1.4 Строительная деятельность в Хальберштадте
    • 1.5 Талмуд напечатан
    • 1.6 Армейский подрядчик
    • 1.7 Благодетель сообщества в Хальберштадте
    • 1.8 Дрезденский филиал
    • 1.9 Сельское хозяйство и полиграфия на иврите в Бланкенбурге
    • 1.10 Приключение в иностранных делах
    • 1.11 Финансовый упадок и смерть
  • 2 Важность
  • 3 Прием
    • 3.1 Святой и герой
    • 3.2 Больше реализма
    • 3.3 Беспристрастный подход
    • 3.4 Сельма Стерн
    • 3.5 Антисемитское отступление
    • 3.6 Новые хвалебные речи
    • 3.7 Новые исследования
  • 4 Следы и память в Хальберштадте
    • 4.1 Строительный комплекс
    • 4.2 Музей и Академия
    • 4.3 Бывший учительский дом
    • 4.4 Попытка новой религиозной общины
  • 5 ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Жизнь

Происхождение и обучение

Отец Лемана принадлежал к высшему еврейскому классу Вестфалии, как и его зять, придворный еврей Леффманн Беренс из Бохума, позже обосновавшийся в Ганновере. От него, как предполагают более старшие биографы, Беренд Леманн получил некоторое бизнес-образование, а затем торговал в комиссии Беренса. В 1692 году он вместе с Леффманном Беренсом при императорском дворе в Вене участвует в деловых операциях по продвижению герцога Ганноверского герцогства Ганноверского Эрнста Августа среди электората.

Молодая семья и собственный бизнес в Хальберштадте

Его деятельность впервые задокументирована, так как в возрасте 26 лет он вел дела на Лейпцигской торговой ярмарке 1687 года, где впоследствии он был постоянным посетителем тогдашних трех ежегодных сезонов. Он проживал в Хальберштадте, где с 1688 года числится женатым на Мириам, дочери покойного защищаемого еврея Джоэля Александра. От него он получил свой защищенный статус. Два года спустя родился его первый сын, Леманн Беренд, и он построил свое первое скромное жилище в еврейском квартале Хальберштадт (Бакенштрассе 37, частично существующий в комплексе зданий Маленькой Венеции).

Банкир саксонскому курфюрсту

В 1694 году он стал монетным двором и коммерческим агентом своего государя, курфюрста Бранденбургского; год спустя он был связан с банковским делом в Саксонском избирательном суде Дрездена. В 1697 году молодой курфюрст Август Сильный поручил ему добыть деньги, необходимые для приобретения польского престола. Он получил право продавать или закладывать земли, расположенные за пределами основной территории Саксонии, и собирал ссуды на миллионы гульденов от христианских и еврейских банковских партнеров, с помощью которых саксонский фельдмаршал Хайно Генрих Граф фон Флемминг убедил большинство польской знати в избрании Августа Сильного короля "в" Польше. В знак признания таких заслуг Август сделал Беренда Леманна «резидентом короля Польши в нижнесаксонском кругу ». Это была своего рода привилегия консула, на которой Леманн неоднократно более или менее успешно обосновывал свои требования.

Строительная деятельность в Хальберштадте

Так, от курфюрста Фредерика Вильгельма III Бранденбургского он получил право купить для себя в Хальберштадте, помимо скромного дома, которым он уже владел, большое здание, которое он считал подходящим для своего ранга. Это было исключением, поскольку евреям было запрещено иметь второй дом. Когда в большом саду он построил новое здание для ешивы ( академии Торы / Талмуда ) в качестве ядра общежития, в котором также должна была разместиться новая большая синагога, ему запретили продолжать. Прежде чем он смог купить еще два соседних дома, собственность была конфискована для вновь принятых французских реформатских беженцев. Протест его защитника Августа Сильного против конфискации оказался тщетным.

Талмуд напечатан

Тем временем он совершил значительный религиозный подвиг: когда придворный еврей Дессау Вульф, который собирался напечатать Вавилонский Талмуд, столкнулся с финансовыми трудностями, Леманн взял на себя проект и лицензию на печать. У него «золото текло из его кармана», так что в течение двух лет, с 1697 по 1699 год, во Франкфурте-на-Одере могло быть выпущено 2000 экземпляров двенадцатитомного издания. Большая часть работы была отправлена ​​- бесплатно - бедным еврейским общинам.

Армейский подрядчик

Между 1700 и 1704 годами Беренд Леманн поставлял военное снаряжение для Августа Сильного в Северной войне против Швеции. Письма от него влиятельному придворному в Дрездене показывают, что он занят получением новых ссуд и озабочен их выплатой.

Благодетель сообщества в Хальберштадте

В 1707 году его жена, Мириам, умерла, а вскоре после этого он снова женился на Ханнле, дочери главы общины Франкфурта (Майн) по имени Мендель Бир. В это время он построил целый комплекс зданий как продолжение своего первого скромного дома в Хальберштадте. В его строительных амбициях ему постоянно мешала прусская местная администрация, но его продвигала берлинская Hofcammer, учреждение, предназначенное для сбора денег с короля. В новом помещении, помимо офисов и личного пространства для растущей семьи и команды слуг, он держал склад и винный погреб, а «из милосердия, чтобы они могли совершить свое богослужение» приютил шесть бедных еврейских семей. Как один из трех парнасимов (старших) общины Хальберштадт, насчитывающей около 1000 евреев (больше, чем в Берлине), перед ним стояла задача «перераспределить» дополнительные взносы, которые неоднократно делал король Пруссии Фридрих Вильгельм I ( Король солдат). от евреев. Он сам взял на себя львиную долю.

Дрезденский филиал

Вернувшись в Дрезден, он также работал агентом монетного двора Саксонско-Польского государства. Точно так же он закупал драгоценности для выставочной коллекции Августа Сильного Grünes Gewölbe. В 1708 году такая деятельность привела к основанию дрезденского отделения его бизнеса в Хальберштадте, в котором его тогдашний 18-летний старший сын, Леманн Беренд, работал вместе с ним и своим зятем Йонасом Мейером. Строго говоря, за пределами Лейпцигских ярмарок Леманны и Мейер были единственными защищенными евреями во всей Саксонии. Но на крупном предприятии (гордо проживающем в здании Altes Posthaus на Landhausstraße 13) работало до 70 еврейских служащих, которые сами не были защищены. Это прежде всего спровоцировало антиеврейский протест саксонских поместий (среди которых духовенство и торговцы были особенно активными), которым Август Сильный долгое время отбивался, но в конце концов уступил. В середине 1720-х годов продажа товаров должна была прекратиться, в то время как банковское отделение продолжало работать в меньшей степени.

Сельскохозяйственная полиграфия и полиграфия на иврите в Бланкенбурге

Из Хальберштадта он имел деловые связи с правителем близлежащего мелкого княжества Бланкенбург (Гарц). В 1717 году принц Луи Рудольф, герцог Брауншвейг-Вольфенбюттель, позволил ему купить здесь земельную собственность, что в противном случае было отказано евреям. Леманн проживал в величественном особняке и основал типографию на иврите, которой руководил печатник Исраэль Авраам из Йесница, но потерпел неудачу из-за христианской цензуры.

Приключение в иностранных делах

В 1721 году Леманн предпринял опасную попытку заставить суверенов Пруссии и Саксонии-Польши предпринять раздел Польши. У Леманна были непогашенные долги, и он надеялся получить их из будущей прусской части страны. Император Габсбургов Карл VI и царь Петр Великий также получили выгоду от раздела. Леманн стремился обратиться к императору через зятя последнего, принца Бланкенбурга, Луи Рудольфа. Царь, впустивший план Пруссии, отреагировал гневно и потребовал строгого расследования и наказания еврея. Август Сильный избавил Леманна от худшего; он получил обратно милость своего покровителя только после того, как принес в жертву ему драгоценный камень.

Финансовый упадок и смерть

В то же время он потерял большой капитал, который был конфискован, когда его зять, еврей ганноверского суда Исаак Берендс, обанкротился, а Леманна обвинили в незаконном удержании ценных бумаг, драгоценностей и денег из поместья. для него (утверждение так и не было подтверждено). Hannover Justizkanzlei (канцелярия правосудия) требовала, чтобы его судили в Ганновере, но прусский король Фридрих Вильгельм I отказал в экстрадиции своего защищенного еврея, и долгие годы продолжался тяжелый спор о том, является ли Ганновер или прусское жилище Лемана в Хальберштадте законным. место проведения. Тем временем Леманн пытался добиться урегулирования с кредиторами Беренов, частично отказавшись от своих требований и побудив других еврейских кредиторов поступить так же. Он также протестовал в нескольких письмах королю Георгу I, который также был ганноверским монархом, против пятилетнего тюремного заключения его родственников и жестоких пыток (которые не дали ожидаемого признания в предполагаемой растрате). Были и другие убытки, так что в 1727 году Беренд Леманн был объявлен неплатежеспособным. Причины его отказа до сих пор не исследованы. Также непонятно, как ему все-таки удалось создать несколько фондов. Один из них должен был хранить деньги для облегчения браков бедных мальчиков и девочек-сирот в общине Хальберштадт, другой - обеспечить средства к существованию его ученикам ешивы. Он служил своей цели в течение следующих двух столетий. В начале 1730 года маркграф Байройт предъявил ему иск о долге в 6000 талеров, датируемый 1699 годом. Ему потребовалось некоторое время, чтобы занять эту сумму, чтобы отменить «исполнение» домашнего ареста. После его смерти 9 июля 1730 года претензии в несколько сотен тысяч талеров могли быть удовлетворены лишь частично посредством аукциона большей части его недвижимости. Впоследствии его старший сын, Леманн Беренд из Дрездена, также потерпел неудачу. Сохранился надгробный камень Лемана на старейшем израильском кладбище в Хальберштадте, и он восхваляет его щедрость как благодетеля сообщества и его высокую репутацию в христианских «дворцах», которая позволила ему действовать как штадлан (защитник) своих коррелигиозных сторонников.

Важность

Беренд Леманн входит в число великих придворных евреев - Вертхаймеров и Оппенгеймеров Вены, Йозефа Зюсс Оппенгеймера из Штутгарта, Леффмана Берендса из Ганновера, Ротшильдов из Франкфурта-на-Майне - как одного из самых уважаемых еврейских личностей в Центральной и Восточной Европе. Его стремление повлиять на жизнь своего времени сделало его фигурой в стиле барокко, мало чем отличавшейся от его благородных христианских современников, и это привело его к частым конфликтам с христианскими властями, пытающимися обуздать его усилия. В своей благотворительной и религиозной щедрости он является образцом богатого еврея, который также является набожным лидером своей общины.

Прием

Святой и герой

Более поздний образ Беренда Леманна был впервые определен панегириками и легендами в еврейских и идишских хрониках общины. 150 лет спустя, в Geschichte der israelitischen Gemeinde Halberstadt (История израильской общины Хальберштадта, 1866) тогдашний раввин города Ауэрбах передал старые истории с некоторым скептицизмом, но все же с большим почтением. В этом настроении за ним последовал другой ортодоксальный раввин, Маркус Леманн из Майнца, который в своем Jüd. Volksbibliothek (Еврейская народная библиотека) изобразила жизнь Беренда Лемана в эпизодах (в основном придуманных) как патриарха и активного участника немецкой и еврейской политической жизни. Он подчеркнул, что Леманн поддерживает польских евреев в их страданиях. Эта картина XIX века, изображающая королевского резидента как святого и героя, недавно была охарактеризована как «не обязательно имеющая отношение к реальности, но являющаяся предложением опознания [...], изобретенным за письменными столами Ауэрбаха и Маркуса Леманна».

Больше реализма

Спустя двадцать лет после этого два раввина Эмиль Леманн, прапраправнук Беренда Леманна и дрезденский либеральный юрист и политик, написал о нем эссе, в котором впервые были использованы архивные свидетельства. Он указал на ловкость своего предка в тактике ведения боя, а также восхищался дальновидностью, с которой Резидент следил за долгосрочным функционированием его фондов. Хотя Эмиль Леманн как биограф был более реалистичным, чем его предшественники, он все же имел склонность восхищенного потомка. На рубеже 20-го века раввин Дессау Макс Фройденталь исследовал достоинства Лемана в области печати на иврите. Он прояснил деловые обстоятельства Талмуда с 1697 по 1699 год, особенно напряженные отношения Лемана с христианским печатником Майклом Готтшалком. Он впервые продемонстрировал твердую деловую хватку Леманна. Он также описал связь Леманна с типографом Исраэлем Авраамом из Кетена и Йесница, с которым он опубликовал несколько работ своих ученых ешивы Хальберштадта.

Непредвзятый подход

Еще один шаг в направлении исторически объективной оценки Беренда Леманна был сделан берлинским архивариусом Йозефом Мейслом, позднее основателем Центрального архива истории еврейского народа. В 1924 году он редактировал корреспонденцию Лемана с балтийских полей сражений Северной войны. Они показывают обширную деятельность Леманна в качестве армейского подрядчика и его стремление участвовать в политических процессах (которые, однако, Майсл считал дилетантскими).

Сельма Стерн

Большой толчок в биографии Лемана сделал историк Сельма Стерн, которая в период с 1925 по 1962 год сначала занималась положением евреев в Пруссии 17-18 веков, а затем, в частности, придворными евреями. В своем собрании документов его деятельность в Хальберштадте Евреи и еврейская община в целом стали более конкретными. В своей книге о придворных евреях она причисляла его к Вертхаймерам и Оппенгеймерам Вены и даже к Ротшильдам Франкфурта. Она противопоставляла его как «настоящего» придворного еврея менее уважаемому Йозефу Зюсс Оппенгеймеру из Штутгарта и таким образом идеализировала его.

Антисемитская неудача

Антисемитизм национал-социалистов привел к двум статьям о Беренде Лемане, первый - Питера Диге (1938), представляя его карикатуру на стереотипного «ростовщика», второй - Генриха Шне (1953), -сторонний портрет его спекулянта и умного усилителя еврейского влияния.

Новые хвалебные речи

В 1970 году, как своего рода ответ на эти искажения, французский частный ученый Пьер Савиль опубликовал первую монографию о Résident Royal. С небольшими новыми доказательствами он усилил роль Беренда Лемана в «предложении идентификации», нарисовав еще одну героическую картину с его изображением. Американский ортодоксальный раввин Манфред Р. Леман сделал то же самое в нескольких статьях о своем «возможном предке».

Новое исследование

Исследования Беренда Леманна из источников были возобновлены в первом десятилетии 21 века Люсией Распе и Берндтом Стробахом.

Следы и память в Хальберштадте

Строительный комплекс

В Хальберштадте строительный комплекс на Bakenstraße Nr. 37, которая пережила налет на город в 1945 году и последующее пренебрежение исторической архитектурой в Восточной Германии, является впечатляющим документом о строительной деятельности Lehmann. В одной из его внешних стен остатки пешеходного моста через реку Холтемме (которая в свое время открыто протекала между домами еврейского квартала) свидетельствуют о его общественном духе. Он построил его «на благо широкой публики».

Музей и Академия

Музей Беренда Лемана, основанный в 2001 году Академией Моисея Мендельсона из Хальберштадта в двух живописных фахверковых домах (в одном из которых находится бывшая миква, расположенная на территории синагоги, разрушенной в 1938 году, документально подтверждена жизнь придворного еврея и его наследие. о красочной более поздней еврейской жизни в городе. Рядом с музеем сохранился дверной проем богато украшенного здания в стиле барокко, датируемого примерно 1730 годом, которое было снесено в 1986 году (хотя оно могло быть сохранено) и считается местным домом Беренда Леманна. Palace, хотя нет никаких свидетельств того, что это было связано с ним.

Бывший учительский дом

Клаус (или ешивы), Rosenwinkel 18, был основан Lehmann в доме возле синагоги и переехал в свое нынешнее место в конце 18 -го века. В 19 веке, как раввинская академия, он стал одним из оплотов неоортодоксального иудаизма. Он пережил « Хрустальную ночь» и авианалёт 1945 года и теперь является резиденцией Академии Моисея Мендельсона. Академия предлагает информацию о еврейской жизни в форме конференций, выставок и лекций. Его лекционный зал - бывшая синагога ешивы.

Попытка новой религиозной общины

В городе не было еврейской религиозной общины с послевоенных лет, когда на короткое время здесь собрались выжившие из концлагерей. Существует инициатива по созданию новой общины для ряда евреев из стран СНГ, поселившихся в Хальберштадте [1].

использованная литература

внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-16 10:02:10
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте