Исон (музыка)

редактировать

Ison - это гулкая нота или медленная нижняя вокальная партия, используемая в византийских песнопениях и некоторых связанных музыкальных традициях для сопровождения мелодии, тем самым обогащая пение. Не предполагалось превратить его в гармоничное или полифоническое произведение.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 История
  • 2 Современное использование в византийском пении
  • 3 Современное использование в других традициях
  • 4 ссылки

История

Широко распространено мнение, что изон впервые появился в византийской практике в 16 веке. Он подчеркивает или поддерживает мелодию. До этого греческое церковное пение было чисто монофоническим (так как оно сохранилось до сих пор в некоторых более архаичных традициях, таких как русский Знаменный пение ). Практика использования дронов могла быть заимствована с Запада, а именно из Италии. Традиционно ison не записывался (см. Ниже). Первый пример записанного исона не был задокументирован до 1847 года, а практика записи исона не получила широкого распространения в течение 100 лет, или только во второй половине 20-го века.

Есть некоторые свидетельства использования 2-го «вспомогательного» изона в практике Патриархального пения, который был бы настроен на другой тон (обычно в 4-м или 5-м от основного изона, в другом тетрахорде, но в некоторых случаях может быть даже во 2-м), и пела более сдержанно, в то же время эффективно вводя 3-й независимый тон в песнопение. Саймон Карас, как известно, интересуется техникой двойного изона, и он пытался реконструировать, как это могло звучать в старых практиках 15-16 веков, когда действительно появились первые попытки создать «исконную византийскую альтернативу западным». полифония".

Подвижность ison, кажется, постепенно увеличивается со временем, при этом современные ison-линии намного более подвижны, чем известные с конца 19 века. Основная причина этого постепенного изменения, очевидно, заключается во влиянии западной музыки на византийские практики пения. Некоторые певцы, однако, склонны подчеркивать влияние Симона Караса, который был сторонником гораздо более мобильного исона.

Певцы, держащие изон, по- гречески назывались изократима (ισοκράτημα).

Современное использование в византийском пении

Основная статья: Papadic_Octoechos § Mega_Ison

Использование изона в византийском пении относительно гибко, поэтому одно и то же произведение можно исполнять с изонами различной подвижности - от стабильного гудка на одной ноте за целое произведение до более подвижного более низкого тона, меняющегося хотя бы один раз. внутри каждой музыкальной фразы. Тем не менее ison никогда не бывает таким подвижным, как мелодия, и не вводит контрапункт в исполнение, а скорее подчеркивает мелодию, вводя основу для ударных или согласных (просто) интервалов против нее.

Основная логика ison следующая:

  • для каждого византийского тона у него есть основная стабильная нота (например, ре для 1-го тона, G для 2-го, F для 3-го и т. д.)
  • всякий раз, когда мелодия переносится на другой тетрахорд, изон, вероятно, перескочит на базовую ноту этого тетрахорда, вверх или вниз
  • всякий раз, когда мелодия на короткое время опускается ниже изона, изон, скорее всего, последует за ней вниз, а затем вернется к стабильной ноте, чтобы не быть выше мелодии (что обычно, но не всегда, нежелательно)
  • в некоторых режимах ison выполняет фразировку каденций, следуя внутренней логике тона (например, каденция DCD в Plagal 1-м тоне или GE, меняя фразировку 2-го тона)

Однако, как было отмечено выше, для большинства композиций стабильный изон, оставшийся на основной устойчивой ноте тона, обычно также работает. Имея это в виду, в большинстве традиционных византийских партитур до середины 20-го века исон даже не записывался, поскольку предполагалось, что выполнить его слишком просто, чтобы зафиксировать его письменно.

Для очень быстрых, а также для очень медленных и орнаментальных произведений изон обычно поется без слов, как своего рода «гудение», в то время как для большинства произведений, исполняемых в нормальном темпе, слова должны воспроизводиться синхронно с мелодия. Также существует «промежуточный» подход, когда изон следует за гласными в тексте, но не за согласными. Также предполагается, что исон проходит через промежутки между фразами, когда ведущие певцы, поющие мелодию, переводят дыхание.

Современное использование в других традициях

Помимо византийского пения, изон также используется в некоторых русских традициях, например, в Валаамском пении. В последнее время, под влиянием византийского пения, Знаменный пение все чаще исполняется с исоном. Однако это нововведение довольно спорно, так как Знаменный распев следует другой музыкальной логике, чем византийский, менее орнаментален и подвижен сам по себе, а также не использует разные гаммы для разных тонов. С введением исон Знаменный пение имеет тенденцию звучать довольно скучно, а пение разных тонов становится более похожим, что не всегда является желательным эффектом. Исон также используется в болгарских и сербских песнопениях.

Рекомендации

Последняя правка сделана 2023-03-29 12:06:55
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте