Исламский сад

редактировать
Сады Нишат (1633), сад Моголов в Кашмире

Исламский сад, как правило, выразительные недвижимости земли, которая включает в себя тему воды и тени. Их наиболее узнаваемый архитектурный дизайн отражает четырехугольную планировку Чарбага с четырьмя меньшими садами, разделенными дорожками или проточной водой. В отличие от английских садов, которые часто предназначены для прогулок, исламские сады предназначены для отдыха, размышлений и созерцаний. Основное внимание в исламских садах уделялось сенсорному восприятию, которое достигается за счет использования воды и ароматических растений.

До того, как ислам распространился на другие климатические условия, эти сады исторически использовались для отдыха от жаркой и засушливой окружающей среды. Они охватывали широкий спектр форм и целей, которых больше не существует. В Коране много ссылок на сады и говорится, что сады используются как земной аналог жизни в раю, обещанной верующим:

Аллах пообещал верующим мужчинам и верующим женщинам сады, в которых текут реки, жить в них, а также прекрасные жилища в садах вечного обитания; и лучше всего милость Аллаха; это великое достижение. - Коран 9,72

Наряду с популярной райской интерпретацией садов существует несколько других неблагочестивых ассоциаций с исламскими садами, включая богатство, власть, территорию, удовольствие, охоту, досуг, любовь, время и пространство. Эти другие ассоциации обеспечивают больше символизма в виде безмятежных мыслей и размышлений и связаны с научным смыслом.

Сады Шаламар (1642 г.) в Лахоре, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО

Хотя многие исламские сады больше не существуют, ученые многое сделали о них из арабской и персидской литературы по этому вопросу. Многочисленные формальные исламские сады сохранились в обширной зоне, простирающейся от Испании и Марокко на западе до Индии на востоке. Историки расходятся во мнениях относительно того, какие сады следует считать частью исламской садовой традиции, которая на протяжении нескольких столетий влияла на три континента.

СОДЕРЖАНИЕ

  • 1 Архитектурный дизайн и влияние
  • 2 элемента
    • 2.1 Вода
    • 2.2 Сенсорные растения
  • 3 Дематериализация
  • 4 Символизм
    • 4.1 Рай
    • 4.2 Религиозные ссылки
  • 5 Символы состояния
  • 6 вариаций дизайна
    • 6.1 Сады Омейядов
    • 6.2 Сады Аббасидов
    • 6.3 Сады в Аль-Андалусе и Магрибе
    • 6.4 Могольские сады
    • 6.5 Османские сады
    • 6.6 Персидские сады
    • 6.7 Современные сады
  • 7 Флора
  • 8 См. Также
  • 9 ссылки
  • 10 Дальнейшее чтение
  • 11 Внешние ссылки

Архитектурный дизайн и влияние

Гробница Хумаюна (1565 г.), Дели, Индия, демонстрирует четырехквадрантную осевую конструкцию.

После арабских вторжений 7 века н.э. традиционный дизайн персидского сада использовался во многих исламских садах. Персидские сады традиционно были ограждены стенами, и на персидском языке замкнутое пространство называют парами-даэза, ведущим в райский сад. В их дизайне также проявляются эллинистические влияния, что видно по западному использованию прямых линий в нескольких планах садов, которые также сочетаются с декоративными плантациями и фонтанами Сасанидов.

Один из наиболее узнаваемых садовых дизайнов, известный как Чарбаг (или Чахар Баг), состоит из четырех квадрантов, обычно разделенных водными каналами или дорожками, которые принимали разные формы. Один из этих вариантов включал в себя затонувшие квадранты с посаженными деревьями, заполняющими их, так что они были на одном уровне со зрителем. Другой вариант - это внутренний двор на центральном перекрестке, с бассейнами, построенными либо во внутреннем дворе, либо вокруг внутреннего двора. В то время как сады Чарбага являются наиболее узнаваемыми садами, на самом деле было построено очень мало, возможно, из-за их высокой стоимости или из-за того, что они принадлежали к более высокому классу, который имел возможности обеспечить их выживание. Известные примеры Чарбага включают дворец Балкувара и Мадинат аль-Захра в Испании.

Сад Бабура (1528 г.), Кабул, Афганистан, изображает ступенчатый сад.

Интерпретация дизайна Charbagh передана как метафора для «вращающегося колеса времени», которое бросает вызов времени и переменам. Эта идея циклического времени помещает человека в центр этого колеса или пространства и усиливает постоянное обновление и идею о том, что сад представляет собой антитезу деградации. Закрытый сад образует постоянное пространство, пространство, в котором время не разрушает элементы в стенах, представляя собой потустороннюю область. В центре временного цикла находится человек, который после освобождения в конце концов достигает вечности.

Помимо садов, обычно встречающихся во дворцах, они также нашли свое применение в других местах. Большая мечеть Кордовы содержит непрерывно засаженный сад, в котором ряды фруктовых деревьев, похожие на фруктовые сады, были посажены во дворе. Этот сад орошался близлежащим акведуком и служил тени и, возможно, фруктами для смотрителя мечети. Другой тип дизайна сада включает ступенчатые террасы, в которых вода течет через центральную ось, создавая на каждом шаге звук капель и анимационный эффект, который также можно использовать для создания водяных струй. Примеры ступенчатых террасных садов включают Шаламар Баг, Баг-и Бабур и Мадинат аль-Захра.

Элементы

Исламские сады представляют собой множество устройств, которые способствуют стимуляции нескольких чувств и ума, чтобы улучшить опыт человека в саду. Эти устройства включают манипуляции с водой и использование ароматических растений.

Арабская и персидская литература отражают историческое взаимодействие людей с исламскими садами. Мирское воплощение рая в садах давало поэтам возможность созерцать природу и красоту жизни. Вода - самый распространенный мотив в исламской садовой поэзии, поскольку поэты изображают воду как полудрагоценные камни и черты своих любимых женщин или мужчин. Поэты также использовали множество ощущений, чтобы интерпретировать дематериализованную природу сада. Звуки, виды и запахи в саду побуждали поэтов преодолевать сухой климат в местах, похожих на пустыню. Классическая литература и поэзия по этому вопросу позволяют ученым исследовать культурное значение воды и растений, которые воплощают религиозные, символические и практические качества.

Воды

Вода была неотъемлемой частью ландшафтной архитектуры и выполняла множество сенсорных функций, таких как желание взаимодействия, иллюзорные отражения и анимация неподвижных объектов, тем самым стимулируя зрительные, слуховые и соматосенсорные чувства. Расположенные в центре бассейны и фонтаны в исламских садах напоминают посетителям о сути воды в исламском мире.

Водный путь перед Тадж-Махалом (1632 г.)

Ислам возник в пустыне, и жажда и благодарность за воду заложены в его природе. В Коране реки являются основными составляющими рая, и ссылки на дождь и фонтаны многочисленны. Вода - это materia prima исламского мира, как сказано в Коране 31:30: «Бог предпочел воду любому другому сотворенному существу и сделал ее основой творения, как Он сказал:« И Мы сделали все живое из вода'." Вода олицетворяет добродетели, которых Бог ожидает от Своих подданных. «Затем воде было сказано:« Замолчи ». И она стояла неподвижно, ожидая повеления Бога. Это подразумевается вода, которая не содержит ни нечистоты, ни пены» («Сказания о пророках», аль-Киса '). Изучение их отражений в воде позволяет верующим почувствовать неподвижность и чистоту воды, а религиозный смысл воды задает оттенок опыта пребывания в исламском саду.

Основываясь на духовном опыте, вода служит средством физического и эмоционального очищения и освежения. Из-за жарких и засушливых условий, в которых часто строили сады, воду использовали как способ освежить, очистить и охладить измученного посетителя. Поэтому многие люди приходили в сад исключительно для того, чтобы взаимодействовать с водой.

Отражающие бассейны были стратегически расположены так, чтобы отражать конструкции здания, соединяя внешнее и внутреннее пространство. Отражение создавало иллюзию, которая увеличивала здание и удваивала эффект торжественности и формальности. Эффект ряби от струй воды и мерцающего солнечного света еще больше усилил отражение. В целом, зеркальное отображение окружающих структур в сочетании с растительностью и небом создает визуальный эффект, расширяющий замкнутое пространство сада. Учитывая прямую связь воды с раем, ее иллюзорные эффекты способствуют духовному переживанию посетителя.

Еще одно использование воды заключалось в том, чтобы придать кинетическое движение и звук тишине обнесенного стеной сада, оживляя впечатляющую атмосферу. Фонтаны, которые на арабском языке называются фонтанами сальсабил, что означает «фонтан в раю», широко распространены в средневековых исламских дворцах и резиденциях. В отличие от бассейнов, которые демонстрируют неподвижность, эти конструкции демонстрируют движение воды, но при этом отмечают твердость воды, когда она течет по узким каналам, выходящим из бассейна.

Львиный двор (1362 г.), Гренада, Испания, имеет фонтаны со львами, извергающими воду.

Во дворце Альгамбра, по краю чаши Фонтана Львов, начертано восхищение силой воды: «Таяние серебра, которое течет между драгоценностями, одна похожая на другую по красоте, белыми по чистоте; бегущий поток вызывает в памяти иллюзия твердого вещества; для глаз, так что мы задаемся вопросом, какое из них жидкое. Разве вы не видите, что это вода, которая течет по краю фонтана, в то время как эта структура предлагает каналы для поток воды." Изображая потоки воды, тающей серебра, стихотворение подразумевает, что, хотя фонтан создает динамику, вода, текущая в узких каналах, позволяет структуре сливаться с торжественным архитектурным стилем, а не нарушать гармонию. Многие дворцы Насридов включали в свой сад скульптуру, в которой струя воды вырывалась из устья сооружения, добавляя в сад движения и «ревущего звука» воды.

Как центральный компонент исламской архитектуры, вода включает в себя религиозный подтекст и способствует духовному, телесному и эмоциональному переживанию, которое посетители вряд ли могли получить из внешнего мира.

Сенсорные растения

Основная статья: Сенсорный сад

Орошение и плодородная почва использовались для поддержания ботанического разнообразия, которое иначе не могло бы существовать в засушливом климате. Многие из существующих садов не содержат той же растительности, что и при их создании, из-за отсутствия ботанической точности в письменных текстах. Исторические тексты, как правило, сосредоточены на чувственном опыте, а не на деталях сельского хозяйства. Однако есть сведения о различных плодовых деревьях и цветах, которые способствовали ароматизации сада, таких как вишня, персики, миндаль, жасмин, розы, нарциссы, фиалки и лилии. Согласно медико-ботанической литературе, многие растения в исламском саду производят лечебные и эротические ароматические вещества.

Гулистан (1258 г.), классический персидский манускрипт с изображением цветущего дерева в саду.

Мусульманский ученый аль-Газзи, который верил в целебные силы природы, экспериментировал с лекарственными растениями и много писал о душистых растениях. Уединение в саду часто было «королевским» рецептом для лечения головных болей и лихорадки. Пациенту посоветовали «оставаться в прохладных местах, в окружении охлаждающих растений, таких как сандаловые и камфорные деревья».

Медицина Юнани объясняет роль запаха как усилителя настроения, описывая запах как «пищу духа». Аромат улучшает восприятие, пробуждает воспоминания и делает посещение сада более личным и интимным. Исламская медико-ботаническая литература предполагает эротическую природу некоторых ароматических растений, а средневековые мусульманские поэты отмечают роль запахов в любовных играх. Мухаммад Кули Кутб Шах отражает ароматы, которыми пользуются влюбленные, чтобы привлечь друг друга, и присутствие ароматных букетов, доставляющих чувственные удовольствия в садовых пространствах.

Королевские власти также искали экзотические растения из-за их исключительности в качестве символов статуса, чтобы обозначить могущество и богатство страны. Примеры экзотических растений, произрастающих в королевских садах, включают гранаты, инжир Дунакал, различные груши, бананы, сахарный тростник и яблоки, что придает им редкий вкус. К десятому веку королевские сады Омейядов в Кордове были в авангарде ботанических садов, экспериментируя с семенами, черенками и корнями, привезенными из самых отдаленных уголков известного мира.

Дематериализация

Широкое разнообразие и формы устройств, используемых при структурировании садов, создают противоречивые впечатления для зрителя и способствуют дематериализации сада. Неравномерный поток воды и углы солнечного света были основными инструментами, используемыми для создания таинственного опыта в саду. Многие аспекты садов были также представлены внутри зданий и сооружений, чтобы способствовать дематериализации здания. Водные каналы часто протягивались в комнаты с видом на пышные сады и сельское хозяйство, так что сады и архитектура были переплетены и неразличимы, что принижало роль человека в создании структуры.

Символизм

рай

Основная статья: Райский сад Сад Хенералифе (14 век), Гранада, Андалусия, Испания, сад с восьмиугольным фонтаном

Исламские сады несут в себе несколько целевых ассоциаций, выходящих за рамки их общей религиозной символики. Считается, что большинство исламских садов олицетворяют рай. В частности, сады, окружавшие мавзолей или гробницу, были предназначены для того, чтобы вызвать буквальный рай загробной жизни.

Для садов, которые были предназначены для представления рая, присутствовали общие темы жизни и смерти, такие как цветы, которые будут цвести и умирать, представляя жизнь человека. Наряду с цветами, другие сельскохозяйственные угодья, такие как фруктовые деревья, были включены в сады, окружавшие мавзолеи. Эти фруктовые деревья, а также области тени и охлаждающей воды были добавлены, потому что считалось, что души умерших могут наслаждаться ими в загробной жизни. Фонтаны, часто находящиеся в центре садов, использовались для представления рая и чаще всего были восьмиугольными, что геометрически включает квадрат и круг. В этом восьмиугольном дизайне квадрат представлял землю, а круг представлял небо, поэтому его геометрический рисунок был предназначен для представления небесных ворот; переход между землей и небом. Зеленый цвет также был очень важным инструментом в этой религиозной символике, поскольку зеленый - это цвет ислама, и большая часть листвы, кроме цветов, выражает этот цвет.

Религиозные ссылки

Сады упоминаются в Коране как образ рая. В нем говорится, что верующие будут жить в «садах, по которым текут реки» (Коран 9:72). Коран упоминает рай как содержащий четыре реки: мед, вино, воду и молоко; это привело к распространенной ошибочно интерпретируемой ассоциации четырех осевых водных каналов конструкции Чарбага исключительно с раем.

Образы рая изобилуют поэзией. Древний царь Ирам, который попытался составить конкуренцию раю, построив «Сад Ирам» в своем королевстве, захватил воображение поэтов исламского мира. Описание садов в поэзии представляет собой архетипический райский сад. Доисламская и омейядская культуры представляли себе безмятежные и богатые райские сады, которые обеспечивали оазис в засушливой среде, в которой они часто жили. Персидский сад, основанный на зороастрийском мифе, является прототипом сада воды и растений. Вода также является важным аспектом этого рая для праведников. Вода в саду представляет собой Каусар, священное озеро в раю, и только праведники имеют право пить. Вода представляет собой милосердие Бога к своему народу, необходимое для выживания. Дождь и вода также тесно связаны с милостью Бога в Коране. И наоборот, воду можно рассматривать как наказание от Бога во время наводнений и других стихийных бедствий.

Четыре квадрата Чарбага относятся к исламскому аспекту вселенной: вселенная состоит из четырех различных частей. Четыре разделяющих водные канала символизируют четыре реки в раю. Садовник - это земное отражение Ризвана, райского садовника. Из деревьев в исламских садах «чинар» относится к дереву Шуба, которое растет на небесах. Изображение дерева туба также часто встречается на мозаиках и фресках исламской архитектуры. В зороастрийском мифе Чинар - священное дерево, которое пророк Зороастр принес на Землю с небес.

Символы состояния

Рукопись ( ок. 1420 г.), созданная неизвестным персидским художником, изображает княжеский цикл со сценой охоты в имении.

Исламские сады часто использовались, чтобы передать своим покровителям чувство власти и богатства. Великолепные размеры дворцовых садов напрямую демонстрировали финансовые возможности и суверенитет человека, подавляя при этом свою аудиторию. Дворцы и сады, построенные в Самарре, Ирак, были огромными по размеру, демонстрируя великолепие халифата Аббасидов.

Чтобы передать королевскую мощь, подразумеваются параллели, соединяющие «райский сад» и «сад короля». Способность регулировать воду демонстрировала власть и богатство правителя, связанные с ирригацией. Правящий халиф контролировал подачу воды, которая была необходима для процветания садов, давая понять, что владение большим функционирующим садом требует большой силы. Правители и богатая элита часто развлекали своих гостей на своих садовых участках у воды, демонстрируя роскошь, которую приносит такое обилие воды. Свет, отраженный водой, считался благословением для правления правителя. Кроме того, хорошо разделенный сад подразумевает господство правителя над окружающей средой.

Несколько дворцовых садов, в том числе Хайр аль-Вухуш в Самарре, Ирак, использовались как заповедники и места для охоты. Огромные размеры охотничьих угодий усиливали власть и богатство халифа. Главной идеей «княжеского цикла» была охота, в которой было благородно участвовать в деятельности и проявлять величие.

Варианты дизайна

Alhambra Patio de la Lindaraja Nasrid Garden

Многие сады исламской цивилизации сегодня больше не существуют. Хотя большинство существующих садов сохраняют свою форму, за ними не ухаживали постоянно, и первоначальные насаждения были заменены современными растениями. Преходящая форма архитектурного искусства, сады меняются из-за климата и ресурсов, доступных для ухода за ними. Самые богатые сады изначально требовали значительных ресурсов, и их содержание нельзя было поддерживать в разные эпохи. Отсутствие ботанической точности в исторических записях сделало невозможным надлежащее восстановление сельского хозяйства в его первоначальном состоянии.

Среди историков ведутся споры о том, какие сады следует считать частью исламской садовой традиции, поскольку на протяжении веков они охватывают Азию, Европу и Африку.

Сады Омейядов

Al-Русафа : Построен в городе Русафа, сегодняшний день на севере Сирии, этот сайт был огороженный сад в имении Омейядов халифа Хишама I. Он имеет каменный павильон в центре с аркадами, окружающими павильон. Считается, что это самый ранний пример формального дизайна Чарбага.

Сады Аббасидов

Дар аль-Халифа: этот дворец был построен в 836 году в Самарре по приказу халифа Аббасидов аль-Мутасима. Во дворец можно попасть через портал Баб-аль-Амма. Второй этаж этого портала позволил людям получить полный вид на близлежащие пейзажи, включая большой бассейн, беседки и сады. Также была включена эспланада с садами и фонтанами. Вдоль фасада дворца была устроена площадка для игры в поло, а также ипподром и охотничьи угодья.

Сады в Аль-Андалусе и Магрибе

См. Также: Риад (архитектура)

Террасные сады Мадинат аз-Захра в Аль-Андалусе, построенные в 10 веке при Абд ар-Рахмане III, являются самыми ранними хорошо задокументированными примерами симметрично разделенного закрытого сада в западном исламском мире и одними из самых ранних примеров в исламский мир в целом. Они также являются первым примером в регионе, в котором это сочетается с системой террас. Этот тип андалузского сада, вероятно, произошел от персидского сада чахар багх на востоке и был завезен на запад покровителями Омейядов. Старая усадьба, известная как аль-Каср ар-Русафа, построенная Абд ар-Рахманом I недалеко от Кордовы в 777 году, не была полностью изучена, но, вероятно, также имела сады и павильоны с возвышенными видами, что говорит о том, что эта садовая традиция была очень принята. рано Эмирами Омейядов Аль-Андалуса.

Хардин-дель- Хенералифе- де- Гранада (14 век)

Симметрично разделенные сады во внутреннем дворе, позже известные как рияд (или риад), станут типичной чертой более поздних андалузских дворцов, таких как Альджаферия и Альгамбра, а также в марокканской архитектуре и за ее пределами. Хенералифе в Гранаде, построенный насриды под Магометом II или Мухаммед III на холме напротив Альгамбры, также известный пример. Во дворце много садов с фонтанами, беседок с видами на пейзаж и низкорослых растений. Несмотря на то, что на протяжении веков его модифицируют и заново насаживают, от первоначального дизайна сохранились два основных элемента: двор Асекия («канал») и лестница, ведущая на верхний уровень поместья. Самым ранним известным примером сада риядов в западном Магрибе был дворец, построенный эмиром Альморавидов Али ибн Юсуфом в Марракеше, нынешнее Марокко, в начале XII века, хотя он известен только из археологических раскопок. Сады Рияда продолжали разрастаться и после этого периода, особенно в Марракеше. Примечательно, что султан Саади в конце 16-го века Ахмад аль-Мансур построил очень большие дворцы риядов, включая монументальный дворец приемов, известный как Эль-Бади, и отдельный дворец отдыха внутри садов Агдаля.

Сад риада во дворце Бахия в Марракеше, построенный в конце 19 - начале 20 веков.

В современном Алжире, в Qal'at Бени Хаммад ( «Цитадель Бени Хаммад») был укрепленный столицей построен династии Hammadid в начале 11 - го века. Его руины оставались необитаемыми в течение 800 лет, но были исследованы археологами. Дар аль-Бахр, Озерный дворец, расположен в южной части города. Артефакты, обнаруженные на этом месте, свидетельствуют о высокой степени цивилизованности. В то время он был отмечен посетителями из-за морских зрелищ, разыгранных в его большом бассейне. Бассейн и дворец окружали террасы, дворы и сады. Мало что известно о деталях этих садов, кроме изображений львов, вырезанных в их каменных фонтанах. Кала'т Бени Хаммад отмечен как «подлинная картина укрепленного мусульманского города».

Могольские сады

Основная статья: Сады Моголов Гробница садов Джахангира (1637 г.) в Шахдара Баг в Лахоре, Пакистан

Сады Моголов в современной Индии, Бангладеш и Пакистане произошли от исламских садов с кочевыми турецко-монгольскими влияниями, такими как палатки, ковры и навесы. Могольские символы, нумерология и зодиакальные отсылки часто сопоставлялись с кораническими отсылками, в то время как геометрический рисунок часто был более формальным. Из-за отсутствия быстрых рек для орошения часто требовались водоподъемные устройства. Ранние могольские сады были построены как крепости, как Сады Бабура, а позже их дизайн перешел в сады на берегу реки, такие как Тадж-Махал.

Османские сады

Сады, окружающие мечеть Султана Ахмеда (1616 г.)

Берат и Эльбасан, Албания: Путеводитель Эвлии Челеби 17-го века « Сейахатнаме» содержит описания райских садов вокруг городов Берат и Эльбасан в Албании. По словам Роберта Элси, знатока албанской культуры, сегодня здесь сохранилось очень мало следов утонченной восточной культуры османской эпохи. Челеби описывает город Берат как открытый город с привлекательными домами, садами и фонтанами, раскинувшийся на семи зеленых холмах. Челеби также описывает город Эльбасан как роскошные дома с виноградниками, райскими садами и хорошо оборудованными парками, каждый из которых имеет бассейн и фонтан с чистой водой.

Персидские сады

Основная статья: персидские сады Павильон и сад Чехель Сотун (1647 г.) в Исфахане

Здание Чехель Сотун в Исфахане было завершено Сефевид-шахом Аббасом II в 1647 году с залом для приемов и садом в пятнадцать акров. Он был расположен среди других королевских садов между дворцом Исфахан и проспектом Чахар Баг. Три дорожки ведут к холлу для приемов в саду, а прямоугольный бассейн в саду отражает образ зала в воде.

Другой пример персидских садов - сад Шах-Гул в Тебризе, также называемый «Королевской котловиной», построенный одной из богатых семей или правящего класса Ирана в 1785 году в период Каджаров, когда Тебриз стал популярным местом для загородных имений. Он сосредоточен вокруг квадратного озера площадью около 11 акров. С южной стороны озера его окружают фруктовые деревья, из которых берут начало семь ступенчатых террас. Современный павильон был построен на платформе восемнадцатого века в центре озера. Этот сад - один из немногих сохранившихся в Тебризе.

Современные сады

Речной фонтан в парке Аль-Азхар, Каир, Египет

Парк Аль-Азхар, Каир: Парк Аль-Азхар был открыт в 2005 году на холме Дарасса. По словам Д. Фэйрчайлда Рагглза, это «великолепное место, которое вызывает в памяти исторические исламские сады своей мощной геометрией, углубленными садовыми клумбами, полихроматической каменной кладкой в стиле мамлюк, осевыми водными каналами и играющими фонтанами - все это интерпретировано в сдержанном современном стиле». Как современный парк, он был построен как часть более крупной городской схемы, предназначенной для обслуживания близлежащих населенных пунктов.

Флора

Общие растения, встречающиеся в исламских садах, включают:

Смотрите также

Рекомендации

дальнейшее чтение

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2023-04-21 09:06:11
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте