Исламский революционный суд (также Революционный трибунал, Dadgah-ha-e Enqelab) ( персидский : دادگاه انقلاب اسلامی) - это особая система судов в Исламской Республике Иран, предназначенная для судебного преследования лиц, подозреваемых в таких преступлениях, как контрабанда, богохульство, подстрекательство к насилию и т. Д. пытается свергнуть исламское правительство. Суд начал свою работу после иранской революции 1979 года.
Юрисдикция революционных судов с поправками, внесенными в 1983 г., включает:
Споры о юрисдикции между революционными судами и уголовными судами Ирана разрешаются Верховным судом Ирана. На сегодняшний день, согласно Комитету юристов по правам человека, «существует тенденция к распространению юрисдикции революционных судов на все правонарушения, которые, по мнению властей, не караются достаточно строго».
Судебные процессы не являются публичными, нет присяжных, и дело решает один судья. Информация о судебном процессе раскрывается по усмотрению правительства.
Революционные суды были созданы вскоре после свержения монархии и прибытия в Иран аятоллы Рухоллы Хомейни. Считается, что общая цель суда состояла в том, чтобы отомстить официальным лицам шахского режима (особенно САВАК ) - поскольку многие революционеры потеряли друзей и членов семьи от рук правительства - и устранить военных и гражданских лидеров, которые могли разжигать контрреволюцию против исламского правления.
Первый трибунал был тайно созван в школе Рефах на юге Тегерана, где Хомейни разместил свою штаб-квартиру. Первые четыре смертных приговора были вынесены Ходжат аль-Ислам Садег Халхали, одобрены Хомейни и приведены в исполнение рано утром 16 февраля 1979 года. К началу ноября 550 человек - в основном военные и САВАК - были отправлены на расстрел. отряды революционных трибуналов. Революционные трибуналы были созданы в крупных городах, с двумя судами в столице Тегерана - по одному в тюрьмах Каср и Эвин, и один передвижной трибунал для Садега Халхали, который был известен вынесением многих смертных приговоров. Председательствующими в судах были священнослужители, назначенные самим Хомейни.
По крайней мере, поначалу революционные суды отличаются от стандартных западных судов тем, что ограничивают судебное разбирательство несколькими часами, а иногда и минутами. Подсудимые могли быть признаны виновными на основании «народной репутации». Концепция защитника была отклонена как « западный абсурд». Обвинение, которое широко применялось против подсудимых, но было неизвестно некоторым, было Mofsed-e-filarz, или «распространение коррупции на земле». Это охватывало множество преступлений - «оскорбление ислама и духовенства », «противодействие исламской революции », «поддержка пехлевистов » и «подрыв независимости Ирана» путем содействия перевороту 1953 года и предоставления капитуляционных привилегий имперским державам ».
Секретность, расплывчатость обвинений, отсутствие у подсудимых возможности защитить себя подверглись критике со стороны таких людей, как аятолла Мохаммад Казем Шариатмадари, Хасан Табатабай-Коми и премьер-министр Мехди Базарган. Но быстрые и суровые приговоры суда также получили сильную поддержку как со стороны исламистов, так и со стороны левых групп, таких как партия Туде и Народные моджахеды Ирана. Хомейни ответил на жалобы, сказав, что «преступников не следует судить, их следует убивать». Судья Халхали заявил: «Революционные суды были рождены гневом иранского народа, и этот народ не примет никаких принципов, выходящих за рамки исламских». Попытки Базаргана обратиться к Хомейни с просьбой ограничить суды только привели к тому, что суды стали «сильнее и прочнее укрепились».
По словам политолога и историка Эрванда Абрамяна, революционные суды участвовали в тайных массовых убийствах тысяч заключенных в тюрьму членов Народных моджахедов Ирана и других левых организаций в 1988 году.
Хотя Революционный суд обычно занимается крупными экономическими преступлениями и преступлениями безопасности, в 2006 году было запланировано судить карикатуриста Мана Нейестани и его главного редактора Мехрдада Кассемфара «за разжигание этнических беспорядков» после того, как карикатура Нейестани вызвала протесты и насилие среди азербайджанцев. говорящее население в северо-западной части Ирана после появления в еженедельном приложении «Иран Джомех».