Ислам в Советском Союзе

редактировать
На этой карте показано демографическое распределение мусульман в Советском Союзе в 1979 году в процентах от населения по административным единицам.

Союз Советских Социалистических Республик (СССР) был федерацией, состоящей из 15 советских социалистических республик, и существовал с 1922 года до его роспуска. в 1991 году. Шесть из 15 республик имели мусульманское большинство: Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Также было многочисленное мусульманское население в Волго-Уральском регионе и в северном Кавказском регионе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Многие татарские мусульмане также жили в Сибири и других регионах.

При формировании СССР большевики хотели включить такую ​​же территорию бывшей Российской империи. насколько возможно. Это означало, что они столкнулись с конфликтом, пытаясь установить коммунизм в регионах с сильным исламским влиянием. Активно поощряя атеизм в СССР, советские власти разрешили ограниченную религиозную деятельность в шести мусульманских республиках. Мечети действовали в большинстве крупных городов на этих территориях, хотя их количество резко сократилось с 25 000 в 1917 году до 500 в 1970-х годах.

В 1989 году, в рамках ослабления религиозных ограничений СССР, были созданы некоторые дополнительные мусульманские ассоциации, а ряд мечетей, которые были закрыты правительством, были вновь открыты. Советское правительство также объявило о планах разрешить обучение ограниченному числу имамов в городах Уфа и Баку.

. К этому времени ислам был вторым по значимости. самая большая религия в СССР: от 45 до 50 миллионов человек считают себя мусульманами. Однако действовало всего около 500 мечетей, и советский закон запрещал исламскую религиозную деятельность за пределами этих мечетей и исламских школ. Все эти объекты находились в ведении четырех «духовных управлений», созданных Советским правительством для надзора. Духовное управление Центральной Азии и Казахстана, Духовное управление Европейского Советского Союза и Сибири и Духовное управление Северного Кавказа и Дагестана курировали мусульман-суннитов, а Духовное управление Ведь Закавказье занималось как суннитами, так и мусульманами-шиитами. Большинство мусульман в СССР были суннитами, и только около 10% мусульман-шиитов, большинство из которых жили в Азербайджане.

Содержание

  • 1 Правление Ленина
    • 1.1 Движение басмачей
    • 1.2 Национал-коммунизм
  • 2 Правление Сталина
    • 2.1 Этнические чистки
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература

Правление Ленина

В 1916 году Большевик революционер Владимир Ленин писал Империализм, высшая стадия капитализма. Этот текст оказал большое влияние на формирование коммунистического отношения к колониальной борьбе и привел к политике воспитания левых националистов в мусульманских общинах России, а также в иностранных колониях. До Октябрьской революции первый Всероссийский съезд мусульман был проведен в Москве в мае 1917 года, отмечая конец царизма.

по сравнению с членами Русской Православной Церкви мусульманам Советского Союза изначально была предоставлена ​​большая религиозная автономия. Это контрастировало с жизнью при царях, когда мусульмане подавлялись и Восточная православная церковь была официальной государственной религией. 24 ноября 1917 года, через несколько недель после Октябрьской революции, большевики выступили с обращением ко «всем трудящимся-мусульманам России и Востока». Ленин заявил;

Мусульмане России… все вы, чьи мечети и молитвенные дома были разрушены, чьи верования и обычаи попирали цари и угнетатели России: ваши верования и обычаи, ваши национальные и культурные институты навсегда свободны и неприкосновенны. Знайте, что ваши права, как и права всех народов России, находятся под могучей защитой революции.

Ленин даже наблюдал за возвращением некоторых религиозных артефактов, таких как Коран Усмана. Кроме того, некоторые принципы исламского права были установлены вместе с коммунистической правовой системой, джадидам и другим «исламским социалистам» были предоставлены властные должности в правительстве, и были приняты позитивные меры. система под названием «коренизация » (нативизация) была внедрена в помощь местному мусульманскому населению. Пятница, мусульманская суббота, была объявлена ​​официальным днем ​​отдыха во всей Средней Азии.

Пропагандистский плакат неизвестного художника «Теперь я свободен!», Призывающий молодых женщин Советского Туркестана вступать в комсомол. Выпущено в Москве в 1921 году.

Движение басмачей

См. движение басмачей

Национал-коммунизм

Левые социалистические мусульмане начали развивать особый вариант коммунизма под названием «Национал-коммунизм », который продолжался в СССР до 1928 года. Национал-коммунисты считали, что судьба мировой коммунистической революции зависит от событий в Азии, а не в Европе. Национал-коммунисты также утверждали, что союзы с русской буржуазией необходимы для успеха революции и что классовые разделения должны быть уменьшены, иначе Буржуазия вступит в союз с внешними западными державами и тем самым обеспечить развал СССР.

Советское правительство считало, что такое отклонение от традиционных доктрин Коммунистической партии привлечет внимание западных держав и повлечет за собой вмешательство. Этот страх побудил коммунистический истеблишмент отвергнуть аргументы национал-коммунистов как непрактичные на сентябрьском Бакинском Конгрессе 1920 года. Это предполагаемое отсутствие единых идеалов также побудило к действиям против национал-коммунистов.

Великая чистка мусульманских республик началась в 1928 году с казней Вели Ибрагимова из Коммунистической партии Татарстана и Милли Фирка. За этим последовало устранение лидеров Хуммета, Татарской коммунистической партии, Татарского союза безбожников и молодых бухарцев.

сталинского правления

Файл: Советы и Ислам.ogv Воспроизвести медиа Документальный фильм об исламе 1972 года

Когда Иосиф Сталин консолидировал власть во второй половине 1920-х годов, его политика в отношении религии изменилась. Мечети стали закрывать или превращать в склады по всей Средней Азии. Религиозные лидеры подвергались преследованиям, религиозные школы были закрыты, а вакфы были объявлены вне закона. Советское правительство истолковало паранджи чадру, которую носили мусульманские женщины, как означающую, что они подвергаются угнетению, и начало худжум, чтобы остановить эту практику. Худжум в основном имел неприятные последствия, и вуаль стала более популярной, чем когда-либо, среди рабочих, тогда как раньше ее носили только буржуа.

Тем не менее, культ личности Сталина не оставлял места для исповедание ислама или любых других религий.

Этнические чистки

Во время Второй мировой войны, особенно в 1943–44 годах, советское правительство провело серию депортаций в Сибирь и республики Средней Азии. Сотрудничество с нацистской Германией было названо официальной причиной операции, но это было оспорено обвинениями в этнических чистках в адрес СССР. крымские татары, чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы и турки-месхетинцы Некоторые из депортированных групп были преимущественно мусульманскими. Во время депортации и после нее произошли серьезные человеческие жертвы.

Массовая депортация крымских татар мусульман началась 17 мая 1944 года. Более 32000 военнослужащих НКВД участвовали в депортации более 193 865 крымских татар: 151 136 из них в Узбекская ССР, от 8,597 до Марийской АССР, от 4286 до Казахской ССР, а остальные 29,846 в различные области из РСФСР. По данным НКВД, почти 20% умерли в течение следующих полутора лет, в то время как крымскотатарские активисты сообщили, что эта цифра составляет почти 46%. (См. Депортация крымских татар.)

См. Также

  • flagПортал Советского Союза
  • Исламский портал

Ссылки

  1. ^ Ханна, Абдул. "Глава 1." Ранняя история распространения ислама в (бывшем) Советском Союзе. 16 сентября 2002 г. Свидетель Пионер. 14 февраля 2007 г. [1]
  2. ^«Советский Союз - ПОЛИТИКА В ОТНОШЕНИИ НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ И РЕЛИГИЙ НА ПРАКТИКЕ». Проверено 25 августа 2016 года.
  3. ^«Советский Союз - мусульманин». Проверено 25 августа 2016 г.
  4. ^ Шиндлер, Колин (2012). Израиль и европейские левые. Нью-Йорк: Континуум. п. 44.
  5. ^ Крауч, Дэйв. «Большевики и ислам». Международный социализм: ежеквартальный журнал социалистической теории. 110. 14 февраля 2007 г. [2]
  6. ^Александр А. Беннигсен (15 сентября 1980 г.). Мусульманский национал-коммунизм в Советском Союзе: революционная стратегия для колониального мира. Издательство Чикагского университета. п. 76. ISBN 978-0-226-04236-7. Проверено 10 июля 2013 г.
  7. ^Элен Каррере д'Энкосс, Национальные республики теряют свою независимость, в книге Эдварда А. Олворта (редактировать), Центральная Азия: сто тридцать лет российского господства, исторический обзор, Duke University Press, 1994.
  8. ^ Ковальский, Шарон А. Рецензия на книгу: Скрытая империя: гендер и власть в сталинской Средней Азии. Дуглас Нортроп Архивировано 2007-04-29 в Wayback Machine Journal of World History : Vol. 26, № 2, июнь 2005 г.
  9. ^Дуглас Нортроп, Скрытая империя: гендер и власть в сталинской Центральной Азии, Cornell University Press, 2004.
  10. ^Депортация крымских татар Сталиным Архивировано 15.10.2009 на Wayback Machine
  11. ^«Вспоминая сталинские депортации». 23 февраля 2004 г. Получено 25 августа 2016 г. - через bbc.co.uk.
  12. ^Роберт Конквест, Убийцы наций: Советская депортация национальностей (Лондон: Macmillan, 1970); С. Эндерс Уимбуш и Рональд Виксман. 1975. «Турки-месхетинцы: новый голос в Центральной Азии». Канадские славянские документы 17 (лето и осень): 320–340; и Омер бин Абдулла. Мусульмане Чечни продолжают свою одинокую борьбу за свободу, удерживая российскую мощь в медвежьей ловушке. Архивировано 20.06.2006 в Wayback Machine Islam Online. 02.03.2001
  13. ^«Вторая мировая война - 60 лет спустя: для жертв сталинских депортаций, война продолжается». Дата обращения 25 августа 2016.
  14. ^«Крымские татары отмечают депортации военного времени». 18 мая 2002 г. Получено 25 августа 2016 г. - через bbc.co.uk.

Дополнительная литература

  • Нахайло, Богдан и Виктор Свобода. Советский раскол: история национальностей Национальная проблема в СССР (1990) отрывок
  • Рашид, Ахмед. Возрождение Центральной Азии: ислам или национализм? (2017)
  • Смит, Грэм, изд. Вопрос о национальностях в Советском Союзе (2-е изд. 1995 г.)

Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием, с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http: // lcweb2.loc.gov / frd / cs /.

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:45:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте