Ислам является самой распространенной религией полуавтономного Занзибара архипелага и может считается исламским центром в Объединенной Республике Танзания. Около 98 процентов населения островов мусульмане, причем подавляющее большинство составляют сунниты с меньшинством ибади, исмаилиты и Двенадцать шиитов. Ислам издавна присутствует на островах, археологические находки относятся к 10 веку, и он был неотъемлемой частью формирования торговой и морской культуры суахили на Занзибаре, а также вдоль восточноафриканского побережья.
Археологические находки показывают, что ислам присутствует на архипелаге Занзибар более тысячелетия. Среди старейших археологических находок - большая пятничная мечеть в Рас-Мкумбуу, датируемая 10 веком, и куфические надписи на мечети в Кизимкази, датированные 1106 годом нашей эры. Существуют различные исторические свидетельства того, как ислам был введен в Восточной Африке. побережье, включая архипелаг Занзибар. Некоторые предполагают, что ислам был принесен через арабских торговцев из южной части Арабского полуострова, другие считают, что распространение было инициировано группами заидитов из Эфиопии и Сомали, а третья группа предполагает, что ислам пришел через Персию. Несмотря на эти разные траектории, ислам работал как объединяющая сила, благодаря которой была сформирована торговая, космополитическая и городская культура суахили по отношению к африканским глубинкам.
Исторически суахили на восточноафриканском побережье означало понимание идеи ислама и, по крайней мере номинально, некоторое активное участие. В контексте межкультурных взаимодействий ислам соединял людей посредством общей этики и морального поведения и помещал людей вдоль побережья в универсальное воображаемое исламское умму. Считалось, что горожане суахили имеют больше общего со своими торговыми партнерами и собратьями-мусульманами за рубежом, чем с группами в соседнем африканском континенте. Это часто означало, что корни предков располагались за пределами Африки, причем группы подчеркивали ширази происхождение Персии, а Занзибар стал центральным местом султаната Омана в 1800-х годах, также имеющего арабское происхождение. Со временем ислам стал цениться как центральный аспект того, что значит быть цивилизованным человеком (на суахили muungwana, mstaarabu), что заключалось в приписывании престижа вещам, связанным с далекими центрами ислама.
Сегодня на Занзибаре около 90 процентов всех мусульман принадлежат к суннитской традиции и в целом следуют Шафиитская школа юриспруденции.
Суфийские братства включают Кадхрийя и Шадхилийя. Влияние суфийских братств возросло в 19 веке в связи с увеличением перемещений и потоков мигрантов в то время, когда архипелаг был культурным, торговым и религиозным центром вдоль побережья суахили. Распространенные через мигрантов из Хадрамаута (Йемен) и Бенадир (побережье Сомали) Суфийские братства в отличие от ибадийского ислама правящего правящего класса Омана были открыты для бывших рабов и пришли, чтобы облегчить пути спасения. интеграция людей из африканских глубин в суахилийское общество.
Салафитские вдохновленные группы присутствовали на Занзибаре в последней половине 20-го века, включая ваххабитов - оказавшее влияние движение Ансар Сунна («защитники Сунны»). Для последних характерно участие в да'ва (миссия) с целью возрождения ислама, в то же время критикуя влияние местных и традиционных обычаев (мила) на мусульманские обычаи на Архипелаге. Сюда входит критика таких практик, как зиара (посещение гробниц шейхов), тавасуд (благословение святых в молитвах), хитма (молитва за умерших) и празднование Маулида (день рождения Пророка). Критика салафитских групп также включает в себя методы традиционного исцеления (местные называют уганга) и западные влияния, последнее особенно в связи с растущим туристическим сектором Занзибара, которые рассматриваются как связанные с общим моральным упадком в обществе, таким как повышенное потребление алкоголя, неподходящая одежда и проституция.
Мусульмане-шииты на Занзибаре включают шиитов итна'ашаритов, шиитов-бохров и шиитов исмаилитов. Многие представители шиитского меньшинства имеют азиатское происхождение и происходят из Индии. Для шиитов Бохра связи с Индией остаются важными и проявляются, например, в брачных практиках, направленных на сохранение азиатской идентичности. Для Twelver шиитов, клирик Панафриканских шиитов в Аруше, прилагает все усилия, чтобы распространить учение Ahlulbayt в Занзибаре.
.
Уамшо (букв. Пробуждение) - популярное имя Джумуйя я Уамшо на Михадхара я Киисламу Занзибара (Ассоциация «Осведомленность об исламе и общественный дискурс на Занзибаре»), также известная под аббревиатурой на суахили «Джумики». Уамшо было создано в конце 1990-х годов и зарегистрировано как неправительственная организация в 2002 году. Целью организации было продвижение мусульманского единства и прав мусульман посредством публичных проповедей. Уамшо с самого начала был критически настроен по отношению к политической партии Чама ча Мапиндузи (CCM), обвиняя правительство в ограничении прав мусульман и развращении Занзибара из-за его неспособности поддерживать моральный порядок в обществе. В 2012 году Уамшо участвовал в массовых протестах за более автономный Занзибар в связи с процессом пересмотра конституции в Танзании, что привело к напряженности в отношениях с государством после проведения в мае 2012 года публичного марша, несмотря на запрет религиозных общественных собраний. С арестом лидера Уамшо Ш. Муса Джума, сторонники вынесли свой гнев на улицы, что привело к беспорядкам с нападениями на учреждения, связанные с КМС и христианскими церквями. В связи с обострением напряженности в 2012 году с новым витком беспорядков в октябре все основные лидеры Уамшо, такие как Ш. Фарид Ахмад, в конце концов, был арестован и заключен в тюрьму.
Древняя гробница в Тонго (гравюра 1872 года)
Старая мечеть на пляже, 1898 год
.