Ислам - крупнейшая религия меньшинства в Руанде, по данным переписи 2006 г., практикуется 4,6% от общей численности населения. Практически все мусульмане в Руанде являются суннитами. Ислам впервые был введен в Руанду мусульманскими торговцами с восточного побережья Африки в 18 веке. С момента его появления мусульмане составляли меньшинство на территории, в то время как Римско-католическая церковь, представленная руандийцам в колониальный период в конце 19 века, является крупнейшей религией в стране.
Впервые в истории Руанды исламу предоставляются те же права и свободы, что и христианству. Оценки показывают, что среди хуту мусульман такое же количество, как и среди тутси. Оценки не могут быть проверены после геноцида, поскольку с тех пор правительство запретило всякое обсуждение этнической принадлежности в Руанде.
По сравнению с восточноафриканскими странами, такими как Танзания, Кения и Уганда, история ислама в Руанде относительно современна. Хотя имеется несколько письменных источников о его происхождении, утверждается, что ислам пришел через арабских торговцев с Занзибара, которые впервые вошли в страну в 1901 году. Кроме того, утверждалось, что ислам прибыли в колониальный период, когда мусульманские клерки, административные помощники и торговцы с суахили говорящего побережья Танганьики были доставлены в страну. Ислам также поддержали купцы-мусульмане с Индийского субконтинента, женившиеся на местных руандийцах. Свою первую мечеть руандийцы построили в 1913 году. Эта мечеть известна как мечеть Аль-Фатх.
. За свою историю было приложено много усилий, чтобы воспрепятствовать распространению ислама в Руанде. В этих усилиях обычно использовались антиарабские настроения, и мусульмане представлялись как иностранцы. Католические миссионеры часто шли на многое, чтобы противостоять тому, что они воспринимали влияние конкурирующих религий, таких как ислам и протестантизм.
Мусульмане подвергались дальнейшей маргинализации из-за того, что большинство мусульман поселились в городских районах, тогда как 90 процентов населения было сельским. Поскольку ни араб, ни индийские купцы никогда не пытались продвигать свою веру, проповедовать среди мусульман было мало. Произошло всего несколько обращений, в основном среди маргинализованного городского населения: женщины, вышедшие замуж за иностранцев, внебрачные дети и сироты. Даже это обращение было иногда поверхностным, мотивированным стремлением к социальной и экономической безопасности, которое обеспечивали мусульмане, а не религиозными убеждениями в исламской вере.
При бельгийской администрации мусульмане в Руанде должны были в некоторой степени маргинализированы. Поскольку мусульманам не было места в католической церкви, которая имела большое влияние на государство, мусульманам часто не позволяли получать образование и занимать важные должности в правительстве. В результате работа мусульман в основном ограничивалась мелкой торговлей и работой водителей.
В 1960 году бывший правительственный министр приказал сжечь мусульманский квартал и мечеть в Рвамагане. После этого события мусульмане были напуганы, и многие из них бежали в соседние страны. Утверждается, что католическая церковь была причастна к этим событиям, которые усугубили ожесточение между мусульманами и христианами.
До геноцида в Руанде 1994 года к мусульманам относились невысоко, потому что они считались торговцами на земле, где высоко ценились фермеры. Мусульманское население до геноцида составляло 4%, что было необычно низким по сравнению с соседними странами. Геноцид затронул и мусульман. Было всего несколько инцидентов, когда тутси в мечетях подверглись нападениям. Самый известный пример произошел в Ньямирамбо Главной мечети, где сотни тутси собрались, чтобы укрыться. Беженцы в мечети отбили хуту боевиков с камнями, луки и стрелы, кладя сопротивление жесткой против солдат и ополченцев из Interahamwe. Только после того, как солдаты атаковали пулеметным огнем, интерахамве смогли войти в мечеть и убить беженцев.
Число руандийских мусульман увеличилось после геноцида 1994 года из-за большого числа обращений. Многие мусульмане приютили беженцев, как хуту, так и тутси. Некоторые новообращенные заявляют, что они обратились в ислам из-за роли, которую некоторые католические и протестантские лидеры сыграли в геноциде. Правозащитные группы задокументировали оба случая, когда христианские священнослужители разрешили тутси искали убежища в церквях, а затем сдали их эскадронам смерти хуту, а также случаям, когда хуту священники и служители поощряли свои общины убивать тутси.
Личные отчеты рассказывают, как некоторые тутси из соображений безопасности обратились в христианскую веру, поскольку они опасались продолжения репрессалийных убийств со стороны экстремистов хуту и знали, что мусульмане защитят их от таких действий. Многие хуту также обратились в христианство в поисках «очищения». Многие хуту хотят оставить позади свое жестокое прошлое и не иметь «крови на руках». Есть также несколько отдельных случаев, когда хуту обращались в веру в надежде, что они смогут спрятаться в мусульманской общине и тем самым избежать ареста.
В 1997 году количество обращений замедлилось. Согласно муфтию Исламское сообщество Руанды не заметило увеличения конверсии в 2002/2003 годах. Христианство остается ведущей религией страны. Католицизм (который появился в конце 19 века с орденом белых отцов Римско-католической церкви) остается глубоко укоренившимся в культуре.
Мусульмане в Руанде являются также активно участвуют в общественной деятельности, такой как их джихад, чтобы «начать уважать друг друга». Многие руандийские мусульмане участвуют в усилиях по устранению межэтнической напряженности после геноцида, а исламские группы обращаются к обездоленным, например, путем создания женских групп, которые проводят обучение по уходу за детьми. Западные правительства обеспокоены растущим влиянием ислама, а некоторые правительственные чиновники выражают обеспокоенность тем, что некоторые мечети получают финансирование из Саудовской Аравии. Однако мало свидетельств воинственности.
Мусульманский религиозный праздник Ид аль-Фитр отмечается правительством как один из четырех официальных религиозных праздников (наряду с Рождеством, День всех святых и Успенский ). У мусульман также есть частные исламские школы. В 2003 году Посольство США курировало ремонт исламской средней школы в Кигали. Руководители посольства также встретились с мусульманскими лидерами, а также с членами католической и англиканской церквей, адвентистов седьмого дня и Свидетелей Иеговы, чтобы провести межконфессиональные переговоры
В Руанде раньше была религиозная политическая партия, Демократическая исламская партия (ДПИ), в которую входили немусульмане. Однако она изменила свое название на Идеальную демократическую партию после того, как конституция предписала, что никакая партия не может быть сформирована на основе религии.
Существует значительный разброс в оценках мусульман. население Руанды. Точная перепись мусульманского населения не проводилась.
Источник | Население (000) | Население (%) | Год | Ссылка |
---|---|---|---|---|
The Washington Post | 1,148 | 14 | 2002 | |
The Washington Post | 7 | 1993 «до начала убийств» | ||
справочник CIA World | 456 | 4.6 | 2001 | |
The New York Times | 15 | 2004 | ||
Энциклопедия культуры и повседневной жизни Worldmark | 350 | 5 | 1998 | |
Государственный департамент США (UN Фонд народонаселения исследование) | 1,1 | 1996 | ||
Государственный департамент США (университетское исследование) | 4,6 | 2001 |
Отчет Правительство Руанды 1 ноября 2006 г. сообщило, что 56,5% населения Руанды составляют католики, 26% - протестанты, 11,1% - седьмой день. Адвентисты, 4,6% - мусульмане, 1,7% не заявляют о религиозной принадлежности, а 0,1% исповедуют традиционные верования коренных народов.