Ислам в Норвегии является вторым по величине религия в Норвегии после христианства. По состоянию на 2019 год Статистическое управление Норвегии насчитывает 175 507 мусульман, проживающих в Норвегии, или 3,29% от общей численности населения. Эти цифры меняются в зависимости от источника. Статистические данные правительства США из ЦРУ зарегистрировали 121 095 членов исламских общин в Норвегии, что составляет примерно 2,3% населения, согласно оценке 2011 года. Исследовательский центр Pew оценил, что 3,7% норвежцев были мусульманами в 2010 году и 5,7% в 2016 году.
Большинство мусульман в Норвегии сунниты, со значительным шиитским меньшинством. 55% проживали в округах Осло и Акерсхус. По оценкам ученых, количество людей исламского происхождения в Норвегии колеблется от 120 000 (2005 г.) до 163 000 (2009 г.). Подавляющее большинство имеет иммигрантское прошлое, причем норвежцы пакистанского происхождения являются наиболее заметной и известной группой. У ислама в Норвегии также есть несколько известных новообращенных, в том числе этнический норвежец Юсеф-Аль Нахи и Вегард Бьёрге, они оба хорошо известны своим участием в социальных сетях, особенно когда речь идет о терпимости и правах меньшинств. Среди других известных мусульман из Норвегии - Фатима Алманеа, Хадия Таджик и Сумая Джирде Али.
Исландские летописи рассказывают о прибытии посольства мусульманского султана Туниса в Норвегии в 1260-х годах, после того, как король Хокон Хоконссон направил к султану посольства с богатыми дарами. Однако мусульманское население страны было незаметно до второй половины 20 века. К 1958 году Ахмадийские миссионеры привлекли небольшое количество новообращенных и основали небольшую общину в Осло. Иммиграция из мусульманских стран в Норвегию началась поздно по сравнению с другими западноевропейскими странами и не набирала обороты до конца 1960-х годов. Однако из-за этого трудовая миграция длилась дольше, чем в других странах. Первые рабочие-иммигранты из Пакистана прибыли в 1967 году. В 1975 году трудовая иммиграция в Норвегию была остановлена, но правила для воссоединения семей были относительно смягчены еще на несколько лет. В результате, в то время как большинство иммигрантов до 1970-х годов были рабочими, в иммиграции в 1980-х и 1990-х годах преобладали просители убежища.
. Число мусульман в Норвегии было впервые зарегистрировано в официальной статистике в 1980 году, когда оно составило 1006 человек. Эти статистические данные основаны на членстве в зарегистрированной общине, и, скорее всего, небольшое количество связано с тем, что несколько мусульман были членами мечети. Историк религии Кари Фогт подсчитал, что 10% норвежских мусульман были членами мечети в 1980 году, а к 1998 году эта доля увеличилась до 70%. Многим иммигрантам было чуждо быть членом мечети. из мусульманских стран. В Норвегии, поскольку государственные субсидии религиозным общинам основаны на количестве зарегистрированных членов, за исключением государственной церкви. Число зарегистрированных прихожан мечетей увеличилось до 80 838 в 2004 году, но с тех пор снизилось до 72 023 в 2006 году. Частично причиной этого может быть новая методология сбора статистики.
В конце В 1990-е годы ислам передал Римско-католическую церковь и пятидесятничество, став крупнейшей религией меньшинства в Норвегии, при условии, что ислам будет рассматриваться как одна группа. Однако по состоянию на 2013 год Римско-католическая церковь восстановила свои позиции в качестве крупнейшей религии меньшинств в Норвегии из-за увеличения иммиграции из европейских стран и уменьшения иммиграции из стран с мусульманским большинством. В 2009 году общее количество зарегистрированных мусульманских общин составляло 126. В городе Осло существует более 40 молитвенных мест.
В 2010 году мусульманин из Эребру в Швеции хотел построить мечеть. в Тромсё на деньги Саудовской Аравии, но норвежское правительство отказалось дать разрешение на том основании, что Саудовская Аравия не имеет свободы религии.
В июне 2018 года парламент Норвегии принял закон, запрещающий закрывающую лицо одежду в образовательных учреждениях, а также в детских садах, в том числе закрывающую лицо исламскую вуаль. Запрет распространяется как на учеников, так и на сотрудников.
Исследования, проведенные для телеканала в 2006 году, показали, что 18% норвежских мусульман сообщили о посещении мечети один раз в неделю. Аналогичное исследование 2007 года показало, что 36% мусульманской молодежи посещают мечеть реже одного раза в месяц.
Согласно опросу учащихся старших классов средней школы в Осло в 2007/2008 годах, 25% мусульман молятся регулярно, пока 12% еженедельно посещают религиозные службы.
Согласно опросу, проведенному в 2016 году, около 98% норвежских мусульман считают, что права человека важны, около 94% считают, что демократия важна, и 95 % считали, что мусульмане должны жить в мире с немусульманами. В том же опросе большинство из 47% заявили, что соблюдать законы шариата неважно.
Согласно опросу 2017 года, 3 из 10 мусульман согласны с тем, что важно соблюдать законы шариата.
Согласно исследованию, опубликованному в 2017 году, только два процента всех мусульман в Норвегии (около 4200 человек) согласны с такими заявлениями, как «Ислам разрешает применение насилия» и что теракты 11 сентября в Нью-Йорке 2001
Около 70 человек покинули Норвегию, чтобы стать иностранными боевиками в Сирии или Ираке, а около 20 вернулись.
В мае 2019 года было объявлено об этом что у тех, кто присоединился к Исламскому государству, и у которых был вид на жительство только в Норвегии, будут аннулированы разрешения, чтобы помешать им вернуться в Норвегию. А в сентябре 2019 года у 15 иностранцев в Норвегии был аннулирован вид на жительство.
Год | Население. | ±% |
---|---|---|
1980 | 1,006 | — |
1990 | 54,000 | + 5267,8% |
2000 | 56,458 | + 4,6% |
2010 | 144,000 | + 155,1% |
2019 | 175,507 | + 21,9% |
Примечание: данные за 1990 год, данные за 2010 год, данные за 2018 год |
Мусульмане в Норвегии - очень разрозненная группа, происходящая из самых разных слоев общества. Кари Фогт подсчитал, что в 2000 году было около 500 норвежцев, обратившихся в ислам. Остальные - в основном иммигранты в первом или втором поколении из ряда стран. Самые большие общины иммигрантов из мусульманских стран в Норвегии - из Пакистана, Ирака и Сомали:
Страна происхождения | Число (2008) |
---|---|
Пакистан | 30 134 |
Сомали | 27 881 |
Ирак | 21,795 |
Босния и Герцеговина | 15,649 |
Иран | 15,134 |
Турция | 15,003 |
Конвертирует | 1000-3000 |
An неизвестно, но предположительно велико, что среди этих иммигрантов мусульмане. Другими словами, самая большая группа норвежских мусульман происходит из Пакистана, но ни одна национальность не составляет целую четверть всего населения.
Турецкие, пакистанские и иранские общины прочно обосновались в Норвегии. 55% иранцев прожили в Норвегии более 10 лет. Иракцы - более новая группа, 80% иракской общины приехало за последние 10 лет.
В 1990-е годы была волна соискателей убежища с Балкан, в основном Боснийцы. В последние годы большинство иммигрантов прибывают в рамках воссоединения семей.
По данным газеты Verdens Gang, в 1990-х годах около 500 человек приняли ислам в Норвегии, а в 2019 году это число увеличилось примерно до 3000.
Округ | % Муслим | # Муслим |
---|---|---|
Осло | 9,53% | 64 882 |
Акерсхус | 3,82% | 23 812 |
Эстфолд | 4,58% | 13 620 |
Бускеруд | 4,60% | 13 011 |
Рогаланд | 2,47% | 11742 |
Хордаланд | 1,49% | 7 837 |
Вестфолд | 2,32% | 5820 |
Телемарк | 2,77% | 4 796 |
Вест-Агдер | 2,43% | 4 565 |
Хедмарк | 1,54% | 3 045 |
Оппланд | 1,59% | 3 005 |
Нордланд | 1,07% | 2 593 |
Море ог Ромсдал | 0,99% | 2 635 |
Трёнделаг | 1,51% | 7 017 |
Трумс | 1,30% | 2170 |
Ост-Агдер | 1,74% | 2 051 |
Согн ог фьордане | 1,24% | 1 359 |
Финнмарк | 1,36% | 1029 |
Норвегия | 3,28% | 175 507 |
.
Регион | Процент мусульман |
---|---|
Восточная Норвегия | 4,89% |
Западная Норвегия | 1,71% |
Трёнделаг | 1,51% |
Южная Норвегия | 2,17% |
Северная Норвегия | 1,19% |
Викискладе есть СМИ, связанные с Исламом в Норвегии. |
Год | Мусульмане | Процент |
---|---|---|
1980 | 1006 | 0,02% |
1990 | 54000 | 1,3% |
2000 | 56,458 | 1,3% |
2006 | 76000 | 1,6% |
2010 | 144000 | 2,9% |
2018 | 166,861 | 3.2% |
2030 | 359,000 | 6,3% |
Мечети были важны не только как места для молитв, но и как место встреч членов групп меньшинств. Некоторые мечети также занимаются различными формами социальной работы, например что немаловажно, организация перевозки умерших членов в страны их происхождения для захоронения. Мечети в основном расположены в обычных городских кварталах и не являются легко заметными чертами города.
Некоторые из самых ранних попыток организовать исламское богослужение в Норвегии были предприняты трудовыми организациями, поскольку первые мусульмане были трудовыми мигрантами. Первая мечеть была основана в 1972 году пакистанскими иммигрантами. Другая мечеть, Исламский культурный центр (ICC), открылась в Осло в 1974 году. Инициатива создания мечети исходила от пакистанцев, которым помогал Исламский культурный центр, который уже открылся в Копенгагене в Дании. Новая мечеть принадлежала к деобанди ветви суннитского ислама. Приверженцы суфийского вдохновленного движения Барелви, составлявшего большинство пакистанцев в Норвегии, вскоре почувствовали потребность в собственной мечети и открыли Центральный Джамаат-э Ахле Суннат в 1976 году. Сегодня это вторая по величине мечеть в Норвегии, насчитывающая более 6000 членов. Первая шиитская мечеть, Анджуман-э хуссаини, была основана в 1975 году и до 1994 года была единственной шиитской общиной. Таблиги Джамаат появился в Норвегии в 1977 году. Албанская мечеть была основана в 1989 году, а боснийская мечеть - в 1990-х. До 1990-х годов мечети и исламские организации в Норвегии создавались по этническому признаку. Такие заведения были созданы иммигрантами из Пакистана, Турции, Марокко, арабского мира, Сомали, Гамбии и Боснии.
Примерно с 1990 года мусульмане разных национальностей и сект объединились, чтобы сформировать зонтичные организации. Комитет защиты мусульман был создан в 1989 году для того, чтобы дать исламистский ответ на дело Салмана Рушди. Фонд и Уртехаген был основан в 1991 году, а в 1993 году Исламский совет Норвегии был создан для ведения диалога с церковью Норвегии. Еще одним важным изменением 1990-х годов стало то, что мечети стали более открытыми для женщин. Например, в 1999 году МУС начал предлагать женщинам уроки арабского языка и Корана, а также включать женщин в молитвы на Ид.
. Также в 1990-х годах были созданы мусульманские молодежные и студенческие ассоциации. В 1995 году при Университете Осло было основано Мусульманское студенческое общество (MSS), движимое необходимостью найти для исламской молитвы. Вскоре MSS расширила свою деятельность, включив в нее проведение межконфессионального диалога, курсы по дава, ифтар во время Рамадана и другие общественные проекты. В 1996 году была основана Мусульманская молодежь Норвегии (НММ). В 1999 году NMU начал издавать журнал Explore (позже названный Ung Muslim), предназначенный для норвежской мусульманской молодежи.
К 2005 году в Норвегии существовала только одна специально построенная мечеть, построенная суфиями -вдохновленный мусульманин-суннит Всемирная исламская миссия в Осло в 1995 году. Минхадж-уль-Коран Интернэшнл основал свою мечеть и центр в 1987 году. первая норвежская мечеть, которая начала выполнять азан - призыв к молитве. Изначально мечеть получила разрешение от района Гамле Осло на совершение азана один раз в неделю. Об этом обратилась к властям округа Партия прогресса. В постановлении фюлькесманна (губернатора округа) Осло и Акерсхуса говорится, что для совершения азана не требуется разрешения, и мечеть может выполнять его по своему усмотрению. Мечеть решила ограничиться выполнением азана раз в неделю.
В то время как менее 10% мусульман были членами исламских организаций в 1980 году, этот показатель вырос до 50% в 1990 году и увеличился до 55% к 2007 году.
Основной головной организацией в Норвегии является Исламский совет Норвегии, который был создан в 1993 году. По состоянию на 2008 год в его состав входят 40 организаций-членов, насчитывающих в общей сложности 60 000 членов. С 1997 года в Исламском совете также были шииты. Правительство регулярно консультируется с Исламским советом по вопросам религии. Совет также участвует в межконфессиональном диалоге, особенно с церковью Норвегии. В 2009 году Исламский совет публично осудил преследование гомосексуалистов. Минхадж-уль-Коран имеет филиал в Норвегии, а в 1987 году в Осло был открыт общественный центр. В 1991 году Исламская женская группа Норвегии (Islamsk Kvinnegruppe Norge) была основана по инициативе новообращенной норвежки Нины Торгерсен. В 1995 году при Университете Осло было создано Общество мусульманских студентов (Muslimsk Studentsamfunn), некоторые из его сотрудников, такие как Мохаммад Усман Рана, стали влиятельными голосами в норвежском языке. Публичная сфера. Исламский фонд «Уртехаген» был основан в 1991 году новообращенным норвежцем Трондом Али Линстадом, который сначала руководил детским садом и молодежным клубом. В 1993 году Линстад впервые подал заявку на открытие частной мусульманской школы. Правительство Лейбористской партии из Gro Harlem Brundtland отклонило заявление в 1995 году, заявив, что оно будет "пагубно сказаться на интеграции детей". После того, как лейбористское правительство было заменено правительством Кьелла Магне Бондевика из Христианской народной партии в 1997 году, Линстад снова подал заявку, и его заявление было одобрено в 1999 году. В августе 2001 года Urtehagen Открылась школа (Urtehagen friskole) с 75 учениками. Однако внутренние конфликты в школе привели к ее закрытию весной 2004 года. Планы по открытию аналогичной школы в Драммен в 2006 году были заблокированы после того, как новое левое правительство прекратило все новые частные школы после прихода к власти в 2005 году. На сегодняшний день в Норвегии нет мусульманских школ.
Различные мечети Ахмади включают мечеть Нур, открытую в Осло 1 августа 1980 года, и мечеть Байтун Наср в Фурусете, Осло. В Норвегии проживает около 1700 мусульман-ахмади. Большинство мусульман-ахмади в Норвегии происходят из Пакистана.
Профетенс Умма - салафитская организация в Норвегии. Это печально известная организация, известная своими заявлениями, восхваляющими исламский терроризм и громкими демонстрациями. Многие норвежские боевики-джихадисты, выступающие за ИГИЛ, имеют связи с этой организацией. Islam Net - еще одна салафитская организация в Норвегии, основанная студентом-инженером Фахадом Куреши в 2008 г. Это также радикальная организация, членами которой были норвежцы, присоединившиеся к ИГИЛ. Его основатель вызвал споры, отстаивая смертную казнь для гомосексуалистов и забивание камнями за супружескую измену. Он также вызвал споры, отказавшись пожать руку норвежскому священнику.
В июне 2017 г. Йезен аль-Обейд рассказал о планах создания мечети в Осло под названием Масджид аль-Ниса (Женская мечеть). В интервью аль-Обейд описал мечеть как «феминистскую мечеть, где у женщин столько же места, сколько у мужчин». Учреждение позволит мужчинам и женщинам проводить молитвы, и представители всех полов должны иметь возможность молиться в одной комнате. Мечеть также будет открыта для ЛГБТ, и ее сравнивают с мечетью Ибн Рушд-Гете в Германии и мечетью Мариам в Дании.
С 2007 года Исламский культурный центр ежегодно проводит Курбан-байрам, который привлекает около 5000 посетителей. Мероприятие включает в себя еду, концерты и другие мероприятия.
После стрельбы в Копенгагене в 2015 году норвежские мусульмане были среди тех, кто принял участие в бдении 21 февраля. Вечер 2015 года, когда они взялись за руки с норвежскими евреями и другими людьми, чтобы сформировать символическое защитное кольцо вокруг главной синагоги норвежской столицы.
По состоянию на 2014 год никакие законы не применялись в ограничивать исламскую одежду в общественных местах или школах. В 2007 году велись дебаты о запрете маскировки лица в высших учебных заведениях, но вузы не рекомендовали принимать такой закон. Подобные дебаты возникли в 2010 году, но не привели к запрету. В 2012 году профессор Университета Тромсё выгнал из класса студента, но общего запрета на использование никаба принято не было. Однако городской совет Осло и правление графства Остфолл запретили использование никаба при преподавании в своих средних школах. В норвежском законодательстве не упоминается о праве людей носить религиозные головные уборы, но этот вопрос упоминается в Законе об условиях труда и Законе о гендерном равенстве. Инспекция труда Норвегии рассматривает отказ в ношении религиозных головных уборов как дискриминацию. Хиджабы используются в униформе в армии, здравоохранении и т. Д.
В ходе опроса 2014 года, проведенного Норвежским Директоратом интеграции и разнообразия, большинство норвежцев отрицательно относятся к ношению одежды. хиджаб вне дома. Более сильная антипатия (75%) была выражена к хиджабу как части полицейской формы в Норвегии. Относительно полного никаба 86% выразили очень или очень отрицательное мнение.
В июне 2017 года правительство Норвегии предложило правила, запрещающие студенткам носить чадру, полностью закрывающую лицо. Министр образования Торбьорн Роу Исаксен сказал, что, с их точки зрения, закрывающие лицо вуали, такие как хиджаб, не имеют места в образовательных целях, поскольку они препятствуют переписке. Впоследствии администрация изучает возможность контроля за использованием такой одежды в детских учреждениях, школах и колледжах.
Премьер-министр Норвегии Эрна Сольберг заявила в интервью говорится, что в норвежской рабочей среде важно видеть лица друг друга, и поэтому любой, кто настаивает на ношении никаба, на практике безработный. Сольберг также рассматривает ношение никаба как вызов социальным границам в норвежском обществе, вызов, которому Норвегия будет противостоять, установив собственные границы. Сольберг также заявила, что в свободное время каждый может носить то, что пожелает, и что ее комментарии относятся к профессиональной жизни, но что любой иммигрант обязан адаптироваться к норвежской рабочей жизни и культуре.
В апреле 2019 года телекоммуникационная компания Telia получила угрозы о взрыве после того, как в рекламном ролике мусульманка сняла свой хиджаб. Хотя полиция не оценила угрозу, которая может быть осуществлена, предоставление угроз по-прежнему считается преступлением в Норвегии.
Исламофобия относится к совокупности дискурсов, поведения и структур, которые выражают чувства страх перед исламом и мусульманами в Норвегии. Исламофобия может проявляться в дискриминации на рабочем месте, негативном освещении в средствах массовой информации и в насилии в отношении мусульман. В 2004 году лозунг «Ikke mobb kameraten min» («Не трогай мой хиджаб») был принят норвежским протестным движением, сосредоточенным вокруг случая и предлагаемого запрета хиджаба. Ее работодатель сказал Первез, что она не должна носить хиджаб на работу. Слоган был адаптирован к французским лозунгам «Ne touche pas a mon pote (Не трогай моего друга)» и «Touche pas à mon foulard (Не трогай мой хиджаб)». Ряд дел о дискриминации при приеме на работу в В Норвегии возникла проблема ношения хиджаба.
В исследовании 2005 года было проанализировано изображение мусульман в 8 крупнейших газетах Норвегии. Выяснилось, что мусульмане, как правило, изображаются негативно, даже более негативно, чем другие иммигранты, и только 3% статей изображают мусульман позитивно.
В опросе 2014 года, проведенном Норвежским Управлением интеграции и разнообразия, 5 из 10 норвежцев считали исламские ценности полностью или частично несовместимыми с норвежским обществом.
Согласно опросу 2020 года, проведенному Норвежским Управлением интеграции и разнообразия, незначительное Большинство жителей Норвегии (52%) считают ислам несовместимым с фундаментальными ценностями норвежского общества. Такой результат был аналогичным последние 15 лет. Для сравнения, только меньшинство (22%) считало буддизм несовместимым с норвежскими ценностями.