Ислам в Монголии исповедуют примерно 3-5% населения. Его практикуют этнические казахи из провинции Баян-Элгии (88,7% от общей численности населения аймака) и провинции Ховд (11,5% от общей численности населения аймака, проживающего преимущественно в г. Ховд, Ховд сумма и Буянт сум) аймак в западной Монголии. Кроме того, несколько небольших казахских общин можно найти в различных городах по всей стране. Ислам также исповедуют меньшие общины хотонов и уйгуров.
Самые ранние свидетельства об исламе в Монголии датируются 1254 годом, когда францисканцы Вильгельм Рубрук посетил двор великого хана Монка в Каракоруме. Он праздновал Пасху в несторианской христианской церкви, но также отметил семь храмов «идолопоклонников» (возможно, буддийские, индуистские и даосские храмы) и две мечети. Таким образом, историки датируют приход ислама в Монголию между 1222 и 1254 годами. Ислам также получил внимание монголов после вторжения Чингисхана в Афганистан. В 1222 году, возвращаясь в Монголию, он посетил Бухару в Мавре. Считалось, что он интересовался исламом, а впоследствии одобрил мусульманские догматы, за исключением хаджа, считая его ненужным. Тем не менее, он продолжал поклоняться Тенгри, как это делали его предки.
Чингисхан и следующие императоры Юаня запретили такие исламские обычаи, как халяльная резня, навязывание мусульманам монгольских методов разделки животных и другие ограничительные меры. Мусульманам приходилось тайно забивать овец. Чингисхан прямо называл мусульман и евреев «рабами» и требовал, чтобы они придерживались монгольского метода питания, а не халяльного. Обрезание также было запрещено. Евреи также пострадали и запретили монголам есть кошерную.
Среди всех [подчиненных] чужеродных народов только хуэй-хуэй говорят: «Мы не едим монгольскую пищу». [Сингис Каан ответил:] «С помощью небес мы умиротворили вас; вы наши рабы. И все же вы не едите нашу еду и напитки. Как это может быть правильно? » После этого он заставил их поесть. «Если вы забьете овец, вас будут считать виновным в преступлении». Он издал постановление на этот счет... [В 1279/1280 году при Губилае] все мусульмане говорят: «Если кто-то другой зарежет [животное], мы не будем есть». Поскольку бедные люди расстроены этим, с этого момента Мусулуман [мусульманин] Хуэйхуэй и Жуху [еврей] Хуэйхуэй, независимо от того, кто убивает [животное], будут есть [его] и должны сами прекратить забивать овец и прекратить обряд обрезания.
Внук Чингисхана Берке обратился в ислам благодаря усилиям Саиф уд-Дина Дервиша, дервиша из Хорезма, таким образом, Берке стал одним из первые обращенные монгольские правители. Другие монгольские лидеры обязаны своим обращением в ислам из-за влияния жены-мусульманки. Позже именно мамлюк правитель Байбарс сыграл важную роль в приведении многих золотоордынских монголов в ислам. Байбарс установил прочные связи с монголами Золотой Орды и предпринял шаги, чтобы монголы Золотой Орды отправились в Египет. Приход золотоордынских монголов в Египет привело к тому, что значительное число монголов приняли ислам. К 1330-м годам три из четырех главных ханств Монгольской империи стали мусульманскими. Это были Улус Джучи, Улус Хулагу и Улус Чагатая. Юань Империя также охватила мусульманские народы, такие как персы.
. Хотя суд империи Юань принял тибетский буддизм в качестве официальной религии, большинство обычных Монголы, особенно те, кто продолжал жить в собственно Монголии, оставались шаманистами. После упадка династии Юань шаманизм снова стал доминирующей религией. В той или иной степени продолжались политические и экономические отношения с мусульманскими народами, такими как Могулистан.
Мусульмане Хотоны были перенесены в Западную Монголию из Синьцзяна в 17 или 18 веках Джунгерским ханством. Большинство хотонов сегодня проживает в Увсской области. Небольшое количество уйгуров также проживает в Монголии и в основном проживает в Ховде. Некоторые также живут в Баян-Олгии.
. Казахи-мусульмане начали селиться в регионах Джунгарии и Алтая в конце XIX века. Большинство этих казахов были кланами кереев и найманов, многие из них избежали преследований в царской России. Когда Богдо-хан пришел к власти в Монголии 29 декабря 1911 года, казахи в Синьцзяне и на Алтае стали искать покровительства восстановленного ханства. Правительство Богдо-хана признало их и разрешило им селиться в западном районе территории Кобдо Монголии.
Аймак Баян-Ёлгии был основан в рамках административных реформ Монгольской Народной Республики в 1940 году. В результате исторически высокой рождаемости, Мусульманское население в Монголии увеличилось в период с 1956 по 1989 год. Однако в 1990-1993 годах численность мусульманского населения сократилась из-за большой волны репатриации этнических казахов (так называемых оралманов) в Казахстан после распада Советского Союза.
Ислам в настоящее время исповедуют преимущественно в западной части страны, а также в столице Монголии. Некоторые из крупных населенных пунктов со значительным мусульманским присутствием включают Улан-Батор (90% в хороо №4 в Налайх дюурег ), Тев и Селенге аймаки, Эрдэнэт, Дархан, Булган, Шарынгол (17.1 % от общей численности населения) и города Берх.
1956 | % | 1963 | % | 1969 | % | 1979 | % | 1989 | % | 2000 | % | 2007 | % |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
36,729 | 4,34 | 47,735 | 4,69 | 62,812 | 5,29 | 84,305 | 5,48 | 120,506 | 6,06 | 102,983 | 4,35 | 140,152 | 5,39 |