90–100% | |
70–80% | Казахстан |
50–70% | |
30–50% | Северная Македония |
10–20 % | |
5–10% | |
4–5% | |
2–4% | |
1-2% | |
< 1% |
Ислам - самая крупная религия, исповедуемая в Казахстане, с оценками около 70. 2% населения страны составляют мусульмане. Этнические казахи преимущественно сунниты мусульмане из ханафитской школы. Есть также небольшое количество шиитов и немного ахмади. Географически Казахстан является самой северной страной в мире с мусульманским большинством. Казахи составляют более половины всего населения, а другие этнические группы мусульманского происхождения включают узбеков, уйгуров и татар. Ислам впервые пришел на южные окраины региона в 8 веке от арабов. Согласно Конституции Республика Казахстан провозглашает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы.
Ислам был доставлен в эту местность Казахстана в VIII веке, когда арабы прибыли в Среднюю Азию. Первоначально ислам утвердился в южных частях Туркестана, а затем постепенно распространился на север. Ислам также пустил корни в результате ревностного подчинения со стороны правителей Саманидов, особенно в районах, окружающих Тараз, где значительное число коренных жителей обратилось в ислам. Кроме того, в конце 14 века Золотая Орда распространяла ислам среди татар и других среднеазиатских племен. В течение 18 века влияние России в регионе быстро увеличивалось. Во главе с императрицей Екатериной русские сначала продемонстрировали готовность позволить исламу процветать, поскольку мусульманские священнослужители были приглашены в регион проповедовать казахам, которых русские считали «дикарями». игнорирование морали и этики.
Политика России постепенно изменялась в сторону ослабления ислама за счет введения доисламских элементов коллективного сознания. К таким попыткам относились методы восхваления доисламских исторических личностей и навязывания чувства неполноценности путем отправки казахов в высокоэлитные российские военные учреждения. В ответ казахские религиозные лидеры попытались вызвать религиозный пыл, исповедуя пантюркизм, хотя в результате многие из них подверглись преследованиям. В советскую эпоху мусульманские институты выживали только в тех областях, где казахи значительно превосходили немусульман из-за повседневной мусульманской практики. В попытке приспособить казахов к коммунистическим идеологиям, гендерные отношения и другие аспекты казахской культуры были ключевыми мишенями социальных изменений.
В последнее время казахи постепенно прилагали решительные усилия в возрождение исламских религиозных институтов после падения Советского Союза. Несмотря на то, что казахи не являются сильными фундаменталистами, они продолжают отождествлять себя со своей исламской верой, и даже более преданно в сельской местности. Те, кто заявляет о своем происхождении от первых мусульманских воинов и миссионеров VIII века, пользуются большим уважением в своих общинах. Казахстанские политические деятели также подчеркнули необходимость поддержки просвещения в вопросах ислама. Например, министр иностранных дел Казахстана Марат Тажин недавно подчеркнул, что Казахстан придает большое значение использованию «положительного потенциала ислама, изучению его истории, культуры и наследия».
Советский Власти пытались поощрять контролируемую форму ислама в рамках Духовного управления мусульман Центральной Азии и Казахстана в качестве объединяющей силы в центральноазиатских обществах, одновременно запрещая истинную религиозную свободу. С момента обретения независимости религиозная активность значительно возросла. Строительство мечетей и религиозных школ ускорилось в 1990-х годах при финансовой помощи Турции, Египта и, в первую очередь, Саудовской Аравии. В 1991 году действовало 170 мечетей, более половины из которых строились заново. В то время в Казахстане действовало около 230 мусульманских общин. С тех пор количество мечетей увеличилось до 2320 по состоянию на 2013 год. В 2012 году Президент Казахстана открыл новую мечеть Хазрет Султан в столице, которая является крупнейшим мусульманским культовым сооружением в Центральной Азии.
В 1990 году Нурсултан Назарбаев, в то время первый секретарь Коммунистической партии Казахстана, создал государственную основу для ислама, отстранив Казахстан от власти Управления мусульман. Средней Азии, одобренное Советским Союзом и политически ориентированное религиозное управление для всей Центральной Азии. Вместо этого Назарбаев создал отдельный муфтият, или религиозный орган, для казахстанских мусульман.
С прицелом на исламские правительства близлежащих Ирана и Афганистана авторы конституции 1993 г. прямо запретили религиозные политические партии. Конституция 1995 года запрещает организации, которые стремятся разжигать расовую, политическую или религиозную рознь, и устанавливает строгий государственный контроль над иностранными религиозными организациями. Как и в предыдущей конституции 1995 года, Казахстан является светским государством; Таким образом, Казахстан - единственное центральноазиатское государство, конституция которого не придает особого статуса исламу. Однако в том же году Казахстан вступил в Организацию исламского сотрудничества. Эта позиция основывалась как на внешней политике правительства Назарбаева, так и на внутренних соображениях. Осознавая потенциал для инвестиций из мусульманских стран Ближнего Востока, Назарбаев посетил Иран, Турцию и Саудовскую Аравию ; в то же время он предпочел представить Казахстан как мост между мусульманским Востоком и христианским Западом. Например, он изначально принял только статус наблюдателя в Организации экономического сотрудничества (ОЭС), все страны-члены которой являются преимущественно мусульманскими. Первая поездка президента в священный для мусульман город Мекка, которая произошла в 1994 году, была частью маршрута, который также включал посещение Папы Иоанна Павла II в Ватикане..
Мечеть в Семее
Мечеть Машхура Джусупа, Павлодар
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Исламом в Казахстане. |
Эта статья включает материалы, являющиеся общественным достоянием с веб-сайта Библиотеки Конгресса США по изучению стран http://lcweb2.loc.gov/frd/cs/.