Диаграмма Исикавы

редактировать
Диаграммы причинно-следственных связей, созданные Каору Исикава
Диаграмма Исикавы
Диаграмма причинно-следственных связей для дефекта XXX.svg
Один из семи основных инструментов качества
Впервые описаноКаору Исикава
ЦельРазбить (на последовательных уровнях детализации) основные причины, которые потенциально способствуют определенному эффекту

Диаграммы Исикавы (также называемые диаграммы «рыбья кость», диаграммы «елочка», причинно-следственные диаграммы или Фишикава ) - это причинно-следственные диаграммы, созданные Каору Исикава, которые показывают потенциальные причины определенного события.

Обычно диаграмма Исикавы используется для дизайна продукта и предотвращения дефектов качества для определить потенциальные факторы, вызывающие общий эффект. Каждая причина или причина несовершенства является источником вариаций. Причины обычно группируются по основным категориям для выявления и классификации этих источников вариации.

Содержание
  • 1 Обзор
    • 1.1 Преимущества
    • 1.2 Недостатки
  • 2 Основные причины
    • 2.1 5 Ms (используются в производстве)
    • 2.2 8 Ps (используются в маркетинге продукции)
    • 2.3 4 Ss (используются в сфере услуг)
  • 3 См. Также
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
Обзор
Пример диаграммы Исикавы показывает причины, способствующие возникновению проблемы.

Дефект показан в виде головы рыбы, обращенной вправо, а причины распространяются влево в виде рыбьих костей; ребра ответвляются от позвоночника по основным причинам, с суб-ответвлениями для основных причин до любого необходимого количества уровней.

Диаграммы Исикавы были популяризированы в 1960-х годах Каору Исикава, который пионер процессов управления качеством на верфях Kawasaki, и в процессе стал одним из отцов-основателей современного менеджмента.

Основная концепция была впервые использована в 1920-х годах и считается одним из семи основных инструментов контроля качества. Она известна как диаграмма «рыбья кость» из-за ее формы, похожей на вид сбоку скелета рыбы.

Mazda Motors использовала диаграмму Исикавы при разработке спортивного автомобиля Miata (MX5 ).

Преимущества

  • Высоко визуальный инструмент для мозгового штурма, который может найти другие примеры основных причин
  • Быстро определить, обнаружена ли основная причина несколько раз в одном или другом дереве причин
  • Позволяет увидеть все причины одновременно
  • Хорошая визуализация для представления проблем заинтересованным сторонам

Недостатки

  • Сложные дефекты могут привести к множеству причин, которые могут стать визуально загромождающими
  • Взаимосвязь между причинами не легко идентифицировать
Основные причины

Анализ первопричин предназначен для выявления ключевых взаимосвязей между различными переменными, а возможные причины обеспечивают дополнительное понимание поведения процесса.

Причины выявляются путем анализа, часто в ходе мозговых штурмов, и сгруппированы по категориям по основным ответвлениям от «рыбьей кости». Чтобы помочь структурировать подход, категории часто выбираются из одной из общих моделей, показанных ниже, но в каждом конкретном случае могут проявляться как нечто уникальное для приложения.

Каждая потенциальная причина прослеживается, чтобы найти первопричину, часто с использованием метода 5 почему.

Типичные категории включают:

5 Ms (используются в производстве)

Исходя из бережливого производства и производственной системы Toyota, 5 Ms являются одна из наиболее распространенных структур для анализа первопричин:

  • Сила человека / разума (физическая или интеллектуальная работа, включает: кайдзен, предложения)
  • Машина (оборудование, технология)
  • Материал (включая сырье, расходные материалы и информацию)
  • Метод (процесс)
  • Измерение / среда (проверка, окружающая среда)

Некоторые были расширены до включают еще три и называются 8 Ms:

  • Миссия / природа (цель, окружение)
  • Управление / денежная власть (лидерство)
  • Обслуживание

8 Ps (используется в товарном маркетинге)

Эта общая модель для определения важных атрибутов для планирования в товарном маркетинге часто также используется в анализе первопричин в качестве категорий для диаграммы Исикавы:

  • Товар (или услуга)
  • Цена
  • P шнурок
  • Продвижение
  • Люди (персонал)
  • Процесс
  • Вещественные доказательства
  • Эффективность

8 P в основном используются в маркетинг продукции.

4 Ss (используются в сфере услуг)

Альтернатива, используемая в сфере услуг, использует четыре категории возможных причин:

  • Окружение
  • Поставщики
  • Системы
  • Навыки
См. Также
  • Философский портал
  • Психологический портал
Ссылки
Дополнительная литература
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с диаграммами Исикавы.
  • Исикава, Каору (1990); (Переводчик: Дж. Х. Лофтус); Введение в контроль качества; 448 с; ISBN 4-906224-61-X OCLC 61341428
  • Дейл, Барри Г. и др. (2007); Управление качеством 5-е изд; ISBN 978-1-4051-4279-3 OCLC 288977828
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:35:23
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте