Диаграмма Исикавы | |
---|---|
Один из семи основных инструментов качества | |
Впервые описано | Каору Исикава |
Цель | Разбить (на последовательных уровнях детализации) основные причины, которые потенциально способствуют определенному эффекту |
Диаграммы Исикавы (также называемые диаграммы «рыбья кость», диаграммы «елочка», причинно-следственные диаграммы или Фишикава ) - это причинно-следственные диаграммы, созданные Каору Исикава, которые показывают потенциальные причины определенного события.
Обычно диаграмма Исикавы используется для дизайна продукта и предотвращения дефектов качества для определить потенциальные факторы, вызывающие общий эффект. Каждая причина или причина несовершенства является источником вариаций. Причины обычно группируются по основным категориям для выявления и классификации этих источников вариации.
Дефект показан в виде головы рыбы, обращенной вправо, а причины распространяются влево в виде рыбьих костей; ребра ответвляются от позвоночника по основным причинам, с суб-ответвлениями для основных причин до любого необходимого количества уровней.
Диаграммы Исикавы были популяризированы в 1960-х годах Каору Исикава, который пионер процессов управления качеством на верфях Kawasaki, и в процессе стал одним из отцов-основателей современного менеджмента.
Основная концепция была впервые использована в 1920-х годах и считается одним из семи основных инструментов контроля качества. Она известна как диаграмма «рыбья кость» из-за ее формы, похожей на вид сбоку скелета рыбы.
Mazda Motors использовала диаграмму Исикавы при разработке спортивного автомобиля Miata (MX5 ).
Анализ первопричин предназначен для выявления ключевых взаимосвязей между различными переменными, а возможные причины обеспечивают дополнительное понимание поведения процесса.
Причины выявляются путем анализа, часто в ходе мозговых штурмов, и сгруппированы по категориям по основным ответвлениям от «рыбьей кости». Чтобы помочь структурировать подход, категории часто выбираются из одной из общих моделей, показанных ниже, но в каждом конкретном случае могут проявляться как нечто уникальное для приложения.
Каждая потенциальная причина прослеживается, чтобы найти первопричину, часто с использованием метода 5 почему.
Типичные категории включают:
Исходя из бережливого производства и производственной системы Toyota, 5 Ms являются одна из наиболее распространенных структур для анализа первопричин:
Некоторые были расширены до включают еще три и называются 8 Ms:
Эта общая модель для определения важных атрибутов для планирования в товарном маркетинге часто также используется в анализе первопричин в качестве категорий для диаграммы Исикавы:
8 P в основном используются в маркетинг продукции.
Альтернатива, используемая в сфере услуг, использует четыре категории возможных причин:
На Wikimedia Commons есть материалы, связанные с диаграммами Исикавы. |