Иши

редактировать
Последний индейский народ Яхи

Иши
Ishi portrait.jpg
РодилсяНеизвестно (впервые задокументировано в 1865 году). Северная Калифорния Сьерра-Предгорья, США
Умер25 марта 1916 г. (возраст 55–56). Калифорнийский университет, Беркли, США

Иши (c.1861 - 25 марта 1916 г.) был последним известным представителем коренных американцев народа яхи из современного штата Калифорния в США. Остальные Яхи (а также многие члены их родительского племени Яна ) были убиты в ходе геноцида в Калифорнии в 19 веке. Иши, который был широко известен как «последний дикий индеец» в Америке, большую часть своей жизни прожил изолированно от современной американской культуры. В 1911 году в возрасте 50 лет он появился у подножия пика Лассен в Северной Калифорнии.

Иши, что на языке яна означает «человек», является усыновленным название. антрополог Альфред Крёбер дал ему это имя, потому что в культуре яхи традиция требовала, чтобы он не произносил свое собственное имя до тех пор, пока его не представит другой яхи. Когда его спросили, как его зовут, он сказал: «У меня его нет, потому что не было людей, которые могли бы назвать меня», имея в виду, что не было другого Яхи, который мог бы произнести его имя от его имени.

Иши был принят антропологами из Калифорнийского университета в Беркли, которые изучили его и наняли в качестве дворника. Он прожил большую часть оставшихся пяти лет в здании университета в Сан-Франциско. Его жизнь была изображена и обсуждалась в нескольких фильмах и книгах, в частности в биографическом отчете Иши в двух мирах, опубликованном Теодорой Крёбер в 1961 году.

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Захваченные в американское общество
  • 2 Возможная многоэтничность
  • 3 Аналогичный случай
  • 4 Наследие и почести
  • 5 Представление в массовой культуре
    • 5.1 Фильмы
    • 5.2 Литература
    • 5.3 Сценические постановки
    • 5.4 Музыка
    • 5.5 Комиксы
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Дополнительная литература
  • 9 Внешние ссылки
Биография

Ранние годы жизни

Колчан стрел Иши (Ричард Беррилл, 2011)

В 1865 году Иши и его семья подверглись нападению в ходе резни на трех холмах, в результате которой было убито 40 из их соплеменников. Хотя 33 Яхи выжили и спаслись бегством, скотоводы убили примерно половину выживших. Последние выжившие, включая Иши и его семью, скрывались в течение следующих 44 лет. Их племя считалось вымершим. До Калифорнийской золотой лихорадки 1848–1855 годов население Яхи в Калифорнии насчитывало 404 человека, но общая численность яна в более крупном регионе составляла 2997 человек.

Золотая лихорадка принесла десятки тысяч горняки и поселенцы в северную Калифорнию, оказывая давление на коренное население. При добыче золота были повреждены источники воды и погибла рыба; олень покинул этот район. Поселенцы принесли новые инфекционные болезни, такие как оспа и корь. Северная группа яна вымерла, в то время как центральная и южная группы (которые позже стали частью Redding Rancheria ) и популяции яхи резко сократились. В поисках еды они вступили в конфликт с поселенцами, которые установили награду в размере 50 центов за скальп и 5 долларов за душу населения за туземцев. В 1865 году поселенцы напали на яхи, пока они еще спали.

Ричард Беррилл писал в «Иши, заново открываемый»:

«В 1865 году недалеко от особого места яхи, Блэк Рок, воды Милл Крик обратились красных во время резни в Трех холмах. «Шестнадцать» или «семнадцать» индийских бойцов убили около сорока яхи в ответной атаке двух белых женщин и мужчину, убитых в доме Уоркмена в Нижнем Конкоу-Крик около Оровилла. бойцами в тот день были Роберт А. Андерсон, Хирам Гуд, Сим Моак, Харди Томассон, Джек Хаузер, Генри Кертис, его брат Фрэнк Кертис, а также Том Гор, Билл Мэтьюз и Уильям Меритью. WJ Сигрейвс тоже посетили это место, но через некоторое время после того, как битва закончилась.

Роберт Андерсон написал: «Они прыгнули в ручей, но немногие остались живы. Вместо этого многие трупы плыли по быстрому течению. "Одна плененная индейская женщина по имени Мэрайя из Биг Мидоуз (сегодня озеро Альманор) была одной из тех, кому удалось спастись. Резня в Трех Холмах также описана в Теодоре Кребер Иши в двух мирах.

С тех пор стало известно больше. По оценкам, после этой резни вся культурная группа Иши, Яна / Яхи, могла быть сокращена до примерно шестидесяти человек. С 1859 по В 1911 году в отдаленную группу Иши все больше и больше проникали представители индейцев, не принадлежащих к Яхи, такие как Винтун, Номлаки и Пит-Ривер.

В 1879 году федеральное правительство открыло школы-интернаты для индейцев в Калифорнии. Некоторые люди из резерваций стали отступниками на холмах. Добровольцы из числа поселенцев и военных провели дополнительные кампании против индейских племен Северной Калифорнии во время

В конце 1908 г. группа геодезистов наткнулась на лагерь в укусили двое мужчин, женщина средних лет и пожилая женщина. Это были Иши, его дядя, его младшая сестра и его мать соответственно. Первые трое сбежали, а последняя спряталась в одеялах, чтобы избежать обнаружения, поскольку она была больна и не могла бежать. Геодезисты обыскали лагерь, и мать Иши умерла вскоре после его возвращения. Его сестра и дядя так и не вернулись.

Захваченный американским обществом

После нападения 1908 года Иши провел еще три года в пустыне в одиночестве. Наконец, голодающий и не имеющий выхода, в возрасте около 50 лет, 29 августа 1911 года, Иши был схвачен при попытке добыть мясо около Оровилля, Калифорния, после лесных пожаров в этом районе.

Местный шериф взял мужчину под стражу для его защиты. «Дикий человек» привлек воображение и внимание тысяч зрителей и искателей любопытства. Профессора из Калифорнийского университета в Беркли, Музея антропологии - ныне Антропологического музея Фиби А. Херст (PAHMA) - прочитали о нем и доставили его в свое учреждение, а затем разместили в кампусе Калифорнийского университета в Сан-Франциско в старом здании юридической школы. Учился в университете, Иши также работал дворником и прожил в квартире в музее большую часть оставшихся пяти лет своей жизни. В июне 1915 года он временно жил в Беркли с антропологом и его семьей.

Иши (справа) с Альфредом Л. Кребером в 1911 году

Уотерман и Альфред Л. Кребер, директор музея, внимательно изучал Иши на протяжении многих лет и подробно брал у него интервью, пытаясь восстановить культуру Яхи. Он описал семейные единицы, модели именования и церемонии, которые он знал. Когда он рос, многие традиции были утеряны, так как в его группе было мало выживших постарше. Он определил материальные предметы и показал технику их изготовления. Иши предоставил ценную информацию о своем родном янском языке, который был записан и изучен лингвистом Эдвардом Сапиром, ранее работавшим над северными диалектами.

Не обладая приобретенным иммунитетом к болезням, распространенным среди американцев европейского происхождения, Иши часто болел. Его лечил Сакстон Т. Поуп, профессор медицины в UCSF. Поуп стал близким другом Иши и научился у него делать луки и стрелы в стиле Яхи. Он и Иши часто вместе охотились.

Иши умер от туберкулёза 25 марта 1916 года. Говорят, его последними словами были «Оставайся. Я ухожу». Его друзья в университете пытались предотвратить вскрытие тела Иши, поскольку традиция Яхи требует, чтобы тело оставалось нетронутым. Однако врачи медицинской школы Калифорнийского университета провели вскрытие, прежде чем Уотерман смог его предотвратить.

Мозг Иши был сохранен, а его тело кремировано. Его друзья перед кремацией положили к его останкам погребальный инвентарь: «один из его луков, пять стрел, корзину с желудевой мукой, коробку с деньгами из ракушек, кошелек, полный табака, три кольца и несколько обсидиановых хлопьев». Останки Иши были захоронены на кладбище Маунт-Оливет в Колме, недалеко от Сан-Франциско.

Кробер поместил сохранившийся мозг Иши в обернутый оленьей шкурой индейский гончарный сосуд пуэбло и отправил его в Смитсоновский институт в 1917 году. 10 августа 2000 г., когда Смитсоновский институт репатриировал его потомкам племен Redding Rancheria и Pit River. Это было в соответствии с Законом о Национальном музее американских индейцев от 1989 г. (NMAI). По словам Роберта Фри, директора Национального музея естественной истории : «Вопреки широко распространенному мнению, Иши не был последним представителем своего вида. Осуществляя процесс репатриации, мы узнали это как яхи. - Индеец Яна, его ближайшие живущие потомки - народ Яна из северной Калифорнии ». Его останки также были возвращены из Колмы, и члены племени намеревались похоронить их в секретном месте.

Возможная многоэтничность
Иши в 1914 году

В 1994 году Стивен Шекли из Калифорнийского университета в Беркли узнал о статья Джеральда Джонсона, который отметил морфологические доказательства того, что черты лица и рост Иши были более типичными для Винту и Майду. Он предположил, что под давлением сокращающегося населения члены групп, которые когда-то были врагами, могли вступить в брак, чтобы выжить. Джонсон также сослался на устные истории Винту и Майду, в которых говорилось о смешанных браках между племенами и Яхи. Споры по этому поводу остаются неурегулированными.

В 1996 году Шекли объявил о работе, основанной на исследовании метательных точек Иши и северных племен. Он обнаружил, что точки, сделанные Иши, не типичны для тех, что были обнаружены на исторических стоянках Яхи. Поскольку производство Иши было более типичным для точек племен Номлаки или Винту, и заметно отличалось от такового у Яхи, Шекли предположил, что Иши, возможно, имел смешанное происхождение и был связан с членами другого из племена. Он основал свой вывод на исследовании точек зрения, сделанных Иши, по сравнению с другими, хранящимися в музее, из культур яхи, номлаки и винту.

Среди техник Иши было использование так называемой палки Иши, используемой для запуска длинных хлопьев давления. Известно, что это традиционная техника племен Номлаки и Винту. Это говорит о том, что Иши, возможно, научился этому навыку непосредственно от родственника мужского пола одного из этих племен. Эти люди жили небольшими группами, недалеко от Яхи. Они были традиционными конкурентами и врагами Яхи.

Подобный случай

Историю Иши сравнивают с Ота Бенга, Мбути пигмей из Конго. Его семья умерла, и ей не устроили траурный ритуал. Его забрали из дома и культуры. Одно время он выставлялся как экспонат зоопарка. Ота выстрелил себе в сердце 20 марта 1916 года, за пять дней до смерти Иши.

Наследие и почести
Представление в массовой культуре

Фильмы

Литература

  • Лоуренс Холкомб написал роман «Последний яхи: роман об Иши» (2000).
  • Роман Отмара Франца Ланга для молодых взрослых, Meine Spur löscht der Fluss (1978), представляет собой вымышленный рассказ. на немецком языке.
  • Мертон, Томас (1976). Иши означает мужчину. Серия сувениров единорога. 8 . Предисловие Дороти Дэй, гравюра Риты Корбин. Гринсборо, Северная Каролина: Unicorn Press.

Сценические постановки

  • Иши (2008), пьеса, написанная и поставленная Джоном Фишером, была показана с 3 по 27 июля 2008 года в Theatre Rhinoceros в Сан-Франциско. В обзоре San Francisco Chronicle говорится, что эта работа «является яростным драматическим обвинением самой уродливой стороны истории Калифорнии».

Музыка

Изображена в видео на песню «Blue Train Lines», автор Гора Кимби и Король Круле. Видео следует за историей ссоры двух антропологов. Вы продаете все имущество Иши на eBay.

Комиксы

  • Осаму Тэдзука: История первобытного человека Иши (впервые появилась в Weekly-Shonen-Sunday, Shogakkan в Японии, выпуск от 20 октября 1975 г., всего 44 страницы).
См. Также
Ссылки
Дополнительная литература
  • Беррилл, Ричард. 2003. Иши заново открыл. Честер, Калифорния: Компания Anthro. ISBN 978-1878464514.
  • Кребер, Теодора ; Крёбер, Карл (2002). Иши в двух мирах: биография последнего дикого индейца Северной Америки. Беркли: Калифорнийский университет Press. ISBN 978-0-520-22940-2. OCLC 50805975.
  • Антрополог Книга Теодоры Крёбер «Иши в двух мирах» (1961) - популярный отчет о жизни Иши. Она опубликовала его после смерти своего мужа Альфреда, который работал с Иши.
  • Теодора Крёбер опубликовала Иши: Последний из его племени (1964), частично вымышленную версию его рассказа.
  • Иши Последний Яхи: Документальная история (1981), отредактированный Робертом Хейзером и Теодорой Кребер, содержит дополнительные научные материалы
  • Иши в трех столетиях (2003), под редакцией антропологов Клифтона и Карла Кребера, сыновей Теодоры и Альфреда Креберов, это первая научная книга по Иши, включающая эссе коренных американцев. Местные писатели, такие как Джеральд Визенор, комментировали этот случай с конца 1970-х.
  • Костяные комнаты Сэмюэля Дж. Редмана: от научного расизма до человеческой предыстории в музеях (2016), исследует сложную историю усилий племен и Смитсоновского института по сбору и репатриации останков Иши.
  • Книга антрополога Орина Старна «Мозг Иши: в поисках последнего" дикого "индейца Америки (2004), рассказывает о поисках автора останков Иши, интерпретируя то, что Иши значил для американцев и современных американских индейцев. (В 2000 году мозг Иши был возвращен потомкам племен, которые поместили его вместе с его кремированными останками.)
  • Уотерман, Т. Т. (1917). «Иши, последний индеец яхи». Южный рабочий. 46 . Хэмптонский нормальный и сельскохозяйственный институт. стр. 528–537. См. также аудиозапись на LibriVox Short Nonfiction Collection Vol. 026 (2012).
  • Уотерман, Т. Т. (январь 1915 г.). «Последнее дикое племя Калифорнии». Ежемесячно научно-популярный. 86 . стр. 233–244.
  • Мозг Иши: В поисках последнего «дикого» индейца Америки Старн, Орин, Нью-Йорк: W.W. Нортон, 2004. (ISBN 0-393-05133-1 )
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:34:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте