Люди Иша

редактировать
Иша
Общая численность населения
~130 000 (2013)
Регионы со значительными население
·Департамент Коллин. Район Банте: 117 051. Район Савалу: ~ 10 000. ·Департамент Донга. Разрозненные сообщества
Религия
Христианство ·Религия йоруба. Ислам (меньшинство)

Иша иногда пишется Ика, и Ича - это относительно небольшая группа народа йоруба, расположенная в западной части среднего Бенина, Западной Африки, особенно в городе Банте и другие окружающие сообщества в Департамент Коллайна.

Содержание

  • 1 География
  • 2 История
  • 3 Сообщество
    • 3.1 Поселения
  • 4 Диалект
  • 5 Ссылки

География

Иша ограничены на севере группами северных наго из округа Бассила, на востоке - народами махи-гбе, на юге и западе, от Ифе-Ана чел. Для региона характерно большое скопление деревень. В этих деревнях в среднем проживает около трех тысяч человек, которые, как правило, в большинстве своем принадлежат к потомкам первоначальных основателей. Рельеф местности составляет около 70% плато, покрытых холмистой пастбищной саванной, и 20% холмов с разной высотой от 200 до 400 метров, самые высокие из которых - холмы Кубете и Оладже, а остальные 10% - низменности и водоемы. Иша живут в зоне перехода между субэкваториальным климатом южного Бенина и гвинейско-суданским климатом северного Бенина. Сухой сезон обычно длится с декабря по март, а сезон дождей с апреля по ноябрь. Среднее годовое количество осадков в период с 2005 по 2009 год составило 1093 мм.

История

Иша находились на своем нынешнем месте очень давно. Этнографы считают, что весь средний / центральный Бенин исторически был охвачен большой группой йоруба, именуемой иша. После последующих периодов волнений и войн в этом районе стали обнаруживаться и другие группы, особенно махи, ответвление Фон, поселение которого делило предыдущее местное население на восточные и западные группы. Восточные группы включают шабе и идааша, территории которых граничат с остальной частью Йорубаленда, в то время как группы ана-ифес, ишас и северные наго-манигри образуют группы левого берега. Об этом свидетельствуют остатки или статьи «Иша», которые изобилуют названиями поселений в этом районе, которые включают, но не ограничиваются: Идаа ша, Ша вуру, Я ша, Иша быть, и т. Д.

История и нынешняя социальная динамика группы, которая в настоящее время идентифицирует себя как Иша, является результатом длительных миграционных перемещений, сопровождавшихся многочисленными войнами и завоеваниями. Действительно, люди Ифе и Иша были сформированы тремя последовательными волнами миграции с востока на территорию современной Нигерии. Говорят, что первый и самый старый мигрировали из Илеши. Два самых последних, из Ойо и Иле-Ифе. Первыми основанными деревнями иша являются: Банон, Бобе, Аджанте, Джедиа, Кубете, Коко, Лугба, Акпасси и Джагбалло. Это первое ядро, которое дало начало нынешнему народу иша в центральном Бенине. Эта первоначальная группа Иша из Илеши была самой большой группой и первой, поселившейся на нынешнем месте. Пройдя через города Чауру, а затем Бассила, они сначала поселились в восточной части Того, в регионах Попо и Кпесси, но позже им пришлось отступить в коллины Бенина из-за под давлением мародерствующих солдат Опоку, царя Ашанти.

Самая последняя из миграционных волн, волна Ойо, была возглавлена ​​охотником по имени Обинти, который долго останавливался на холмах Игбо Идааша, затем в лесу Игбо Ого, прежде чем поселился в нынешний квартал Иль-Лакун Банте. Затем пришла группа Ифе во главе с воином по имени Оджи. Они пересекли Агбассу, Игбо-Илу-оджи (ныне Игбо-Нан-оджи), чтобы занять сегодня Иле-Илу-оджи (Лозин). В конце концов, нынешняя страна Ифе и Иша была постепенно создана в результате первоначальных миграционных волн групп Ижеша, Ойо и Ифе Йоруба из Нигерии.

Сообщество

Общество Иша по своей природе является патрилинейным, и замужние женщины уезжают жить со своими мужьями и его семьей. Деревни, как правило, состоят из нескольких домов, в каждом из которых проживает одна или несколько расширенных семей, а другие живут в подчинении главы суда (Баба Иль). Внутри двора (Agbo-Ile) есть несколько домов, сгруппированных вокруг небольших дворов (Ojulé), в конце которых находится небольшой двор (Ba-Ile). Организация находится в лабиринте, в котором расслоение соответствует различным группам родства. Человеческий идеал, к которому стремится социокультурная группа Иша, - это Омо-Олуваби (Омо = ребенок, Олува = Господь / бог и Би = рожденный / результат). Омолуаби Это ребенок, которого создал Господь, идеальный образец человека в делах и характере.

Сельское хозяйство остается основным видом экономической деятельности на земле Иша с долей участия около 63,57%. Кукуруза, арахис, ямс, маниока, хлопок, коровий горох, кешью, перец, кунжут, фасоль, соевые бобы, голубиный горох и фрукты - это продукты, которые приносят деньги жителям. Важность земли, используемой для выращивания каждого растения, варьируется от одного места к другому.

Поселения

Поселки городов Иша включают Банте, Агуа, Акпасси, Атоколигбе, Бобе, Коко, Гука, Лугба и Пира, которые также являются округами или местными подразделениями коммуны Банте.

Диалект

Люди Иша называют свой диалект Эде Иша или просто Иша. Согласно Ethnologue, диалект демонстрирует лексическое сходство на 83% с разговорным йоруба из Порто-Ново.

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:33:27
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте