Изабелла ди Морра

редактировать

Изабелла ди Морра
Предполагаемый портрет Изабеллы ди Морра Предполагаемый портрет Изабеллы ди Морра
Родилсяок. 1520. Фавале, Неаполитанское королевство
Умер1545/1546. Фавале, Неаполитанское королевство
Род занятийПоэт
ПредметПечаль, одиночество
Литературное движениеПетрархизм

Изабелла ди Морра (ок. 1520 - 1545/1546) итальянский поэт Ренессанса. Неизвестная фигура при жизни, братья заставили ее жить в изоляции, что отдалило ее от судов и литературных салонов. Живя в уединении в своем замке, она создала произведение, не имевшее широкого распространения в литературной среде того времени. В конце концов ее братья убили ее за предполагаемый тайный роман.

Тринадцать ее стихотворений сохранились до наших дней. Это произведение считается одним из самых мощных и оригинальных поэтических выражений итальянской литературы XVI века, в котором используются темы и приемы, которые, по мнению некоторых ученых, делают его предшественником романтической поэзии.

Содержание

  • 1 Биография
    • 1.1 Ранняя жизнь
    • 1.2 Молодость
    • 1.3 Смерть
    • 1.4 Последствия
  • 2 Поэзия
  • 3 Наследие
  • 4 В массовой культуре
  • 5 Работы
    • 5.1 Сонеты
    • 5.2 Песни
  • 6 См. Также
  • 7 Примечания
  • 8 Библиография
  • 9 Внешние ссылки

Биография

Ранние годы

Изабелла ди Морра родился в знатной семье в Фавале (ныне Валсинни, в провинции Матера ), в то время входившем в Неаполитанское королевство. Она была дочерью Джованни Микеле ди Морра, барона Фавале, и Луизы Бранкаччо, дворянки из неаполитанской семьи. Дата ее рождения неизвестна: обычно делается ссылка на исследование Бенедетто Кроче, в котором говорится о 1520 году, хотя она могла родиться раньше, около 1515 или 1516 года.

В детстве Изабелла получила литературное и поэтическое образование у своего отца. Она, ее мать и ее братья и сестры (пять братьев: Маркантонио, Сципионе, Децио, Чезаре, Фабио и одна сестра: Порция) были оставлены Джованни Микеле в 1528 году, когда он был вынужден искать убежища во Франции после поддержки вторгшейся французской армии против испанского монарха Карла V для завоевания Неаполитанского королевства. Он мог бы вернуться в Фавале, поскольку его преступление против испанской короны было прощено, но он остался во Франции, служа в армии и советником Франциска I, а также присутствовал на придворных торжествах. Младший ребенок, Камилло, родился уже после его отъезда.

Сципион вскоре последовал за своим отцом, и его старший брат Маркантонио взял на себя власть в Фавале. Изабелла выросла во враждебной семейной среде, с беспомощной матерью и братьями, которые были грубыми, непослушными и жестокими. Она была глубоко тронута внезапным уходом отца, мучившим ее всю оставшуюся жизнь. Ей был предоставлен наставник, который руководил ею в изучении Петрарки и латинских поэтов, и, вероятно, был единственным человеком, с которым она могла говорить о литературе.

Молодежь

Замок Изабеллы ди Морра в Фавале (ныне Валсинни)

С самого начала враждебность характеризовала отношения между Изабеллой и тремя ее младшими братьями Чезаре, Децио и Фабио, которые, возможно, завидовали своей одаренной сестре и тому вниманию, которое уделялось ее образованию. Они заставили ее жить в строгой изоляции в семейном замке Фавале, расположенном на крутой скале над Ионическим морем. В замке Изабелла посвятила себя написанию стихов, найдя в стихах единственное утешение для своего одиночества.

Тем не менее, у нее была возможность подружиться со своими образованными соседями: Диего Сандовал де Кастро, бароном Боллиты (нынешний- день Нова Сири ), кастелян Козенца и его жена Антония Караччоло. Диего, испанского происхождения, описанный как красивый и храбрый солдат, сражавшийся на стороне армии Карла V в США, был опубликованным поэтом, членом Флорентийской академии и имел хорошие связи с структура власти в Неаполе - ставленник Вицероя Педро де Толедо. Возможно, поощряемые и поддерживаемые ее наставником, Изабелла и Диего начали тайную переписку, когда он начал отправлять ей письма от имени своей жены со стихами, на которые Изабелла могла бы ответить.

Начали появляться слухи о скрытой связи, хотя их отношения остаются загадкой, и неясно, были ли они чем-то большим, чем просто друзьями. За исключением краткого упоминания о браке, в сохранившихся произведениях Изабеллы нет любовных стихов, адресованных мужчине, в то время как лирика Диего описывает его чувства к своей возлюбленной, возможно, относящиеся к конкретной женщине, или просто обычные причитания, следуя поэтическому стилю романа. эпоха. Однако братья Изабеллы, узнав о письмах, заподозрили внебрачную связь и, чтобы искупить семейную честь, подготовили жестокий план наказания.

Смерть

Первой жертвой был ее наставник, который носил письма между ними. Затем они столкнулись с Изабеллой, и, согласно сообщениям того времени, она была найдена с письмами в руках. Она была зарезана. Двое из братьев сбежали во Францию, но вскоре они вернулись с очевидным намерением завершить свою месть против Диего, который, опасаясь за свою жизнь, нанял телохранителя. Три убийцы с помощью двух дядей и, вероятно, разжигаемые ненавистью к испанцам, убили его в лесу возле Нохи (сегодня известный как Ноэполи ) несколько месяцев спустя.

Смерть Изабеллы осталась почти незамеченной и даже одобрена обществом в соответствии с кодексом чести 16 века, а убийство Диего Сандоваля практически не расследовалось. Год ее смерти неизвестен, но, скорее всего, это был 1545 или 1546 год, хотя другие исследования предполагают, что она умерла в 1547 или 1548 году. Считается, что она была похоронена в местной церкви Сан-Фабиано, но без могилы и без следов к ней были найдены. Во время посещения Валсинни Кроче попытался обнаружить гробницу Изабеллы, но ремонтные работы в церкви уничтожили все следы семейных захоронений ди Морра, а его исследование за подземной стеной обнаружило только груды костей.

Последствия

Убийцы были вынуждены бежать из Неаполитанского королевства, чтобы избежать гнева вице-короля Педро де Толедо, который приказал прочесать всю провинцию. Они присоединились к своему отцу во Франции, который якобы умер вскоре после трагедии, так как он еще жил и получал пенсию в 1549 году. Их признали виновными заочно. Сципион, хотя и потрясенный убийствами и испытавший отвращение к ним, смирился с тем, что помогал своим братьям. Децио стал священником, а Чезаре женился на французской дворянке, но точной информации о Фабио нет. Сципионе, который был секретарем королевы Екатерины Медичи, позже был смертельно отравлен другими членами суда, которые завидовали ему.

Между тем оставшиеся братья были предстал перед судом. Маркантонио, который не принимал участия в заговоре, был заключен в тюрьму на несколько месяцев, а затем освобожден. Младший брат, Камилло, который также не имел никакого отношения к убийствам, был освобожден от соучастия.

Поэзия

Стихи Изабеллы были обнаружены, когда власти вошли в ее поместье для расследования убийства.. Есть десять сонетов и три стихотворения, опубликованных посмертно. Она была связана с литературным движением 1500-х годов, известным как петраркизм, возрождением модели Петрарки, начатой ​​Пьетро Бембо. Хотя ее форма, словарный запас и фразы следуют петрархистской моде того периода, она отличается мрачным и тревожным тоном, возможно, под влиянием средневековых поэтов, таких как Данте Алигьери (особенно Inferno глава и Рим Петроуз текст) и Якопоне да Тоди. Ее поэзия очень личная, на нее влияет положение ее семьи и вынужденная изоляция; она писала импульсивно, чтобы выразить свое разочарование, без каких-либо литературных украшений или формальной элегантности.

В отличие от других женских стихов, которые в основном основаны на воспевании идеализированной любви, в творчестве Изабеллы есть место только для экзистенциальной боли, обиды и одиночества, заставляющих она была отличительной фигурой среди поэтов-петрархов того времени. Брак - единственный способ любить, который не только удовлетворил бы ее социальное и женское положение, но и был бы единственным способом вырваться из угнетающей среды, в которой она жила. В ее стихах описывается горе, которое она испытывает, будучи изолированной, отделенной от других литературных людей. людей и скучает по отцу, с Природой как основным собеседником ее стихов.

Сама Изабелла определила свой стиль как «горький, резкий и печальный» (amaro, aspro e dolente) или «невоспитанный и хрупкий» ( ruvido e frale). Фортуна - главный антагонист ее творчества, которого обвиняют в том, что она лишила ее счастья и свободы. Удача - ее олицетворение жестокости человечества по отношению к «всякому добродушному сердцу» (ogni ben nato core), безоговорочно осуждающая мир, в котором тирания и насилие преобладают над добродетелью.

Река Синни на закате

Она выражает отвращение к ее родина, описываемая как «адская долина» (valle inferna) и «проклятое место» (denigrato sito), окруженная «одинокими и темными лесами» (selve erme ed oscure), населенная «иррациональными людьми, без интеллекта» (gente irrazional, priva d'ingegno) и пересекается «мутной Сири» (torbido Siri, сегодня известная как Sinni ), рекой, протекающей в долине под ее замком, чей непрерывный журчание, текущее вниз по течению в Море усиливает ее чувство изоляции и отчаяния. Она представляет, как символически бросается в любимую и ненавистную реку, возможно, намекая на самоубийство. Это привело к необычной теории, согласно которой ее сестра Порция и Диего Сандовал вели переписку, а затем стали жертвами убийц; Соответственно, Изабелла, пораженная трагедией, бросилась в реку, так как неизвестно, где она могла быть похоронена.

Она сканирует море в ожидании корабля, который принесет хорошие новости о ее изгнанном отце. (которая комфортно жила во Франции, игнорируя свою судьбу), в тщетной надежде, что ее состояние улучшится с его возвращением. Карл V (известный в текстах как «Цезарь ») обвиняется в «препятствовании отцу помогать своей дочери» (privar il padre di giovar la figlia), а Франциск I - «великий король» (gran re), к которому были обращены все надежды на ее собственное освобождение, но они были разбиты, когда французский монарх был окончательно побежден своим соперником, что сделало Изабеллу еще более подавленной. Ее мать изображается старой и несчастной женщиной, не способной контролировать своих детей; ее братья «крайне и отвратительно ленивы» (in estrema ed orrida fiacchezza), обвиняя Фортуну в том, что она лишает их доброй натуры, которой пользовались их предки, и объясняют их грубые и деспотические манеры словами: «теми, кто по незнанию не понимает меня, увы, упрекают "(da chi non son per ignoranza intesa i 'son, lassa, ripresa).

Она также отдала дань уважения поэту Луиджи Аламанни, который взял убежище во Франции после заговора против кардинала Джулио Медичи, позднее Папы Климента VII. Она пишет о своем «жалком конце» (miserando fine) и «теперь, когда я чувствую близость моего горького конца» (или ch'io sento da presso il fine amaro), что наводит на мысль, что она знала о своем неминуемом убийстве, или возможно, ожидая естественного хода ее печального существования. В последних композициях она находит утешение в Иисусе Христе и Деве Марии, через которых она, кажется, наконец приняла свое мучительное существование и попыталась обрести душевный покой, видимо, примирившись с земля, которую она когда-то презирала. Ее последняя надежда - увидеть себя «полностью освобожденной от грозовых земных облаков и среди благословенных душ» (sgombrata tutta dal terrestre nembo, e fra l'alme beate).

Наследие

Статуя Изабеллы ди Морра в Валсинни

Через несколько лет после ее смерти стихи стали распространяться в Неаполе, их читали с жалостью и восхищением, а затем отправили в Венецию, где некоторые из ее стихов появились в Книге 3 из антологии Лодовико Дольче, Rime di diversi illustri signori napoletani e d'altri nobilissimi intelletti (Стихи нескольких уважаемых неаполитанских джентльменов и других наиболее знатных умов) 1552 года. Позднее вся постановка была включена в Rime different d'alcune nobilissime, et virtuosissime donne (Стихи некоторых самых благородных и добродетельных женщин) Лодовико Доменичи в 1559 году. В 1629 году ее племянник Маркантонио, сын Камилло, опубликовал семейную биографию под названием Familiae nobilissimae de Morra Historia (История самой знатной семьи ди Морра), давая d электронные письма о ее жизни и смерти, которые были неизвестны до его выпуска.

Несмотря на то, что ее работы позже были включены в другие антологии, Изабелла была почти забыта и игнорировалась критиками на протяжении веков. После длительного периода молчания, который длился до начала 20 века, ее заново открыл Анджело де Губернатис в 1901 году, когда он присутствовал на конференции по литературе в Болонье. В 1907 году Де Губернатис опубликовал книгу «Изабелла Морра». Le rime (Изабелла Морра. Стихи), включая аннотации и вступительную биографию Изабеллы, взятую из монографии ее племянника. Но именно Бенедетто Кроче выпустила свою первую исторически задокументированную биографию и представила критическое эссе, переоценив ее место в итальянской литературе. Кроче хвалил ее поэзию за ее «страстную непосредственность» и «погружение в эмоции», которые сильно отличались от преобладающего стиля того времени, который он считал «драгоценным и искусственным».

Согласно Энциклопедии Пола Ф. Грендлера эпохи Возрождения в сочетании с Обществом Возрождения Америки, ее работа является «впечатляющим прообразом романтизма », и он утверждает: «ни один другой поэт до Изабеллы ди Морра не проникся такой личной глубиной в поэзию, привнося новую драму в лирику именно потому, что она так близко обращается к трагическим обстоятельствам ее жизни », способствуя« развитию новой чувствительности в поэтическом языке, основанной на жизненном письме, которое поднимает биографический, политический, семейный и личный до подлинно лирического уровня ». Она цитируется как предшественник Джакомо Леопарди из-за схожих тем, чувств и жизненного опыта. Считается также, что ее поэзия оказала возможное влияние на Торквато Тассо, поскольку это мрачно повторяется в его стихотворении Canzone al Metauro (A Poem for Metauro, 1578).

In популярная культура

Изабелла была изображена Анни Дюпери в одноименной драме, представленной в Театре д'Орсе, Париж 23 апреля. 1974. Он был написан Андре Пьером де Мандиарг и режиссером Жан-Луи Барро.

В 1993 году в ее родном городе Валсинни был основан литературный сайт, названный в ее честь, где проводились театральные и музыкальные представления.

Театрализованная работа «История Изабеллы ди Морра raccontata да Бенедетто Кроче» («История Изабеллы ди Морра в рассказе Бенедетто Кроче») Дачи Мараини была поставлена ​​в Валсинни. (1999) и Рим (2000).

Фестиваль Международная неделя кино Ио Изабеллы посвящен ее памяти.

Произведения

Сонеты

  • I fieri assalti di crudel fortuna (Жестокие атаки жестокой фортуны)
  • Sacra Giunone, se i volgari cuori (Священная Юнона, если вульгарно сердца)
  • D'un alto monte onde si scorge il mare (С высокой горы, открывающей море)
  • Quanto pregiar ti puoi, Siri mio amato (Возьми, моя возлюбленная Сири, большая гордость)
  • Non solo il ciel vi fu largo e cortese (Не только небеса были щедры и учтивы по отношению к вам)
  • Fortuna che sollevi in ​​alto stato (Фортуна, вы, поднявшаяся до высокого состояния)
  • Ecco ch'una altra volta, o valle inferna (Еще раз, о адская долина)
  • Torbido Siri, del mio mal superbo (Turbid Siri, горжусь своими недугами)
  • Se alla propinqua speme nuovo impaccio (Если к приближающейся надежде новое препятствие)
  • Scrissi con stile amaro, aspro e dolente (я писал горько, резко и печально)

Песни

  • Poscia ch'al bel desir troncate hai l'ale (Поскольку ты подрезал крылья прекрасному желанию)
  • Signore, che insino a qui, tua gran mercede (Господь, который до сих пор твоя великая милость)
  • Quel che gli giorni a dietro (Что в прошлые дни)

См. Также

Примечания

Библиография

Внешние ссылки

Викискладе есть медиафайлы, связанные с Изабеллой ди Морра.
Последняя правка сделана 2021-05-24 07:24:20
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте