Исаак бен Моисей из Вены

редактировать
Исаак бен Моисей
Личное
Родилсяc.1200. вероятно Богемия
Умерc.1270. Вена, Австрия
РелигияИудаизм

Исаак Бе n Моисей Венский, также называемый Исаак Ор Заруа или Риаз, был одним из величайших раввинов Средневековья. Вероятно, он родился в Богемии и жил между 1200 и 1270 годами. Он достиг своей известности в Вене и своей главной работе, галахическом руководстве, известном как Ор Заруа, был очень популярен среди евреев-ашкеназов. Он был членом хасидов Ашкеназ и учился у многих ученых, в том числе Раавья, раввина Иегуда Ха-Хасида, и раввина Элазара Рокича.. Он был одним из учителей раввина Меира из Ротенбурга.

Жизнь

В своем «Ор Заруа», единственном первоисточнике информации о своей жизни, Исаак бен Моисей упоминает в качестве учителей двух богемских ученых и Исаак бен Иаков ха-Лаван. Руководимый жаждой талмудических знаний, в юности он предпринял обширные путешествия по выдающимся ешивот Германии и Франции. По словам Гросса, он первым пошел к Ратисбону ; но С. Бернштейн предполагает, что раньше он надолго останавливался в Вене и стал тесно отождествляться с городом, поскольку его обычно цитируют как «Исаака Венского». Из числа многих ученых в Ратисбоне он выбрал своим проводником мистика Иегуду бен Самуэля Хашасида.

Около 1217 года он отправился в Париж, где великий талмудист Иуда бен Исаак Мессер Леон стал его главным учителем. Он также на короткое время посетил ешиву Якоба бен Меира в Провене. Затем он вернулся в Германию и учился у мистика Элеазара бен Иуды в Вормсе и в Шпейере у Симха бен Самуила из Шпейера, его близкий друг, и Элиэзер бен Иоиль ха-Леви, автор Ави ха-Эзри и Авиасаф. В Вюрцбурге, где раввин Меир из Ротенбурга был его учеником (ок. 1230), он стал рош ешивой. Позже Исаак вернулся в Ратисбон, а затем поселился на некоторое время в Вене, где занимал должность Ав Бет Дин и Рош-ешивы. Наконец, он отправился в Саксонию и Богемию.

Исаак прожил долгую, но неустойчивую и беспокойную жизнь. Он видел закон, обязывающий евреев носить желтый значок, введенный в действие во Франции, и сожалел о резне евреев во Франкфурте-на-Майне. -Main (1241) и вымогательства, практикуемые в отношении них знати Австрии. Его зять был из Лейпцига ; его сын по имени Ор Заруа, как и он ученый, вел обширную галахическую переписку, часть которой (251 респонса ) была напечатана под заголовком Сефер Шеелот у-Тешубот (Лейпциг, 1860 г.).

Работа

Ближе к концу своей жизни, около 1260 года, Исаак написал свой ритуальный труд Or Zarua. Его обычно цитируют как «Исаак или Заруа». Он был напечатан из рукописи Амстердам (неполный) Липой и Хешелем в Джитомире, 1862 г. Остальные рукописи находятся в Оксфорде и в Еврейской теологической семинарии в Нью-Йорк. В издании Lipa and Höschel Seder Незикин отсутствует; большая часть остальной работы была впоследствии напечатана в Иерусалиме Дж. М. Хиршенсоном.

Ор Заруа составляет весь ритуал и организован согласно талмудическим трактатам, в то же время галахот хранятся вместе. Автор, в отличие от Маймонида в своей Мишне Тора, не ограничивается принятием галахических решений, но приводит также отрывок из Талмуда, объясняет предмет и развивает его шумиху. Таким образом, Ор Заруа является одновременно ритуальным кодексом и комментарием к Талмуду. Поскольку он содержит, кроме того, объяснения некоторых отрывков из Библии, автора также цитируют как комментатора Библии.

Кроме того, книга содержит часть галахической переписки, которую автор вел с талмудистами Италии, Франции и Австрии. Более старые сборники галахических решений, которые автор собрал при жизни, похоже, также воплощены в работе. Исаак объясняет неизвестные слова на богемском (т.е. чешском ), своем родном языке, и цитирует Иерусалимский Талмуд, которому он придает большой авторитет в галахических решениях. Работа начинается с трактата, изложенного словами, значениям которых придается мистическое значение. Он является имитацией алфавита Акибы бен Иосифа и был составлен по приказу учителя Исаака Елеазара бен Иуды из Вормса. Сын Исаака Хаим Элиэзер составил сборник этого произведения, который существует в нескольких рукописях.

Ор Заруа удалось вытеснить все старые ритуальные произведения. Это очень важно также для Kulturgeschichte немецких евреев в средние века.

Согласно Гроссу, главное значение Исаака основывается на том факте, что он представил еврейским общинам славянских земель изучение Талмуда во Франции и на западе Германии.

Исаак обладал мягким и миролюбивым характером, и, возможно, по этой причине он не участвовал в борьбе против изучения светских наук, хотя неправильное ритуальное решение вызвало бы у него негодование. энергия. Он вел спор с несколькими раввинами о правовом статусе обрученной девушки, которая была вынуждена в силу обстоятельств принять христианство и впоследствии вернулась в иудаизм. Его тревога по поводу правильного соблюдения привела его к тому, что он предпочел более сложную, чем легкую ритуальную практику. Его мистические исследования объясняют его веру в чудеса. Его ученики высоко ценили его, и, как и другим учителям того времени, он получил титул Ха-Кадош («святой», рош ). Его современник Исайя ди Трани описал его как «чудо века».

Библиография из статьи Еврейской энциклопедии

Литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:19:14
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте