Исаак Хирш Вайс

редактировать
Портрет Исаака Хирша Вайса, из Еврейской энциклопедии 1906 года.

Исаак (Исаак) Хирш Вайс, также Эйсик Хирш Вайс (Иврит : יצחק הירש ווייס) (9 февраля 1815 - 1 июня 1905), был австрийцем талмудистом и историком литературы, родившимся в Groß Meseritsch, Габсбургов Моравия.

После получения элементарных инструкций по ивриту и Талмуду в различных чадрах В своего родного города он в возрасте восьми лет поступил в ешиву (основанную в Велке Мезиржичи в 1822 г.), где изучал Талмуд в течение 5 лет. Затем он учился дома под руководством наставника, а затем в ешиве Требич, Моравия, под Чайим Йозеф Поллак, и в ешиве Айзенштадта, Венгрия ниже, возвращается в свой родной город в 1837 году.

Содержание

  • 1 Ранние способности
  • 2 Действия в Вене
  • 3 Его Дор Дор ве-Доршоу
  • 4 Библиография Еврейской энциклопедии
  • 5 Ссылки
  • 6 Внешние ссылки

Ранние способности

С раннего возраста, когда Вайс начал изучать Талмуд и раввинов, можно сделать вывод, что он был наделен замечательными способность. Он также испытывал сильное желание заниматься светскими науками, которых он был лишен в юности, хотя его частный наставник обучал его немецкому языку. В некоторых йешиботах, которые он посещал, преподавались также иврит и грамматика, но это не удовлетворило Вайса. По этой причине он переходил от одного иешиба к другому, надеясь, что в конце концов найдет ту, в которой его желание учиться будет удовлетворено. Под влиянием Нахмана Крохмаля, Рапопорта и Gottesdienstliche Vorträge Леопольда Зунца Вайс посвятил часть своего времени изучению религиозной философии. Однако изучение Талмуда занимало большую часть его времени, и за годы, которые он провел в доме своих родителей, он написал несколько брошюр, содержащих новеллы о талмудических трактатах, а также о Шулхан 'Арук, Йоре Де'а и Шошен Мишпа. Он также поддерживал переписку со многими выдающимися раввинами, в частности, Джозефом Саулом Натансоном, и внес свой вклад в «Кокебе Йинаг» Стерна и в «Ишурун» Кобака. Первому он написал статьи на общие темы, а также стихи и ряд биографий, среди которых заслуживает особого внимания биография Раба (авва Арика ). В Jeschurun ​​он опубликовал несколько статей о происхождении молитвы.

Деятельность в Вене

В 1858 году Вайс поселился в Вене, где он стал корректором печати в типографии Самарского и Дитмарша. Шесть лет спустя (1864 г.) он был назначен лектором в бет ха-мидраш, основанном Адольфом Еллинеком, и занимал этот пост до своей смерти. В Вене, где были собраны Еллинек и другие выдающиеся еврейские ученые, Вайс нашел больше возможностей для своей литературной деятельности. Он немедленно обратил свое внимание на венское издание Талмуда, и записи, которыми он снабдил большинство трактатов, свидетельствуют о его обширной эрудиции. Затем, по запросу, он написал сборник законов и обычаев, относящихся к ритуалу; эта работа, получившая название Oraḥ la-addiḳ, была опубликована Шлоссбергом в начале Седера Тфиллат Ягоб (Вена, 1861 г.). В следующем году Вайс редактировал Сифра с комментарием Авраама бен Давида из Поскьера ; к этой работе он добавил историческое и лингвистическое введение в девяти главах и снабдил текст критическими и экзегетическими примечаниями, озаглавленными Масорет ха-Талмуд, с вариантами различных рукописей, а также указателем, показывающим параллельные отрывки в обоих Талмудим.

В 1864 году Вайс принял видное участие в процессе над Компертом, опубликовав брошюру под названием Neẓaḥ Yisrael в поддержку показаний Горовица и Маннгеймера с относительно веры в Мессию. Эта работа вызвала ответ, озаглавленный Nesheḳ Bar (Fürth, 1864). См. Генрих Грец # The Kompert Affair.

В том же году Вайс отредактировал мишнайот трактата Берахот, дав список вариантов в талмудимах и краткий синопсис. содержимого. Год спустя (1865 г.) он основал ежемесячный журнал «Бет ха-Мидраш», в котором, однако, появилось только пять номеров. В том же году он отредактировал Мекилта, к которому добавил введение, посвященное историческому развитию Галахи и Аггады, а также критический комментарий под названием «Миддот». Соферим.

После публикации своего эссе о языке мишна «Мишпа лешон ха-Мишна» (1867 г.) Вайс начал готовить свой грандиозный труд «Дор Дор ве-Доршоу» (1871–1891; см. Ниже). Хотя Вайс не добился успеха с его Бет ха-Мидраш, ему больше повезло с Бет Талмудом, ежемесячным журналом, который он основал в 1881 году вместе с Меиром Фридманом. В этом периодическом издании Вайс опубликовал множество собственных статей, большинство из которых посвящено Талмуду в целом и талмудическим предметам. Не менее важны его биографические зарисовки, среди которых - Маймонид, Раши и Якоб Там (Бет Талмуд, I., II, и III.., и переиздано в виде книги под названием Toledot Gedole Yisrael). В 1891 году, по завершении своего Дор, Вайс переиздал Дарк ха-Гемара Исаака Кампантона, методологию Талмуда. Его последней работой в форме книги был «Зикронотай» (Варшава, 1895), собрание воспоминаний с детства до восьмидесятилетия.

Он продолжал сотрудничать с различными периодическими изданиями на иврите, написав в основном биографии, из которых можно упомянуть биографии Саадиа Гаона (в Ха-Асиф, II. 275-293), опубликованные до Вайса. достиг своего тридцатого года, и год Маннгеймера (в Mi-Mizra umi-Ma'Arab, III. 17 et seq.). В своих лекциях Вайс был довольно свободен в отношении текста Талмуда и Мидрашей. Он без колебаний объявил текст ошибочным, когда ему так показалось; но, с другой стороны, он очень осторожно вносил исправления. Он также считал, что слова древних раввинов не следует толковать в соответствии с современной концепцией, так как такое толкование может привести к ошибкам.

Исаак Хирш умер в Вене 1 июня 1905 года.

Его Дор Дор ве-Доршоу

Самым важным произведением Вайса, благодаря которому он приобрел большую известность, является его Дор Дор ве-Доршоу (דור דור ודורשיו; «Каждое поколение и его ученые»), работа в пяти томах. Как показывает его немецкое название Zur Geschichte der Jüdischen Tradition, это история Галахи, или устного закона, с библейских времен до изгнание евреев из Испании в конце 15 века. Первый том (1871 г.) охватывает историю от появления устного закона до разрушения Второго Храма ; т. II. (1876) трактует таннаитский период до заключения Мишны ; т. iii. (1883), от амораического периода до завершения Вавилонского Талмуда ; т. iv. (1887), геонического периода до конца пятого тысячелетия (= середина 13 века); и т. v., периода казуистов ("посеим") до создания Шулан 'Арук.

Поскольку устный закон в действительности является интерпретацией Пятикнижия, Вайс считает, что он возник сразу же после редактирования последнего Моисеем. Очевидные расхождения в Пятикнижии и различных книгах Пророков (как хорошо известные различия между книгами Иезекииля и Левит и многими другими) обусловлены только разным толкованием Пятикнижия в разные эпохи. Будет видно, что Вайс защищал единство Пятикнижия и подтверждал авторство Моисея. Но он считал, что Моисей сам следовал определенным традициям, существовавшим в его время, поскольку сказано, что Авраам соблюдал Божьи заповеди и законы (Быт xxvi. 5). Он также утверждал, что хотя Пятикнижие не содержит простых повторений законов, оно содержит дополнения, которые усиливают или ограничивают заповеди, изложенные в более ранних книгах.

Во втором томе Вайс приводит историю Мехилта, Сифра, Сифре и Мишна. Этот том содержит также монографии по Таннаим, которые неоценимы для изучающих Талмуд; не скрывая ошибок некоторых, он защищает их, особенно патриархов, от обвинений Шорра и других. В третьем томе много места отведено Аггада и аггадистам, и автор не пытается извиниться за кажущиеся странными отрывки в этой части Талмуда, которые служат предлогом для тех, кто стремится умаляет его ценность. Но он указывает на множество назидательных фраз, разбросанных по всей Аггаде, и цитирует большое их количество.

Как и следовало ожидать, эта работа, принятая большинством ученых-талмудистов Хаскала в качестве стандартной истории устного закона, вызвала отклики от некоторых несогласных. Исаак Галеви, как известно, написал свой Дорот ха-Ришоним против Дор Вейсса (в основном в примечаниях в конце шестого тома) и опубликовал критику этой работы в Кенесет ха-Гедола (iv., часть 2, с. 65 и след.). выпустил небольшую брошюру под названием Ma'amar Doreshe Reshumot (Варшава, 1893 г.), в которой попытался выявить ошибки Вайса, а в своей брошюре Teshubot u-Ma'anot Nimraẓot даже не воздержался от личностей. Ю. Лифшиц написал опровержение «Дор Йешарим», которое было одобрено крупными фигурами Хареди, такими как Хаим Озер Гродзинский.

Библиография еврейской энциклопедии

Ссылки

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 07:16:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте