Исаак (Исаак) Хирш Вайс, также Эйсик Хирш Вайс (Иврит : יצחק הירש ווייס) (9 февраля 1815 - 1 июня 1905), был австрийцем талмудистом и историком литературы, родившимся в Groß Meseritsch, Габсбургов Моравия.
После получения элементарных инструкций по ивриту и Талмуду в различных чадрах В своего родного города он в возрасте восьми лет поступил в ешиву (основанную в Велке Мезиржичи в 1822 г.), где изучал Талмуд в течение 5 лет. Затем он учился дома под руководством наставника, а затем в ешиве Требич, Моравия, под Чайим Йозеф Поллак, и в ешиве Айзенштадта, Венгрия ниже, возвращается в свой родной город в 1837 году.
С раннего возраста, когда Вайс начал изучать Талмуд и раввинов, можно сделать вывод, что он был наделен замечательными способность. Он также испытывал сильное желание заниматься светскими науками, которых он был лишен в юности, хотя его частный наставник обучал его немецкому языку. В некоторых йешиботах, которые он посещал, преподавались также иврит и грамматика, но это не удовлетворило Вайса. По этой причине он переходил от одного иешиба к другому, надеясь, что в конце концов найдет ту, в которой его желание учиться будет удовлетворено. Под влиянием Нахмана Крохмаля, Рапопорта и Gottesdienstliche Vorträge Леопольда Зунца Вайс посвятил часть своего времени изучению религиозной философии. Однако изучение Талмуда занимало большую часть его времени, и за годы, которые он провел в доме своих родителей, он написал несколько брошюр, содержащих новеллы о талмудических трактатах, а также о Шулхан 'Арук, Йоре Де'а и Шошен Мишпа. Он также поддерживал переписку со многими выдающимися раввинами, в частности, Джозефом Саулом Натансоном, и внес свой вклад в «Кокебе Йинаг» Стерна и в «Ишурун» Кобака. Первому он написал статьи на общие темы, а также стихи и ряд биографий, среди которых заслуживает особого внимания биография Раба (авва Арика ). В Jeschurun он опубликовал несколько статей о происхождении молитвы.
В 1858 году Вайс поселился в Вене, где он стал корректором печати в типографии Самарского и Дитмарша. Шесть лет спустя (1864 г.) он был назначен лектором в бет ха-мидраш, основанном Адольфом Еллинеком, и занимал этот пост до своей смерти. В Вене, где были собраны Еллинек и другие выдающиеся еврейские ученые, Вайс нашел больше возможностей для своей литературной деятельности. Он немедленно обратил свое внимание на венское издание Талмуда, и записи, которыми он снабдил большинство трактатов, свидетельствуют о его обширной эрудиции. Затем, по запросу, он написал сборник законов и обычаев, относящихся к ритуалу; эта работа, получившая название Oraḥ la-addiḳ, была опубликована Шлоссбергом в начале Седера Тфиллат Ягоб (Вена, 1861 г.). В следующем году Вайс редактировал Сифра с комментарием Авраама бен Давида из Поскьера ; к этой работе он добавил историческое и лингвистическое введение в девяти главах и снабдил текст критическими и экзегетическими примечаниями, озаглавленными Масорет ха-Талмуд, с вариантами различных рукописей, а также указателем, показывающим параллельные отрывки в обоих Талмудим.
В 1864 году Вайс принял видное участие в процессе над Компертом, опубликовав брошюру под названием Neẓaḥ Yisrael в поддержку показаний Горовица и Маннгеймера с относительно веры в Мессию. Эта работа вызвала ответ, озаглавленный Nesheḳ Bar (Fürth, 1864). См. Генрих Грец # The Kompert Affair.
В том же году Вайс отредактировал мишнайот трактата Берахот, дав список вариантов в талмудимах и краткий синопсис. содержимого. Год спустя (1865 г.) он основал ежемесячный журнал «Бет ха-Мидраш», в котором, однако, появилось только пять номеров. В том же году он отредактировал Мекилта, к которому добавил введение, посвященное историческому развитию Галахи и Аггады, а также критический комментарий под названием «Миддот». Соферим.
После публикации своего эссе о языке мишна «Мишпа лешон ха-Мишна» (1867 г.) Вайс начал готовить свой грандиозный труд «Дор Дор ве-Доршоу» (1871–1891; см. Ниже). Хотя Вайс не добился успеха с его Бет ха-Мидраш, ему больше повезло с Бет Талмудом, ежемесячным журналом, который он основал в 1881 году вместе с Меиром Фридманом. В этом периодическом издании Вайс опубликовал множество собственных статей, большинство из которых посвящено Талмуду в целом и талмудическим предметам. Не менее важны его биографические зарисовки, среди которых - Маймонид, Раши и Якоб Там (Бет Талмуд, I., II, и III.., и переиздано в виде книги под названием Toledot Gedole Yisrael). В 1891 году, по завершении своего Дор, Вайс переиздал Дарк ха-Гемара Исаака Кампантона, методологию Талмуда. Его последней работой в форме книги был «Зикронотай» (Варшава, 1895), собрание воспоминаний с детства до восьмидесятилетия.
Он продолжал сотрудничать с различными периодическими изданиями на иврите, написав в основном биографии, из которых можно упомянуть биографии Саадиа Гаона (в Ха-Асиф, II. 275-293), опубликованные до Вайса. достиг своего тридцатого года, и год Маннгеймера (в Mi-Mizra umi-Ma'Arab, III. 17 et seq.). В своих лекциях Вайс был довольно свободен в отношении текста Талмуда и Мидрашей. Он без колебаний объявил текст ошибочным, когда ему так показалось; но, с другой стороны, он очень осторожно вносил исправления. Он также считал, что слова древних раввинов не следует толковать в соответствии с современной концепцией, так как такое толкование может привести к ошибкам.
Исаак Хирш умер в Вене 1 июня 1905 года.
Самым важным произведением Вайса, благодаря которому он приобрел большую известность, является его Дор Дор ве-Доршоу (דור דור ודורשיו; «Каждое поколение и его ученые»), работа в пяти томах. Как показывает его немецкое название Zur Geschichte der Jüdischen Tradition, это история Галахи, или устного закона, с библейских времен до изгнание евреев из Испании в конце 15 века. Первый том (1871 г.) охватывает историю от появления устного закона до разрушения Второго Храма ; т. II. (1876) трактует таннаитский период до заключения Мишны ; т. iii. (1883), от амораического периода до завершения Вавилонского Талмуда ; т. iv. (1887), геонического периода до конца пятого тысячелетия (= середина 13 века); и т. v., периода казуистов ("посеим") до создания Шулан 'Арук.
Поскольку устный закон в действительности является интерпретацией Пятикнижия, Вайс считает, что он возник сразу же после редактирования последнего Моисеем. Очевидные расхождения в Пятикнижии и различных книгах Пророков (как хорошо известные различия между книгами Иезекииля и Левит и многими другими) обусловлены только разным толкованием Пятикнижия в разные эпохи. Будет видно, что Вайс защищал единство Пятикнижия и подтверждал авторство Моисея. Но он считал, что Моисей сам следовал определенным традициям, существовавшим в его время, поскольку сказано, что Авраам соблюдал Божьи заповеди и законы (Быт xxvi. 5). Он также утверждал, что хотя Пятикнижие не содержит простых повторений законов, оно содержит дополнения, которые усиливают или ограничивают заповеди, изложенные в более ранних книгах.
Во втором томе Вайс приводит историю Мехилта, Сифра, Сифре и Мишна. Этот том содержит также монографии по Таннаим, которые неоценимы для изучающих Талмуд; не скрывая ошибок некоторых, он защищает их, особенно патриархов, от обвинений Шорра и других. В третьем томе много места отведено Аггада и аггадистам, и автор не пытается извиниться за кажущиеся странными отрывки в этой части Талмуда, которые служат предлогом для тех, кто стремится умаляет его ценность. Но он указывает на множество назидательных фраз, разбросанных по всей Аггаде, и цитирует большое их количество.
Как и следовало ожидать, эта работа, принятая большинством ученых-талмудистов Хаскала в качестве стандартной истории устного закона, вызвала отклики от некоторых несогласных. Исаак Галеви, как известно, написал свой Дорот ха-Ришоним против Дор Вейсса (в основном в примечаниях в конце шестого тома) и опубликовал критику этой работы в Кенесет ха-Гедола (iv., часть 2, с. 65 и след.). выпустил небольшую брошюру под названием Ma'amar Doreshe Reshumot (Варшава, 1893 г.), в которой попытался выявить ошибки Вайса, а в своей брошюре Teshubot u-Ma'anot Nimraẓot даже не воздержался от личностей. Ю. Лифшиц написал опровержение «Дор Йешарим», которое было одобрено крупными фигурами Хареди, такими как Хаим Озер Гродзинский.